Фронтовой истребитель Як-30 (первый с этим названием) стал первым самолётом со стреловидным крылом в ОКБ А.С.Яковлева. При проектировании работники ОКБ широко использовали опыт, накопленный Коллективами, возглавляемыми С.А.Лавочкиным и А.И.Микояном, которые несколько раньше применили аналогичные по аэродинамической компоновке стреловидные крылья. До этого в ОКБ имелся проект истребителя Як-29 с двигателем «Дервент V». Машина отличалась расположением воздухозаборника за кабиной лётчика. Она имела очень малый взлетный вес для реактивного самолёта (2300 кг) и высокую нагрузку на Крыло (287 кг/м2). Соответственно дальность такой машины была небольшой.
Проект Як-29 так и остался на бумаге, а проект Як-30 воплотился в металл. Его двухлонжеронное крыло имело стреловидность 35° по линии четверти хорд. По рекомендациям ЦАГИ крылья установили с отрицательным поперечным V. Для устранения перетекания пограничного слоя к концу крыла, на его верхней поверхности устанавливались гребни — аэродинамические перегородки. Кабина герметичная вентиляционного типа, с передним бронестеклом 57 мм, сиденье катапультируемое с бронеспинкой. Основное вооружение — три 23-мм пушки HP-23 (боезапас по 75 снарядов) — размещалось в носовой части фюзеляжа под кабиной пилота.
Самолёт Як-30 проходил испытания с 4 сентября по 16 декабря 1948 г. Выполнявший заводские испытания лётчик-испытатель С.Н.Анохин хорошо отозвался о машине. Истребитель оказался достаточно прост в пилотировании, на нем можно было выполнять фигуры прямого и обратного высшего пилотажа с переменной перегрузкой. Стреловидность крыла практически не повлияла на потолок, дальность и продолжительность полета истребителя. Однако время виража и посадочная скорость при стреловидном крыле несколько возросли, соответственно увеличилась и длина пробега. Также было отмечено, что неудачен профиль крыла и неудовлетворительна компенсация элеронов.
В начале 1949 г. был построен улучшенный вариант истребителя Як-30Д с усовершенствованной корневой частью крыла и воздушными тормозами в хвостовой части фюзеляжа. На нем увеличили запас топлива и боекомплект, щелевой закрылок заменили на выдвижной. По-иному скомпоновали силовую установку. Однако к 1949 г. характеристики даже улучшенного Як-30Д уже не отвечали требованиям к лёгким фронтовым истребителям. Поэтому Як-30 и Як-30Д остались лишь в опытных экземплярах.
Тактико-технические характеристики Як-30
Размах крыла, м 8.65
Длина, м 8.86
Высота, м
Площадь крыла, м2 15.10
Масса, кг
- пустого самолета 2415
- максимальная взлетная 3630
Тип двигателя 1 РД РД-500
Тяга, кгс 1 х 1590
Максимальная скорость , км/ч 1025
Практическая дальность, км
- с ПТБ 1000
- без ПТБ 1500
Максимальная скороподъемность, м/мин 2460
Практический потолок, м 15000
Экипаж 1
Вооружение: три 23-мм пушки HP-23 (боезапас по 75 снарядов)