http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/Su-17-Fitter.jpg

Истребитель-бомбардировщик Су-17 (код НАТО — «Fitter») предназначен для поражения наземных, надводных и воздушных целей, а также для ведения тактической воздушной разведки. В 1965 г. ОКБ им. П.О. Сухого приступило к созданию нового истребителя-бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла на базе хорошо зарекомендовавшего себя Су-7. Главным отличием от своего предшественника стало крыло изменяемой геометрии. Для упрощения конструкции и быстрейшего запуска в серийное производство поворотными выполнили только концевые части крыльев (подвижная часть крыла была установлена примерно на половине каждой консоли).

В результате проведенные доработки (в сравнении с Су-7) не привепи к существенному изменению технологии производства. В августе 1966 г. опытный образец, получивший обозначение С-22И (МС-19). совершил первый полет. Серийное производство самолета под обозначением Су-17 было развернуто в 1970 г.

В процессе эксплуатации разработаны следующие модификации самолета:
Су-17М — истребитель-бомбардировщик с новым двигателем АЛ-21ФЗ и топливными баками увеличенной емкости. Установлен автоматический радиокомплекс АРК-10: радионавигационная станция СП-50, ра диовысотомер РВ-УМ, доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7. маркер МРП-56П. ответчик СОД-57, радиостанции Р-831 и РСИУ-5. В кабинете летчика установлен коллиматорный прицел АСП-5НД, сопряженный с радиодальномером. Вооружение состоит из двух пушек НР-30 (кроме того, могут подвешиваться контейнеры СППУ-22 с пушками ГШ-23), свободнопадающих бомб массой до 500 кг на шести узлах внешней подвески, УР Х-23, НУР С-24 или С-5 В дальнейшем вооружение самолетов последовательно усиливалось.

Су-17М2 — истребитель-бомбардировщик. Модификация Су-17М с удлиненной на 200 мм носовой частью. в которой установлен лазерный дальномер-целеуказатепь «Клен» и доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7.

Су-17МЗ —истребитель-бомбардировщик. Создан на базе серийного самолета Су-17М2. На нем установлен один двигатель АЛ-21ФЗ с максимальной тягой на форсаже 11200 кгс. Отличительной внешней особенностью Су-17МЗ по сравнению с предыдущей модификацией (Су-17М2) является опущенная вниз носовая часть фюзеляжа и наличие десяти точек внешней подвески. Кроме того, на нем на 0,5 ед. возросла максимально допустимая эксплуатационная перегрузка, на 350 кг увеличен запас топлива во внутренних баках и на 350 кг - в подвесных. Повышение запаса топлива на борту позволило на 6% увеличить тактический радиус полета самолета.

В результате проведенных доработок на Су-17МЗ по сравнению с Су-17М2 повышена точность применения управляемого и неуправляемого вооружения, обеспечена возможность применения УР класса «воздух-РЛС» Х-27ПС и Х-58, увеличена точность навигации и определения высоты полета, повышена выживаемость самолета за счет модернизации комплекса РЭП и установки устройства выброса радиолокационных и инфракрасных помех.

Размещенный на Су-17МЗ прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер «Клен-ПС», стрелково-бомбардировочныи прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. Бортовая РЛС на Су-17МЗ так же, как и на всех самолетах семейства Су-17, отсутствует.

В результате проведенной модернизации масса пустого самолета возросла на 430 кг, что привело к увеличению на 50-100 м длины взлетно-посадочной дистанции и уменьшению на 400 м практического потолка. На Су-17МЗ повышена боевая живучесть за счет бронирования кабины экипажа, взрывобезопастности топливных баков с помощью нейтрального газа и поропласта, противопожарной защиты двигателя и топливной системы. Суммарная масса средств боевой живучести на Су-17МЗ составляет 195 кг, что на 30 кг превышает массу этих средств на Су-17М2.

