В соответствии с техническим заданием к лету 1950 г. в Особом конструкторском бюро при Инженерном комитете Советской Армии (ОКБ ИК СА) на базе легкого плавающего танка К-90 был разработан бронетранспортер К-78. Особенностью конструкции этой машины (как и танка) стало широкое применение узлов и агрегатов гусеничного артиллерийского тягача М-2, автомобилей ЯАЗ-200, М-20 и «Москвич». Опытный образец машины изготовили на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ (г Москва) в мае-июне 1950 г. Специалисты ОКБ ИК СА под руководством А.Ф. Кравцева в 1949-1950 гг проработали несколько вариантов новой машины (под единым индексом), отличавшихся в основном грузоподъемностью и вместимостью.
Общая компоновка бронетранспортеров оставалась в целом неизменной. Существовал вариант неплавающей машины - К-78С (С - сухопутный), отличавшийся отсутствием водоходных движителей и конфигурацией кормовой части корпуса, выполненной по образцу БТР К-75. На базе бронетранспортера был выполнен также проект плавающей самоходной установки К-78, оснащенной 85-мм противотанковой пушкой. Однако в металле был реализован вариант, максимально унифицированный с плавающим танком К-90. Бронетранспортер К-78 предназначался для переправы через водные преграды артиллерии, боеприпасов и десанта пехоты. Экипаж состоял из двух человек - механика-водителя и командира машины.
Сварной корпус бронетранспортера состоял из пяти отделений: управления, командира машины, моторного, трансмиссионного и грузового (десантного). Жесткость корпуса обеспечивалась за счет двух силовых шпангоутов, а также пяти встроенных торсионных балок, задней силовой и поперечной балок. Отделение управления находилось в носовой части машины с левой стороны. В нем размещались; сиденье механика-водителя, рычаги и педали приводов управления двигателем и трансмиссией, штурвал управления рулями, привод управления волноотбойным щитком, контрольно-измерительные приборы, смотровые приборы, часть ЗИП, аппарат танкового переговорного устройства, радиостанция, два перископических смотровых прибора ППН, заимствованные у танка Т-54, два штыря для установки пулемета СГ-43. Под сиденьем механика-водителя находился клапан слива воды.
Отделение командира машины располагалось в левой части корпуса за отделением управления. В нем размещались: сиденье командира, рычаги управления лебедкой, управление закрытием и открытием входных жалюзи и заслонкой вентилятора, радиостанция, аппарат танкового переговорного устройства. В крыше корпуса над отделением имелся люк командира, закрывавшийся откидной крышкой, а также перископический смотровой прибор ТПК-1, обеспечивающий круговой обзор. Спереди справа от люка командира на крыше и по левую сторону от него на борту машины были установлены гнезда для крепления пулемета СГ-43. За люком командира на борту имелось гнездо для сьемного прожектора ПТ-20. Командир мог управлять прожектором из своего отделения. Моторное отделение располагалось в правой передней части корпуса бронетранспортера и было отделено от отделений управления и командира теплоизоляционной перегородкой оснащенной люками. В моторном отделении монтировались: двигатель ЯАЗ-204Б с дополнительным воздушным фильтром «Мультициклон», два топливных бака, вентилятор и приводы к нему водяной радиатор, лебедка форсуночный обогреватель (приспособление для подогрева двигателя и запуска его при низких температурах).
На крыше корпуса над моторным отделением имелся люк, в крышке которого были жалюзи для поступления воздуха. Над вентилятором в крыше располагались выходные жалюзи. Трансмиссионное отделение располагалось за моторным отделением и отделением командира, под грузовым отделением. В нем находились: механическая пятискоростная коробка передач ЯАЗ-200, раздаточная (распределительная) коробка, две коробки реверса гребных винтов, бортовые передачи (два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения), карданные валы автомобилей ЯАЗ-200, М-20, тягача М-2, два аккумулятора, приводы управления агрегатами трансмиссии и винтами. Вращающиеся части трансмиссии были прикрыты защитными кожухами. На карданном валу, соединяющим раздаточную коробку и главную передачу, устанавливался вентилятор, который по специальным воздуховодам направлял воздух от главной передачи в моторное отделение. Этим обеспечивалась вентиляция грузового отделения и охлаждение главной передачи.
В кормовой части К-78 располагалось грузовое (десантное) отделение. Оно отделялось от моторного отделения и отделения командира поперечной перегородкой (шпангоутом) корпуса. В грузовом отделении размещались съемные жесткие сиденья для 22 человек десанта, заборный насос и трубопроводы откачивающей системы, два гнезда для пулемета (по одному на каждом борту), ящик для ЗИПа, аппарат танкового переговорного устройства, ящик с пулеметными лентами, ручные гранаты, приспособления для крепления артиллерийских систем, оружейный ЗИП и частично ЗИП машины. Для облегчения посадки и высадки десанта, погрузки-разгрузки артиллерийских систем и других военных грузов задний борт бронетранспортера был выполнен откидным. Подъем и опускание борта осуществлялись с помощью ручной лебедки, установленной с правого борта в десантном отделении (лючок для доступа к лебедке находился в передней стенке грузового отделения).
