Вскоре после образования в 1948 году "Consolidated Vultee", ВМС США проявили интерес к новой многофункциональной летающей лодке с большой продолжительностью полёта. В ответ фирма предложила проект летающей лодки Convair Model 3 с четырьмя ТВД. Контракт на постройку двух прототипов был подписан 27 мая 1946 года. Новая лодка XP5Y-1 отличалась исключительной чистотой обводов и высоким удлинением - 10:1. Силовая установка включала четыре ТВД Allison T40-A-4, оснащенных соосными воздушными винтами противоположного вращения. Главным предназначением гидроплана считалась борьба с подводными лодками, в состав бортового оборудования включили поисковую РЛС, магнитометр, радиопеленгаторы, а вооружение было представлено морскими минами, глубинными бомбами, торпедами, обычными бомбами и НАР.
Первый полёт состоялся в Сан-Диего 18 апреля 1950 года, а в августе гидроплан установил рекорд продолжительности полёта для самолетов с ТВД - 8 ч 6 мин. Август стал критическим для XP5Y-1 месяцем - флот отказался от использования самолёта в качестве патрульного, но решил продолжить работы по созданию пассажирского и грузового вариантов. Работы шли, несмотря на аварию XP5Y-1 у берегов Сан-Диего 15 июля 1953 года (без жертв, но с гибелью самолёта). Первый R3Y «Tradewind» поднялся в воздух 25 февраля 1955 года. Внешне самолёт был почти идентичен, от XP5Y-1 он отличался фюзеляжем длиной 43,43 м. Новый вариант не имел вооружения, была изменена конструкция хвостового оперения, устроена грузовая дверь по левому борту корпуса сразу за крылом, а также предусматривалась возможность установки двигателей T40-A-10. В грузовой гермокабине могли разместиться 103 человека или различная техника.
Возможности R3Y «Tradewind» были продемонстрированы 24 февраля 1955 года, когда одна из пяти летающих лодок пересекла континентальную часть США от побережья до побережья со средней скоростью 649 км/ч. 18 октября был выполнен рекордный полёт продолжительностью 6 ч 45 мин: лодка выполнила перелет из Гонолулу на авиабазу Аламеда, штат Калифорния, со средней скоростью 579 км/ч. R3Y-2 отличалась новой носовой частью. Это значительно облегчало загрузку и выгрузку различного оборудования. Лодка просто подруливала к берегу, носовая часть откидывалась вверх и по выдвижному трапу военная техника сразу могла вступать в бой. В гермокабину R3Y-2 длиной 26,8 м и шириной 2,7 м входили четыре 155-мм гаубицы, шесть джипов или три тягача по 2,5 т. Нормальный взлетный вес R3Y-2 -74844 кг, а перегрузочный - 79380 кг. Экипаж - 7 человек, а полезная нагрузка - около 22 т.
Одну серийную R3Y-2 переоборудовали в опытный самолет-заправщик. Машина получила внутренние баки и четыре выпускаемых шланга. Оборудование работало безотказно, и в одном из полетов четверка реактивных истребителей F9F-8 "Кугуар" одновременно заправилась от"Пассата"-танкера. 31 марта 1956 года летающие лодки R3Y-1 и R3Y-2 поступили на вооружение 2-й транспортной эскадрильи ВМС США, однако аварии с силовыми установками, случившиеся 10 мая 1957 года и 2 января 1958 года (в полете просто отвалились соосные винты), заставили командование прекратить эксплуатацию R3Y «Tradewind». Эскадрилью сократили сначала до двух R3Y-1 и двух R3Y-2, а 16 апреля 1958 года ее расформировали.
Варианты:
- R3Y-1: первая серийная модификация.
- R3Y-2: построено шесть машин десантно-штурмового варианта гидросамолета R3Y-1, они отличались откидываемой вверх носовой частью корпуса для обеспечения быстрой высадки десанта непосредственно из летающей лодки на урез воды по встроенной рампе; R3Y-2 выполнил первый полет 22 декабря 1954 года, а в сентябре 1956 года один самолет, переоборудованный в заправщик, выполнил первую в истории одновременную дозаправку в воздухе двух истребителей F9F-8 Cougar
Тактико-технические характеристики R3Y «Tradewind»
Экипаж, чел 5
Размах крыла, м 44.42
Длина самолета,м 42.26
Высота самолета,м 15.68
Площадь крыла,м2 195.27
Масса, кг
- пустого самолета 32579
- нормальная взлетная 65998
- максимальная взлетная 74842
Тип двигателя 4 ТВД Allison T40-A-10
Мощность, э.л.с. 4 х 5100
Максимальная скорость, км/ч 624
Крейсерская скорость, км/ч 362
Перегоночная дальность, км 5552
Практическая дальность, км 4482
Практический потолок, м 12100
Полезная нагрузка: 103 пассажиров или 72 носилок и 12 сопровождающих или 24400 кг груза