http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Vultee-XP-81-01.jpg

Первые созданные в мире реактивные истребители имели один серьезный недостаток - малую продолжительность полета из-за большого расхода топлива по сравнению с поршневыми самолетами. Армейская авиация США рассматривала возможность создания реактивного истребителя для действия над просторами Тихого океана. Чтобы достичь такой продолжительности полета, появились требования создания истребителя с комбинированной силовой установкой. Будущий истребитель должен был иметь два двигателя: один турбовинтовой, другой турбореактивный. Турбовинтовой двигатель должен был использоваться для полета на крейсерском режиме полета, а турбореактивный - для взлета и полета с большой скоростью. Дальность полета такого истребителя должна была достигать 2000 км.

Проект дальнего истребителя сопровождения с комбинированной силовой установкой стал первым проектом фирмы «Consolidated», или сокращенно «Конвэр». Эта фирма образовалась путем слияния в марте 1943 г. двух американских фирм «Consolidated» и «Vultee», хотя официально, как торговая марка, она была зарегистрирована только в 1954 г. В том же году она стала отделением фирмы «Дженерал дайнемикс», сохранив на некоторое время возможность продолжать самостоятельные разработки. Проект реактивного истребителя был разработан главным инженером «Vultee» Чарльзом Ирвином и летчиком-испытателем Фрэнком Дэвисом в сотрудничестве с армейской авиацией США. Самолёт получил фирменное обозначение «модель 102». Он представлял собой металлический низкоплан с турбовинтовым двигателем TG-100 в носовой части фюзеляжа и с выхлопом под фюзеляж и турбореактивным двигателем J33-GE-5 в хвостовой части фюзеляжа с двумя воздухозаборниками сверху.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Vultee-XP-81-02.jpg

В начале 1944 г. началась детальная проработка будущего истребителя, а заказ на две опытные машины от армейской авиации США был получен 11 февраля. Истребитель получил обозначение XP-81. Затем заказ был дополнен на 13 предсерийных машин. Они должны быть легче опытных машин, иметь более мощный турбовинтовой двигатель TG-110 и вооружены шестью 12,7-мм пулеметами или шестью 20-мм пушками. Первый опытный самолет XP-81 был уже построен, но турбовинтовой двигатель TG-100 еще не был готов. Чтобы не терять время, было решено установить вместо турбовинтового двигателя - поршневой «Мерлин» V-1560-7 с моторамой от истребителя P-51D «Мустанг». Первый полет опытной машины состоялся 11 февраля 1945 г. на базе высохшего озера Мюрок. Испытания показали хорошую управляемость, но курсовая устойчивость была недостаточной. В результате второй опытный образец на заводе был оснащен увеличенным килем округлой формы (киль увеличили на 40 см), и в нижней части фюзеляжа установили небольшой гребень.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Vultee-XP-81-03.jpg

Война против Японии подходила к концу, и тяжелый истребитель с большой дальностью полета уже стал неактуальным. Контракт на 13 предсерийных машин был аннулирован, но испытания опытных истребителей продолжались. Первый опытный самолет перегнали снова на базу Вулти, где наконец-то его оснастили штатным турбовинтовым двигателем TG-100 с четырехлопастным воздушным винтом. Первоначально по проекту этот двигатель должен был развивать мощность в 2300 э.л.с., но на самом деле он развивал мощность около 1400 э.л.с. Первый полет с таким двигателем состоялся 21 декабря 1945 г. Летные данные ХР-81 оказались не лучше чем с поршневым двигателем «Мерлин». После установки двигателя возникли проблемы с вибрацией винта и постоянными протечками масла.

Новый истребитель имел чрезвычайно высокий взлетный вес, максимальный вес превышал 11 000 кг. Максимальная скорость на высоте при работе двух двигателей достигала 811 км/ч. Летные характеристики самолета XP-81 лишь незначительно превосходили летные характеристики имевшихся в то время истребителей сопровождения с поршневыми двигателями. Программа создания истребителя с комбинированной силовой установкой официально была закрыта 9 мая 1947 г. Машины переименовали в ZXF-81, определяя их как опытные, а затем и вовсе их планеры использовали в качестве мишеней для фотосъемки и бомбометания. XP-81 стал первым в мире боевым самолетом с комбинированной силовой установкой, состоящей из турбовинтового и турбореактивного двигателей. Самолет XP-81 представлял собой металлический низкоплан с прямым крылом и комбинированной силовой установкой. Шасси с носовым колесом.

Тактико-технические характеристики самолета Consolidated Vultee XP-81
Экипаж, чел.  1
Двигатель, тип х кол. ТВД х 1 Марка, фирма XT31-GE-1, «Дженерал электрик»
Тяга, э.л.с.  2300
тип X кол. ТРДх1 Марка, фирма J33-GE-5, «Аллисон»
Тяга, кгс  1703
Размах крыла, м  15,4
Длина самолета, м  13,7
Высота самолета, м  4,27
Площадь крыла, м  39,53
Масса: максимальная взлетная, кг 11 190
Пустого самолета, кг  5790
Топлива во внутренних баках, кг  н/д
Боевой нагрузки, кг  1500
Максимальная скорость на высоте, км/ч 811
Максимальная скорость у земли, км/ч  765
Скороподъемность, м/с  27
Практический потолок, м  10 800
Максимальная дальность, км  4000
Вооружение: число узлов внешней подвески  2
Пушечное число, калибр, мм  6х12,7 или 6x20*
* - на опытной машине не устанавливалось