На платформе грузового (десантного) отделения могли устанавливаться: 57-мм пушка с возимой частью боекомплекта и расчетом, 85-мм пушка с частью боекомплекта и расчетом или 122-мм гаубица обр. 1938 г. с расчетом (при условии отсутствия волнения), а также другие грузы весом до 2,5т. Погрузка артиллерийских систем проводилась с помощью лебедки, приводимой от двигателя, по аппарелям при откинутом заднем борте. При этом две перекладины, используемые в качестве жестких сидений, устанавливались вдоль машины и использовались как грузовые балки. На бортах грузового отделения снаружи монтировались аппарели и частично размещался ЗИП. Под откидным бортом на корме бронетранспортера крепился буксирный прибор. Сверху грузовое отделение закрывалось съемным брезентовым тентом.
Броневая защита бронетранспортера была противопульной, из броневых катаных листов. Лобовые листы были изготовлены: верхний - из 6-мм стали с углом наклона 78; средний - из 15-мм стали с углом наклона 40 и 35; боковые (скуловые) - из 15-мм стали с углом наклона 35. Бортовые листы: верхний - из 10-мм стали с углом наклона 30; нижний (устанавливался вертикально) - из 8-мм стали. Кормовые листы: нижний - из 6-мм стали с углом наклона 45. Задний откидной борт был выполнен из 4-мм стали с углом наклона 75, из 6-мм стали с углом наклона 40, из 6-мм стали с углом наклона 30. Крыша выполнялась из 6-мм стали с углом наклона 68 и из 4-мм стали с углом наклона 90. Откидной броневой щиток из 6-мм стали был без наклона.
Подвеска - индивидуальная, торсионная. Опытный образец К-78 оснащался гусеничным движителем с использованием элементов ходовой части гусеничного артиллерийского тягача М-2. Он включал гусеницы, направляющие колеса (взаимозаменяемые с опорными катками) с натяжными приспособлениями, ведущие колеса, расположенные в задней части машины, и по пять опорных и три поддерживающих катка с каждой стороны (в проектах ОКБ ИК СА были представлены шести- и семиопорный варианты машины). Колея машины составляла 2480 мм, длина опорной поверхности - 3250 мм. При поворотах обеспечивался минимальный радиус поворота 2960 мм. Движение К-78 на воде осуществлялось с помощью двух гребных винтов с шагом 336 мм и диаметром 600 мм, расположенных в двух кормовых тоннелях. Минимальный радиус поворота на воде составлял: на двух винтах с помощью рулей - 15 м; на одном правом винте или на одном левом винте влево - 50 м; радиус циркуляции при повороте винтами - 1,5 м. Конструкция движителей обеспечивала выход бронетранспортера из воды на берег при углах 20-25.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Основными источниками электроэнергии служили две аккумуляторные батареи 6СТЭ-140 и генератор ГСК-1500 мощностью 1,5 кВт. К-78 оснащался приборами внутреннего и наружного освещения с дорожной сигнализацией. Для внешней связи устанавливалась радиостанция 10РТ-26, для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-47. На К-78 имелись также механический насос для откачки воды производительностью 250 л/ мин и ручной насос для откачки воды производительностью 60 л/мин.
Учитывая, что разработка К-78 выполнялась по единому техническому заданию и с максимальной степенью унификации с легким плавающим танком К-90, невольно возникает вопрос о сравнении технического уровня бронетранспортеров К-78 и «Объект 750», созданного базе плавающего танка «Объект 740». Из представленных характеристик видно, что грузоподъемность К-78 на воде (2500 кг) превосходила грузоподъемность БТР-50ПА на 500 кг, а максимальная скорость (45,9 км/ч) была выше. Боевая масса К-78 составляла 10,4 т, что было на 3,9 т меньше боевой массы БТР-50ПА (14,3 т). Расход топлива у К-78 был на 6-40% меньше. Кроме того, бронетранспортер А.Ф. Кравцева имел существенно более компактные габариты и больший дорожный просвет. К положительным особенностям бронетранспортера К-78 можно отнести использование в его конструкции узлов и агрегатов, хорошо освоенных автомобильной промышленностью. Немаловажным являлось и применение двигателя массового грузового автомобиля ЯАЗ-200. Эти обстоятельства предопределяли существенно более низкие затраты при эксплуатации и ремонте машины.
