http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/i-360-1.jpg

Находящиеся на вооружении ВВС страны истребители МиГ-15 и МиГ-17 на начало 1950-х гг. уже не удовлетворяли требованиям военных. Настало время создавать сверхзвуковые машины. В США в то время начали проектировать свой первый сверхзвуковой истребитель, получивший обозначение F-100. В ОКБ А.И.Микояна также приступили к созданию первого сверхзвукового истребителя. Его история начинается 30 июля 1950 г. В тот день на совещании у И.В.Сталина был поднят вопрос о создании такого истребителя. Ранее отработанная на экспериментальном самолете СМ-1 силовая установка с двумя бесфорсажными двигателями АМ-5А переносится на новую машину И-360 (СМ-2), которая создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1951 г. как истребитель сопровождения.

Проектирование И-360 (СМ-2) было выполнено в кратчайшие сроки под общим руководством А.Г.Брунова. Спустя четыре месяца состоялась защита эскизного проекта. И-360 (СМ-2) стал принципиально новой машиной, хотя и продолжал семейство, начатое с МиГ-15. При внешнем сходстве с СМ-1 он имел существенные отличия. Главное — крыло стреловидностью 55 по линии четвертей хорд с меньшим размахом и с одним аэродинамическим гребнем на каждой консоли. Горизонтальное оперение было перемещено к верху киля, фюзеляж стал длиннее на 1,6 м, изменился фонарь кабины. Одностекольный фонарь с улучшенным обзором имел несколько удлиненную форму, его крышка, как и на предыдущих машинах, сдвигалась назад. Катапультируемое сидение было оснащено шторкой для защиты лица пилота, опускавшуюся перед катапультированием.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/i-360-2.jpg

Изменился и состав вооружения. Еще при испытаниях первого советского реактивного истребителя МиГ-9 обнаружилось, что стрельба из пушек, расположенных вблизи воздухозаборников, отрицательно влияет на работу силовой установки. Воздушный поток, возмущенный пороховыми газами и попадавший на лопатки осевого компрессора под углом атаки, отличным от расчетного, отрывался, приводя к возникновению помпажа. На МиГ-15 и МиГ-17 устанавливались двигатели с центробежным компрессором, менее чувствительным к неравномерности потока, что и определило компоновку оружия. При разработке И-360 (СМ-2) эти проблемы возникли снова. Один из вооруженцев, Н.И.Волков, предложил перенести пушки в крыло. В результате вместо трех пушек, ранее (на МиГ-15 и МиГ-17) размещавшихся на лафетной установке в носовой части фюзеляжа, на И-360 (СМ-2) в корне крыла установили две Н-37Д с боезапасом по 100 патронов на каждую. В то же время компоновка нового истребителя сопровождения сохраняла некоторые черты МиГ-17.

Самолет СМ-2 (И-360) вышел с завода в апреле 1952 г. и совершил первый полет 24 мая. Его поднял в воздух лётчик-испытатель Г.А.Седов. В ходе лётных испытаний, продолжавшихся до конца года, обнаружилась тряска типа бафтинга стабилизатора, возникающая на некоторых режимах полёта. Провели дополнительные исследования, в результате горизонтальное оперение перенесли с вершины киля на фюзеляж, увеличив при этом его площадь. Из-за этого тормозные ищтки перенесли вперед по фюзеляжу.

В 1953 г. в одном из полётов у лётчика Г.А.Седова на высоте 500 м «зависли» обороты обоих двигателей. Лётчик сумел выполнить посадку на своем аэродроме, но на самом конце полосы машина выкатилась на грунт и получила повреждение. В том же году был построен второй экземпляр СМ-2/2, В отличие от первого на нем сразу же установили пушки с длинными трехкамерными надульниками, а для защиты от воздействия пороховых газов при стрельбе из пушек на фюзеляже сделали небольшие накладки, кроме того, несколько увеличили по площади тормозные щитки. Машина поступила на государственные испытания в ГК НИИ ВВС. Они продолжались до тех пор, пока не обнаружился серьезный дефект: неустойчивость по тангажу из-за снижения эффективности горизонтального оперения. Испытания прервали, и самолёт возвратили на завод для переделки. Стабилизатор опустили еще ниже, теперь он крепился к фюзеляжу.

С тех пор стабилизатор всех будущих МиГов навсегда «расстался» с килем. Всего было построено два экземпляра И-360 (СМ-2). Самолёт СМ-2 так и не вышел на сверхзвук в горизонтальном полёте, но с небольшим снижением была достигнута скорость М=1,19. Испытания самолёта выявили значительные преимущества аэродинамической компоновки СМ-2 перед СМ-1, который перевели в разряд летающей лаборатории, а фронтовой истребитель было решено строить на базе самолёта И-360 (СМ-2).

Тактико-технические характеристики И-360 (СМ-2)
Размах крыла, м   9.04
Длина, м   13.90
Площадь крыла, м2   25.00
Масса, кг   
- пустого самолета   4718
- максимальная взлетная   6820
- топлива   1825
Тип двигателя   2 ТРД АМ-5
Тяга, кгс   2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч   1153
Практическая дальность, км   
- нормальная   1620
- с ПТБ   2700
Скороподъемность, м/мин   3846
Практический потолок, м   15200
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 37-мм пушки Н-37 (боезапас 100 и 150 патронов).
  две бомбы до 250 кг или двух блоков с АРС-57М