http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-78-1.jpg

В соответствии с техническим заданием к лету 1950 г. в Особом конструкторском бюро при Инженерном комитете Советской Армии (ОКБ ИК СА) на базе легкого плавающего танка К-90 был разработан бронетранспортер К-78. Особенностью конструкции этой машины (как и танка) стало широкое применение узлов и агрегатов гусеничного артиллерийского тягача М-2, автомобилей ЯАЗ-200, М-20 и «Москвич». Опытный образец машины изготовили на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ (г Москва) в мае-июне 1950 г. Специалисты ОКБ ИК СА под руководством А.Ф. Кравцева в 1949-1950 гг проработали несколько вариантов новой машины (под единым индексом), отличавшихся в основном грузоподъемностью и вместимостью.

Общая компоновка бронетранспортеров оставалась в целом неизменной. Существовал вариант неплавающей машины - К-78С (С - сухопутный), отличавшийся отсутствием водоходных движителей и конфигурацией кормовой части корпуса, выполненной по образцу БТР К-75. На базе бронетранспортера был выполнен также проект плавающей самоходной установки К-78, оснащенной 85-мм противотанковой пушкой. Однако в металле был реализован вариант, максимально унифицированный с плавающим танком К-90. Бронетранспортер К-78 предназначался для переправы через водные преграды артиллерии, боеприпасов и десанта пехоты. Экипаж состоял из двух человек - механика-водителя и командира машины.

Сварной корпус бронетранспортера состоял из пяти отделений: управления, командира машины, моторного, трансмиссионного и грузового (десантного). Жесткость корпуса обеспечивалась за счет двух силовых шпангоутов, а также пяти встроенных торсионных балок, задней силовой и поперечной балок. Отделение управления находилось в носовой части машины с левой стороны. В нем размещались; сиденье механика-водителя, рычаги и педали приводов управления двигателем и трансмиссией, штурвал управления рулями, привод управления волноотбойным щитком, контрольно-измерительные приборы, смотровые приборы, часть ЗИП, аппарат танкового переговорного устройства, радиостанция, два перископических смотровых прибора ППН, заимствованные у танка Т-54, два штыря для установки пулемета СГ-43. Под сиденьем механика-водителя находился клапан слива воды.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-78-2.jpg

Отделение командира машины располагалось в левой части корпуса за отделением управления. В нем размещались: сиденье командира, рычаги управления лебедкой, управление закрытием и открытием входных жалюзи и заслонкой вентилятора, радиостанция, аппарат танкового переговорного устройства. В крыше корпуса над отделением имелся люк командира, закрывавшийся откидной крышкой, а также перископический смотровой прибор ТПК-1, обеспечивающий круговой обзор. Спереди справа от люка командира на крыше и по левую сторону от него на борту машины были установлены гнезда для крепления пулемета СГ-43. За люком командира на борту имелось гнездо для сьемного прожектора ПТ-20. Командир мог управлять прожектором из своего отделения. Моторное отделение располагалось в правой передней части корпуса бронетранспортера и было отделено от отделений управления и командира теплоизоляционной перегородкой оснащенной люками. В моторном отделении монтировались: двигатель ЯАЗ-204Б с дополнительным воздушным фильтром «Мультициклон», два топливных бака, вентилятор и приводы к нему водяной радиатор, лебедка форсуночный обогреватель (приспособление для подогрева двигателя и запуска его при низких температурах).

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-78-3.jpg

На крыше корпуса над моторным отделением имелся люк, в крышке которого были жалюзи для поступления воздуха. Над вентилятором в крыше располагались выходные жалюзи. Трансмиссионное отделение располагалось за моторным отделением и отделением командира, под грузовым отделением. В нем находились: механическая пятискоростная коробка передач ЯАЗ-200, раздаточная (распределительная) коробка, две коробки реверса гребных винтов, бортовые передачи (два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения), карданные валы автомобилей ЯАЗ-200, М-20, тягача М-2, два аккумулятора, приводы управления агрегатами трансмиссии и винтами. Вращающиеся части трансмиссии были прикрыты защитными кожухами. На карданном валу, соединяющим раздаточную коробку и главную передачу, устанавливался вентилятор, который по специальным воздуховодам направлял воздух от главной передачи в моторное отделение. Этим обеспечивалась вентиляция грузового отделения и охлаждение главной передачи.

В кормовой части К-78 располагалось грузовое (десантное) отделение. Оно отделялось от моторного отделения и отделения командира поперечной перегородкой (шпангоутом) корпуса. В грузовом отделении размещались съемные жесткие сиденья для 22 человек десанта, заборный насос и трубопроводы откачивающей системы, два гнезда для пулемета (по одному на каждом борту), ящик для ЗИПа, аппарат танкового переговорного устройства, ящик с пулеметными лентами, ручные гранаты, приспособления для крепления артиллерийских систем, оружейный ЗИП и частично ЗИП машины. Для облегчения посадки и высадки десанта, погрузки-разгрузки артиллерийских систем и других военных грузов задний борт бронетранспортера был выполнен откидным. Подъем и опускание борта осуществлялись с помощью ручной лебедки, установленной с правого борта в десантном отделении (лючок для доступа к лебедке находился в передней стенке грузового отделения).

