http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/la-168-1.jpg

В 1948 г. коллектив, возглавляемый С.А.Лавочкиным, создал новый истребитель Ла-168. Схема нового самолёта была иной, чем у ранее созданных в этом коллективе. С.А.Лавочкин отошел от реданной схемы самолёта. Теперь это был высокоплан со стреловидным крылом. Такая компоновка позволяла обеспечить достижение больших околозвуковых скоростей при сравнительно небольшой тяге двигателя. В апреле 1948 г., когда самолёт, имевший немало общего с Ла-15, уже построили, специалисты ВВС одобрили эскизный проект. Первый полёт опытного самолёта Ла-168 был совершен 22 апреля летчиком-испытателем И.Е.Федоровым.

После заводских испытаний в октябре 1948 г. начались госиспытания, которые показали, что самолёт устойчив на всех режимах полета, легко выполняет фигуры высшего пилотажа. При испытаниях произошел случай с лётчиком В.И.Хомяковым. На высоте 15 000 м он дал залп из всех пушек, и от этого лопнуло остекление фонаря. Лётчик потерял сознание, но на высоте 4000 м очнулся и вышел из пикирования.

После государственных испытаний в НИИ ВВС, закончившихся 19 февраля 1949 г., было рекомендовано доработать машину под двигатель ВК-1. В мае 1949 г. в связи с предстоящей реорганизацией серийных заводов и в надежде сделать самолёт Ла-168 стандартным советским истребителем С.А.Лавочкин написал Сталину письмо. В письме, в частности, говорилось, что: «Из всех отечественных истребителей, прошедших государственные испытания, наиболее высокие лётные данные были получены у самолёта нашей конструкции с двигателем «Нин». В настоящее время самолёт оборудован двигателем ВК-1, на нем устранены все дефекты по акту госиспытаний, и в таком виде в ближайшие дни возобновляются испытания...»

Машина с этим двигателем получила в ОКБ обозначение Ла-178, но таким же путем пошло и ОКБ-155, разработав истребитель МиГ-15бис. Так как серийно уже освоили выпуск истребителя МиГ-15 и он испытывался в войсках, то Ла-168 остался лишь в опытном экземпляре. В 1949 г. в МАП рассматривался вопрос о побитии мировых рекордов скорости на дистанциях в 3 и 100 км. Проведенные расчеты показывали, что самолёт Ла-168 с двигателем ВК-1 может достичь скорости 1140 км/ч на 3 км и 1080 км/ч на 100 км. Но на этих расчетах все и закончилось.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/la-168-2.jpg

Самолёт Ла-168 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, стреловидным оперением и одним двигателем. Угол стреловидности крыла 37,20 по линии 25% хорд, а поперечное V крыла — 4,30'. На верхней поверхности крыла установлены по две аэродинамических перегородки. Фюзеляж — типа полумонокок состоял из двух частей. Лобовой воздухозаборник переходил в два воздушных канала, огибавших кабину лётчика. По бокам хвостовой части фюзеляжа располагались тормозные щитки. Кабина летчика - герметичная, с катапультным креслом. Шасси трехколесное, убиралось в фюзеляж. В нем размещались и четыре топливных бака общей ёмкостью 1430 литров. Кроме них под фюзеляжем была предусмотрена подвеска сбрасываемого в полете бака ёмкостью 610 л. Вооружение Ла-168 состояло из двух пушек НР-23 (с боекомплектом по 100 снарядов) и одной пушки Н-37 (с боекомплектом 45 снарядов). Пушки располагались в нижней носовой части фюзеляжа.

Тактико-технические характеристики Ла-168
Размах крыла, м   9.50
Длина, м   10.56
Высота, м   
Площадь крыла, м2   18.08
Масса, кг   
- пустого самолета   2976
- максимальная взлетная   4412
Тип двигателя   1 ТРД РД-45
Тяга, кгс   1 х 2270
Максимальная скорость , км/ч   1084
Практическая дальность, км   1275
Скороподъемность, м/мин   2500
Практический потолок, м   14750
Экипаж   1
Вооружение:   одна 37-мм пушка НС-37(с боекомплектом 45 снарядов) и
две 23-мм пушки НС-23 (с боекомплектом по 100 снарядов)