В состав вооружения самолета Су-17МЗ входят УР класса «воздух-поверхность» Х-23, Х-25, Х-29Л. С-25Л, ракеты «воздух-РЛС» Х-28. Х-58, Х-27ПС, ракеты «воздух-воздух» Р-60. НУР С-24, С-25, С-8, С-5, авиабомбы, зажигательные баки массой до 500 кг, 2 встроенные пушки НР-30 калибра 30 мм с боезапасом 320 патронов. 2 двуствольные подвесные пушечные установки СППУ-22 калибра 23 мм с боезапасом 260 патронов.

На самолет могут подвешиваться до четырех подвесных баков ПТБ-800Л или до двух подвесных баков ПТБ-1150Л. Су-17МЗ по эффективности на 20% превосходит самолет Су-17М2.

Су-17М4 — истребитель-бомбардировщик. Последняя серийная модификация Су-17 с усовершенствованным бортовым оборудованием и нерегулируемым воздухозаборником. Разработан на базе серийного истребителя-бомбардировщика Су-17МЗ с учетом опыта боевого применения и эксплуатации экспортных вариантов Су-20, Су-22 и имеет модернизированное прицельно-навигационное оборудование и расширенный состав вооружения.

Отличительной внешней особенностью самолета Су-17М4 по сравнению с Су-17МЗ выступает наличие круглого воздухозаборника расположенного в верхней части фюзеляжа перед килем. Истребитель-бомбардировщик имеет трехстоечное шасси с одинарными баллонами на колесах. Применение пневматиков низкого давления позволило эксплуатировать машину с аэродромов с травяным покрытием.

Кабина пилота оснащена катапультным креслом К-36. Фонарь кабины открывается вверх и назад. На нем расположен перископ для обзора задней полусферы. Для уменьшения длины пробега служит тормозной парашют. На самолете установлен 1 двигатель АЛ-21ФЗ с максимальной тягой на форсаже 11200 кгс.

Основное принципиальное отличие самолета от предыдущих вариантов модернизации - наличие на борту цифрового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-54 в составе системы управления оружием, станции подсвета и определения дальности «Клен», радиотехнической системы ближней навигации, вычислителя, доплеровского измерителя скорости и угла сноса, инерциальной курсовертикали и визирной головки. Самолет оборудован оптическим прицелом АСП-17, индикатором прямой видимости, системой обнаружения радиолокационного облучения «Сирена-3» (обеспечивает обзор на 360°) и др.

Для выполнения разведывательных задач Су-17М4 оснащен контейнером комплексной разведки ККР (подвешивается на самолетах более ранних модификаций), в котором размещаются аэрофотоаппараты плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС бокового обзора, ИК-система, а также осветительные патроны для фотографирования в ночных условиях.

Кроме того, на Су-17М4 по сравнению с Су-17МЗ внесены дополнительные изменения в состав бортового оборудования, которые позволили улучшить качество управления самолетом за счет модернизации системы автоматического управления, повысить качество радиосвязи путем установки современной радиостанции, увеличить точность навигации и определения высоты полета путем модернизации навигационной системы, повысить выживаемость самолета за счет модернизации комплекса РЭП и станции предупреждения об облучении. Бортовая РЛС на Су-17М4, как и на всех самолетах семейства Су-17, отсутствует.

Для модернизации оборудования требовался дополнительный объем планера. его изыскали, сократив на 280 кг запаса топлива во внутренних баках. В целом масса самолета уменьшилась на 150 кг, что укоротило на 50-100 м длину взлетно-посадочной дистанции.

На Су-17М4 предусмотрено повышение боевой живучести самолета: кабина экипажа бронирована, обеспечена взрывобезопасность топливных баков с помощью нейтрального газа и поропласта, а также противопожарная защита двигателя и топливной системы.

Самолет имеет 10 подфюзеляжных узлов подвески, на которых может размещаться боевая нагрузка общей массой до 4250 кг. В состав вооружения входят УР класса «воздух-поверхность» Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, С-25Л, ракеты «воздух-РЛС» Х-58У, Х-27ПС. Х-25МП, ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-60М, НУР С-24, С-25, С-5М. С-5, авиабомбы, зажигательные баки массой до 500 кг, 2 встроенные пушки НР-30 калибра 30 мм с боезапасом 160 патронов, по две двуствольные подвесные пушечные установки СППУ-22 калибра 23 мм с боезапасом 260 патронов для стрельбы вперед и назад. На истребитель-бомбардировщик подвешивается до четырех подвесных баков ПТБ-800 и до двух подвесных баков ПТБ-1150. Су-17М4 по эффективности на 8-10% превосходит предшествующий вариант Су-17МЗ.