На платформе грузового (десантного) отделения могли устанавливаться: 57-мм пушка с возимой частью боекомплекта и расчетом, 85-мм пушка с частью боекомплекта и расчетом или 122-мм гаубица обр. 1938 г. с расчетом (при условии отсутствия волнения), а также другие грузы весом до 2,5т. Погрузка артиллерийских систем проводилась с помощью лебедки, приводимой от двигателя, по аппарелям при откинутом заднем борте. При этом две перекладины, используемые в качестве жестких сидений, устанавливались вдоль машины и использовались как грузовые балки. На бортах грузового отделения снаружи монтировались аппарели и частично размещался ЗИП. Под откидным бортом на корме бронетранспортера крепился буксирный прибор. Сверху грузовое отделение закрывалось съемным брезентовым тентом.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-78-4.jpg

Броневая защита бронетранспортера была противопульной, из броневых катаных листов. Лобовые листы были изготовлены: верхний - из 6-мм стали с углом наклона 78; средний - из 15-мм стали с углом наклона 40 и 35; боковые (скуловые) - из 15-мм стали с углом наклона 35. Бортовые листы: верхний - из 10-мм стали с углом наклона 30; нижний (устанавливался вертикально) - из 8-мм стали. Кормовые листы: нижний - из 6-мм стали с углом наклона 45. Задний откидной борт был выполнен из 4-мм стали с углом наклона 75, из 6-мм стали с углом наклона 40, из 6-мм стали с углом наклона 30. Крыша выполнялась из 6-мм стали с углом наклона 68 и из 4-мм стали с углом наклона 90. Откидной броневой щиток из 6-мм стали был без наклона.

Подвеска - индивидуальная, торсионная. Опытный образец К-78 оснащался гусеничным движителем с использованием элементов ходовой части гусеничного артиллерийского тягача М-2. Он включал гусеницы, направляющие колеса (взаимозаменяемые с опорными катками) с натяжными приспособлениями, ведущие колеса, расположенные в задней части машины, и по пять опорных и три поддерживающих катка с каждой стороны (в проектах ОКБ ИК СА были представлены шести- и семиопорный варианты машины). Колея машины составляла 2480 мм, длина опорной поверхности - 3250 мм. При поворотах обеспечивался минимальный радиус поворота 2960 мм. Движение К-78 на воде осуществлялось с помощью двух гребных винтов с шагом 336 мм и диаметром 600 мм, расположенных в двух кормовых тоннелях. Минимальный радиус поворота на воде составлял: на двух винтах с помощью рулей - 15 м; на одном правом винте или на одном левом винте влево - 50 м; радиус циркуляции при повороте винтами - 1,5 м. Конструкция движителей обеспечивала выход бронетранспортера из воды на берег при углах 20-25.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Основными источниками электроэнергии служили две аккумуляторные батареи 6СТЭ-140 и генератор ГСК-1500 мощностью 1,5 кВт. К-78 оснащался приборами внутреннего и наружного освещения с дорожной сигнализацией. Для внешней связи устанавливалась радиостанция 10РТ-26, для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-47. На К-78 имелись также механический насос для откачки воды производительностью 250 л/ мин и ручной насос для откачки воды производительностью 60 л/мин.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-78-5.jpg

Учитывая, что разработка К-78 выполнялась по единому техническому заданию и с максимальной степенью унификации с легким плавающим танком К-90, невольно возникает вопрос о сравнении технического уровня бронетранспортеров К-78 и «Объект 750», созданного базе плавающего танка «Объект 740». Из представленных характеристик видно, что грузоподъемность К-78 на воде (2500 кг) превосходила грузоподъемность БТР-50ПА на 500 кг, а максимальная скорость (45,9 км/ч) была выше. Боевая масса К-78 составляла 10,4 т, что было на 3,9 т меньше боевой массы БТР-50ПА (14,3 т). Расход топлива у К-78 был на 6-40% меньше. Кроме того, бронетранспортер А.Ф. Кравцева имел существенно более компактные габариты и больший дорожный просвет. К положительным особенностям бронетранспортера К-78 можно отнести использование в его конструкции узлов и агрегатов, хорошо освоенных автомобильной промышленностью. Немаловажным являлось и применение двигателя массового грузового автомобиля ЯАЗ-200. Эти обстоятельства предопределяли существенно более низкие затраты при эксплуатации и ремонте машины.

