Лёгкий истребитель Breguet Br.1001 «Taon» разработан французской фирмой Breguet. В ответ на техническое задание НАТО на одноместный лёгкий ударный истребитель, пригодный для взлета с малоподготовленных или вовсе неподготовленных аэродромов, компания "Breguet" создала небольшой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и стреловидным стабилизатором. Он имел трехопорное убираемое шасси, сконструированное специально для использования с неподготовленных ВПП. Фюзеляж в целях уменьшения лобового сопротивления на околозвуковых скоростях был построен с учетом правила площадей и имел закрытую кабину пилота с катапультным креслом. Самолёт оснащался турбореактивным двигателем Bristol Orpheus BOr.3.
В ходе сравнительных испытаний с конкурентами проект Breguet Br.1001 «Taon» (это слово, переводимое как "овод", также представляет собой анаграмму НАТО) был одобрен, и компания получила заказ на постройку трех прототипов, первый из которых поднялся в воздух 26 июля 1957 года под обозначением Br.1001.01. Второй прототип, Breguet Br.1001.02, имел незначительные аэродинамические улучшения и немного удлиненный фюзеляж. Для улучшения скоростных характеристик в корневых частях крыла были установлены аэродинамические наплывы, служащие также для размещения дополнительных запасов топлива. В такой конфигурации 25 апреля 1958 года Br.1001.02 установил мировой рекорд на замкнутом маршруте в 1000 км, достигнув скорости 1046,65 км/ч на высоте 7620 м. Три месяца спустя, 23 июля, Taon побил свой рекорд, развив скорость 1075 км/ч. Несмотря на впечатляющие скоростные характеристики, работы по самолету были прекращены - победителем тендера объявили Fiat G.91. Из ранее запланированных трех было построено только два прототипа.
Варианты
- Br.1002: обозначение было дано планируемой модификации перехватчика Taon с ракетным вооружением
- Br.1003: обозначение планируемой серийной модификации Taon, но ни одной машины построено не было; планировалось, что проектируемый Br.1003 должен иметь фюзеляж, спроектированный в соответствии с правилом площадей, и силовую установку из одного ТРД Orpheus BOr.12 тягой 36,34 кН на форсаже
Тактико-технические характеристики Br.1001 «Taon»
Размах крыла, м 6.80
Длина, м 11.68
Высота, м 3.70
Площадь крыла, м2 14.50
Масса, кг
- нормальная взлетная 3425
- максимальная взлетная 5560
Тип двигателя 2 ТРД Bristol Orpheus BOr.3
Тяга (нефорсированная.), кгс 2 х 2200
Топливо в ПТБ , л 2 х 1250
Максимальная скорость, км/ч 1075
Крейсерская скорость, км/ч 768
Практическая дальность, км 1650
Боевой радиус действия, км 310
Максимальная скороподъемность, м/мин 1200
Практический потолок, м 12600
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 12.7-мм пулемета Colt-Browning M3 c 300 патронами на пулемет.
Боевая нагрузка - 454 кг на 4 узлах подвески
2х 227-кг бомбы, или 4 ПУ 6х76-мм или 31х70-мм НУР, или
4 контейнера с 12.7-мм пулеметом и 250 патронами