На требование ВВС США создать дальний истребитель сопровождения откликнулись многие самолетостроительные фирмы, в том числе и «Lockheed». Конструкторское бюро фирмы под руководством Дона Пэлмера и Билла Рэлтона разработало свой проект, получивший обозначение «модель 090-32-01». 20 июня 1946 г. командование ВВС одобрило проект фирмы и выдало заказ на постройку двух опытных самолетов. Истребители получили обозначение ХР-90. Первоначально проект самолёта имел дельтовидное крыло, но продувки модели в аэродинамической трубе Калифорнийского технологического института показали отсутствие преимущества такого крыла для дальнего истребителя. Не зная о результатах этих продувок, завод уже приступил к сборке некоторых узлов, но после получения соответствующей информации работы по истребителю были прекращены, а сделанные узлы сдали в утиль.
Конструкторам фирмы пришлось полностью переделать свой проект на новый, который получил обозначение «модель 90». По новому проекту истребитель имел уже стреловидное крыло, острый нос, боковые воздухозаборники и два двигателя, установленные в хвостовой части фюзеляжа. Для увеличения дальности на самолет предусматривалась подвеска дополнительных топливных баков на концах крыла. В конструкции самолёта были применены новые алюминиевые сплавы, облегченные фрезерованные и кованые детали. Но все равно самолёт получился тяжелым по сравнению с его конкурентом XF-88 фирмы «Макдоннелл», хотя двигатели обоих самолётов были идентичны. По тем же требованиям строился истребитель YF-93A фирмы «Норт Америкэн», представляющий собой дальнейшее развитие истребителя F-86 «Сейбр».
Проведенный ВВС США конкурс на дальний истребитель сопровождения среди этих трех фирм выявил победителя - фирму «Норт Америкэн» с ее истребителем YF-93A. Фирма даже получила заказ на 118 серийных F-93A, который в феврале 1949 г. был аннулирован. Основная причина крылась в сокращении военного бюджета, а также в предпочтении, отданном строительству перехватчиков и стратегических бомбардировщиков. Выдвинутые проекты истребителей и их летные данные не устраивали командование ВВС - оно интуитивно чувствовало, что ни из одного проекта конкурса не выйдет хорошего боевого самолета.
Первый полёт опытного самолёта Lockheed XF-90 был выполнен с авиабазы Мюрок 3 июня 1949 г. под руководством летчика-испытателя Тони Ливьера. Летные характеристики оказались неудовлетворительными из-за малой тяги установленных двигателей. После установки новых двигателей с форсажной камерой самолёт получил новое обозначение XF-90A. Самолёт получился достаточно тяжелым, значительная часть веса приходилась на топливо как на внутренних, так и на двух внешних сбрасываемых баках, расположенных на концах крыла. Летные данные самолета возросли, а на пикировании Т. Ливьер развил скорость М=1,12. В одном из полетов Т. Ливьер чуть было не разбился, так как самолет с трудом вышел из скоростного пикирования. По сравнению с истребителем F-86A фирмы «Норт Америкэн», уже находящимся в серийном производстве, летные данные XF-90A были ниже. Поэтому командование ВВС посчитало самолет недостаточным доведенным и принятие его на вооружение нецелесообразным.
Для повышения летных данных фирма предлагала несколько вариантов усовершенствования своего истребителя. Все эти варианты были связаны с установкой новых двигателей, но они так и не были реализованы из-за трудности работ. Проведенные летом 1950 г. конкурсные лётные испытания самолётов XF-90, XF-88 и YF-93A выявили победителя - истребитель XF-88 фирмы «Макдоннелл». Победитель конкурса самолет XF-88 заказа так и не получил, началась война в Корее. В сентябре 1950 г. работы по Lockheed XF-90 были официально закрыты. Первый опытный самолет был передан лаборатории NACA в Кливленде, а второй уничтожен во время ядерных испытаний на плато Френчмэна в Неваде.
Самолёт Lockheed XF-90 представляет собой моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя двигателями. Стреловидность крыла по передней кромке составляла 35°. Механизация крыла состояла из предкрылков и закрылков Фаулера. Фюзеляж имел сильно вытянутую носовую часть круглого поперечного сечения, которая расширялась в связи с установкой двух двигателей.
Тактико-технические характеристики самолёта XF-90A
Экипаж, чел. 1
Двигатель, тип х кол. ТРД х 2 Марка, фирма XJ34-WE-15, «Вестингауз»
Тяга: бесфорсажная, кгс 1362
форсажная, кгс 1908
Размах крыла, м 12,2
Длина самолета, м 17,12
Высота самолета, м 4,81
Площадь крыла, м 32,09
Масса: максимальная взлетная, кг 14 101
Пустого самолета, кг 8195
Топлива во внутренних баках, л 6310
Боевой нагрузки, кг н/д
Максимальная скорость на высоте с пикирования, км/ч М = 1,12
Максимальная скорость у земли, км/ч 1068
Практический потолок, м 11 895
Максимальная дальность, км 3680
Вооружение: число узлов внешней подвески 2
- шесть 20-мм пушек
- Бомбовая нагрузка - 746 кг
- Легкие бомбы или 8х 127-мм НУР HVAR.