Стоит напомнить, что бронетранспортер, как и плавающий танк К-90, создавался силами только одного конструкторского коллектива на базе Военно-ремонтного завода №2 ГБТУ (БТР «Объект 750» разрабатывался на мощном танковом производстве с привлечением пяти ведущих научно-исследовательских организаций). При этом машина, созданная ОКБ ИК СА под руководством А.Ф. Кравцева, соответствовала ТТЗ заказчика и в целом успешно выдержала напряженные испытания. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №2486-983 от 10 июня 1950 г. комиссия провела в период с 19 мая по 23 июня 1950 г заводско-полигонные испытания опытного образца плавающего гусеничного бронетранспортера К-78. Целью испытаний являлось определение соответствия тактико-технических характеристик опытного образца предъявлявшимся требованиям, надежности работы всех механизмов, удобства обслуживания и ремонта агрегатов в полевых условиях силами экипажа, удобства размещения десанта и других военных грузов, обслуживания пулемета и прицельных приспособлений. За время испытаний бронетранспортер прошел 2037 км, из них: по грунтовым проселочным дорогам - 1523 км; по шоссейным дорогам - 292 км; по воде - 222 км. Двигатель отработал 157 ч, из них; без нагрузки - 11 ч, на воде - 32 ч.
Пробеговые испытания К-78 проводились в районе НИИБТ Полигона в условиях грунтовой проселочной дороги, разбитой танками, с большим количеством волнообразных неровностей, а также асфальтированного и булыжного шоссе. Причем эти испытания проходили круглосуточно. Движение по дорогам производилось на скоростях, максимально возможных для данных дорожных условий. Во время испытаний бронетранспортер К-78 был полностью укомплектован возимым комплектом ЗИПа, заправлен ГСМ и догружен балластом до боевой массы 10,4 т.
В заключении комиссии отмечалось:
1. Опытный образец плавающего бронетранспортера К-78 по основанным показателям соответствует тактико-техническим требованиям, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР №2486-983 от 10.6.1950 года.
2. Бронетранспортер создан, в основном, на базе серийных агрегатов и узлов артиллерийского тягача М-2, что в значительной степени упрощает и удешевляет его производство.
3. Плавающий бронетранспортер К- 78 обеспечивает переправу через водные преграды десанта пехоты в количестве 22-25 человек или артсистем 57-85 мм с расчетом и частью боекомплекта и обладает требуемым запасом плавучести и достаточной остойчивостью.
4. Представленный опытный образец бронетранспортера имеет ряд конструктивных и производственных недостатков, снижающих его боевые качества. Все обнаруженные недостатки могут быть устранены путем внесения некоторых конструктивных изменений и улучшения качества изготовления. Основными агрегатами и узлами, которые требуют доработки, являются:
- корпус:
- пулеметная установка:
- лебедка:
- радиатор:
- волноотбойный щиток:
- торсионные валы подвески.
Также должно быть устранено задымление десантного отделения и обеспечено удобство размещения экипажа и десанта.
5. Комиссия считает целесообразным изготовление двух опытных плавающих бронетранспортеров К-78 для государственных испытаний, при условии устранения недостатков, выявленных при испытаниях первого опытного образца, и установки на двигатель отечественных насосфорсунок.
Всего в 1952 г. изготовили два опытных образца К-78. Однако после проведения заводских испытаний постановлением СМ СССР от 24 октября 1952 г дальнейшие работы над бронетранспортерами были прекращены. Сегодня сохранившийся образец бронетранспортера К-78 можно увидеть в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники (п. Кубинка). В заключение необходимо отметить, что в 1949-1950 гг (вероятно, на «волне» интереса к боевым плавающим машинам) в ОКБ ИК СВ во главе с А.Ф. Кравцевым разрабатывался тяжелый танк К-91. Однако можно предположить, что неудача, постигшая К-90 и К-78, привела к прекращению всех работ и по этой машине.
Основные тактико-технические характеристики бронетранспортера К-78
Боевая масса, т - 10,4
Экипаж, чел. - 2 + (19-22)
Грузоподъемность, кг:
- на суше 2000
- на воде 2500
Габаритные размеры, мм - 6760x2930x1800
Дорожный просвет (клиренс), мм - 400
Бронирование, мм - 15-6
Вооружение:
- Пулемет СП-43 (7,62 мм)
- Пулемет КПВТ (14,5 мм)
- ракетница (26 мм)
Боекомплект:
- патронов 14,5 мм /патронов 7,62 мм, шт - 1000
- ручных гранат Ф-1,шт - 10
- сигнальных патронов (ракет сигнальных), шт - 24
Двигатель - Дизель ЯАЗ-204Б, 2-тактный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, 142 л.с. при 2100 об/мин (с импортными форсунками С-80)
Удельная мощность, л.с./т 13,6
Удельное давление на грунт кг/см - 0,53
Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе - 45,9
- на плаву вперед/назад - 9,35/5
Запас плавучести в % - 35
Тяга на швартовых, т - 0,99
Запас хода, км:
- по шоссе 180-260
- на плаву 60-70
Запас топлива, л - 240
Преодолеваемые препятствия, м:
- высота стенки - 0,7
- ширина рва - 2,25
Расход топлива на 100 км пути в литрах:
- по асфальтовому шоссе, грунтовым проселочным дорогам - 64,2-122,0
- на воде - 298,0