Стоит напомнить, что бронетранспортер, как и плавающий танк К-90, создавался силами только одного конструкторского коллектива на базе Военно-ремонтного завода №2 ГБТУ (БТР «Объект 750» разрабатывался на мощном танковом производстве с привлечением пяти ведущих научно-исследовательских организаций). При этом машина, созданная ОКБ ИК СА под руководством А.Ф. Кравцева, соответствовала ТТЗ заказчика и в целом успешно выдержала напряженные испытания. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №2486-983 от 10 июня 1950 г. комиссия провела в период с 19 мая по 23 июня 1950 г заводско-полигонные испытания опытного образца плавающего гусеничного бронетранспортера К-78. Целью испытаний являлось определение соответствия тактико-технических характеристик опытного образца предъявлявшимся требованиям, надежности работы всех механизмов, удобства обслуживания и ремонта агрегатов в полевых условиях силами экипажа, удобства размещения десанта и других военных грузов, обслуживания пулемета и прицельных приспособлений. За время испытаний бронетранспортер прошел 2037 км, из них: по грунтовым проселочным дорогам - 1523 км; по шоссейным дорогам - 292 км; по воде - 222 км. Двигатель отработал 157 ч, из них; без нагрузки - 11 ч, на воде - 32 ч.

Пробеговые испытания К-78 проводились в районе НИИБТ Полигона в условиях грунтовой проселочной дороги, разбитой танками, с большим количеством волнообразных неровностей, а также асфальтированного и булыжного шоссе. Причем эти испытания проходили круглосуточно. Движение по дорогам производилось на скоростях, максимально возможных для данных дорожных условий. Во время испытаний бронетранспортер К-78 был полностью укомплектован возимым комплектом ЗИПа, заправлен ГСМ и догружен балластом до боевой массы 10,4 т.

В заключении комиссии отмечалось:
1. Опытный образец плавающего бронетранспортера К-78 по основанным показателям соответствует тактико-техническим требованиям, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР №2486-983 от 10.6.1950 года.
2. Бронетранспортер создан, в основном, на базе серийных агрегатов и узлов артиллерийского тягача М-2, что в значительной степени упрощает и удешевляет его производство.
3. Плавающий бронетранспортер К- 78 обеспечивает переправу через водные преграды десанта пехоты в количестве 22-25 человек или артсистем 57-85 мм с расчетом и частью боекомплекта и обладает требуемым запасом плавучести и достаточной остойчивостью.
4. Представленный опытный образец бронетранспортера имеет ряд конструктивных и производственных недостатков, снижающих его боевые качества. Все обнаруженные недостатки могут быть устранены путем внесения некоторых конструктивных изменений и улучшения качества изготовления. Основными агрегатами и узлами, которые требуют доработки, являются:
- корпус:
- пулеметная установка:
- лебедка:
- радиатор:
- волноотбойный щиток:
- торсионные валы подвески.
Также должно быть устранено задымление десантного отделения и обеспечено удобство размещения экипажа и десанта.
5. Комиссия считает целесообразным изготовление двух опытных плавающих бронетранспортеров К-78 для государственных испытаний, при условии устранения недостатков, выявленных при испытаниях первого опытного образца, и установки на двигатель отечественных насосфорсунок.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-78-6.jpg

Всего в 1952 г. изготовили два опытных образца К-78. Однако после проведения заводских испытаний постановлением СМ СССР от 24 октября 1952 г дальнейшие работы над бронетранспортерами были прекращены. Сегодня сохранившийся образец бронетранспортера К-78 можно увидеть в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники (п. Кубинка). В заключение необходимо отметить, что в 1949-1950 гг (вероятно, на «волне» интереса к боевым плавающим машинам) в ОКБ ИК СВ во главе с А.Ф. Кравцевым разрабатывался тяжелый танк К-91. Однако можно предположить, что неудача, постигшая К-90 и К-78, привела к прекращению всех работ и по этой машине.

Основные тактико-технические характеристики бронетранспортера К-78
Боевая масса, т - 10,4
Экипаж, чел. - 2 + (19-22)
Грузоподъемность, кг:
- на суше 2000
- на воде 2500
Габаритные размеры, мм - 6760x2930x1800
Дорожный просвет (клиренс), мм - 400
Бронирование, мм - 15-6
Вооружение:
- Пулемет СП-43 (7,62 мм)
- Пулемет КПВТ (14,5 мм)
- ракетница (26 мм)
Боекомплект:
- патронов 14,5 мм /патронов 7,62 мм, шт - 1000
- ручных гранат Ф-1,шт - 10
- сигнальных патронов (ракет сигнальных), шт - 24
Двигатель - Дизель ЯАЗ-204Б, 2-тактный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, 142 л.с. при 2100 об/мин (с импортными форсунками С-80)
Удельная мощность, л.с./т 13,6
Удельное давление на грунт кг/см - 0,53
Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе - 45,9
- на плаву вперед/назад - 9,35/5
Запас плавучести в % - 35
Тяга на швартовых, т - 0,99
Запас хода, км:
- по шоссе 180-260
- на плаву 60-70
Запас топлива, л - 240
Преодолеваемые препятствия, м:
- высота стенки - 0,7
- ширина рва - 2,25
Расход топлива на 100 км пути в литрах:
- по асфальтовому шоссе, грунтовым проселочным дорогам - 64,2-122,0
- на воде - 298,0