Су-17МЗР — тактический разведчик на базе Су-17МЗ.

Су-17М4Р — тактический разведчик на базе Су-17М4.

Су-17УМ, Су-17УМЗ — учебно-тренировочные самолеты.

Истребители-бомбардировщики, получившие обозначение Су-20, Су-20Р, Су-22У, Су-22УМЗ, Су-22М, Су-22МЗ, Су-22М4, Су-22М4Р являются экспортными вариантами самолета Су-17 соответствующей модификации. На этих машинах устанавливался двигатель Р-29БС -300, что обеспечивало унификацию с силовой установкой истребителя МиГ-23.

Базовый самолет имеет цельнометаллическую конструкцию с крылом изменяемой стреловидности. Фюзеляж полумонококовой конструкции. В головной части размещен воздухозаборник с регулируемым центральным конусом. На Су-17М4 центральный конус неподвижен. Крыло состоит из двух частей: неподвижной со стреловидностью по передней кромке 63° и поворотной со стреловидностью по передней кромке от 30 до 63°. Крыло имеет поперечное V. Механизация крыла состоит из щелевых закрылков, трехсекционного предкрылка и элеронов. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Шасси трехопорное с передней стойкой. Основные колеса снабжены противоюзовой автоматикой.

Управление полетом и вооружением осуществляется с помощью прицельно-навигационного комплекса. В его состав входят радиотехнические системы ближней (РСБН) и дальней (РСДН) навигации, автоматический радиокомпас АРК-15М (на Су-17М4 - АРК-22), радиовысотомер А-035, доплеровский измеритель скорости и смещения ДИСС-7, указатель скольжения и инерциальная курсовая система ИКС-8. Пилотажно-навигационная система совместно с системой автоматического управления САУ-22М1 обеспечивает полет в атоматическом режиме от взлета до посадки на минимальной высоте 60 м.

Самолет оснащен станциями оповещении о радиолокационном облучении (СПО) и ответных помех (СПС), лазерным дальномером комплекса «Клен», прицелом АСП-17БЦ, радиостанцией Р-832 (на Су-17М4 — Р-862) MB- и ДМВ-диапазонов. На Су-17М4 установлен пилотажно-навигационный комплекс ПНК-54, работой которого управляет ЦВМ 20-22.

Су-17 оснащен турбореактивным двигателем АЛ-7Ф1 с тягой 94 кН/9600 кгс.

На Су-17М, Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-20 и Су 22М4 установлен двигатель АЛ-21ФЗ с тягой 110 кН/11 200 кгс, а на Су-22, Су-22М и Су-22МЗ - Р-29БС-300 с тягой 110 кН/11200 кгс.

Су-17 активно использовался в боевых действиях в Афганистане, а также в ряде арабо-израильских конфликтов. Самолет состоял на вооружении ВВС стран СНГ и других стран. Су-17, наряду с МиГ-27, являлся основным фронтовым истребителем-бомбардировщиком ВВС России. Производство самолетов Су-17 было прекращено в 1990 г., за 20 лет выпущено 1200 истребителей-бомбардировщиков всех модификаций.

ТАКТИК0 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Су-17М
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч-
максимальная на высоте около 10 км  2230
максимальная на высоте до 3 км 1350
Практический потолок, м 15250
Дальность, км:
перегоночная 2300
действия 400—600
Масса, кг:
максимальная взлетная 16280
нормальная взлетная 14280
пустого самолета 9000
максимальная боевая нагрузка  3500
Габариты самолета, м:
размах крыла 10,025/13,68
длина (с ПВД) 18,9
высота 4,97
Двигатели, кгс: ТРДФ АЛ-7Ф1  9600