http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/la-176-1.jpg

Появление истребителя Ла-176 было связано с трудной дискуссией, которую вел С.А.Лавочкин с противниками создания сверхзвукового самолёта. Было высказано даже мнение о преждевременности перехода на крыло такой большой стреловидности, как 45°. Приводились примеры из иностранной практики, где о подобных стреловидностях ещё и не помышляли. Верх взяло мнение генерального конструктора и его единомышленников из числа ученых. Однако решено было первоначально использовать этот истребитель в качестве исследовательской летающей лаборатории для оценки поведения самолёта с таким крылом.

Самолёт Ла-176 создавался в соответствии с постановлением правительства от июля 1948 г. Заводские испытания самолёта начались в сентябре 1948 г. Их вели летчики И.Е.Федоров и О.В.Соколовский. Из-за ухудшавшейся осенней погоды самолёт перебазировали в Крым на аэродром Саки. В декабре на Ла-176 установили более мощный двигатель ВК-1. Максимальная скорость горизонтального полёта доходила до М=0,99. Для достижения сверхзвуковой скорости самолёт разгоняли в пикировании. Лётчикам неоднократно в полётах со снижением доводилось превышать скорость звука, но это не регистрировалось. Приемник воздушного давления специально оттарировали в аэродинамической трубе ЦАГИ и установили на самолёт. В испытательном полете 26 декабря 1948 г. летчиком О.В.Соколовским была превзойдена скорость звука: со снижением с высоты 9600 м была официально зафиксирована скорость 1105 км/ч, что соответствовало числу М=1,02!

В течение января испытатели «переходили» через скорость звука 6 раз. Государственная комиссия по этому поводу записала в акте: «В процессе заводских лётных испытаний самолёта Ла-176 с двигателем ВК-1 достигнута скорость, равная звуковой. Такая скорость получена в СССР впервые. Материалы лётных испытаний самолета Ла-176 представляют собой исключительную ценность для нашей авиации». Скорость 1105 км/ч превосходила официальные мировые рекорды скорости, установленные к тому времени лучшими реактивными самолётами зарубежной авиации.

Самолёт Ла-176 по схеме повторял Ла-168: высокоплан со стреловидным крылом 45°. Горизонтальное оперение - высоко поднятое, почти на вершине киля. Истребитель был вооружен одной пушкой калибра 37 мм НС-37 и двумя калибра 23 мм НС-23. Двигатель РД-45Ф в 2270 кгс тяги был вскоре заменен на ВК-1 с тягой 2700 кгс.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/la-176-2.jpg

В ходе лётных испытаний отмечалось, что на скорости звука и несколько превышающей её в характеристиках устойчивости и управляемости истребителя не было никаких аномалий. Поведение самолёта почти ничем не отличалось от полёта на дозвуковых скоростях. К сожалению, испытания Ла-176 продолжались недолго, 3 февраля 1949 г. после 30 успешных полётов погиб лётчик-испытатель О.В.Соколовский. По свидетельству лётчика-испытателя И.Е.Федорова, случилось следующее: перед выруливанием со стоянки на исполнительный старт Соколовский, получив разрешение с КП, в кабине поднял руку механику — «убрать колодки». Механик выполнил команду и, заметив, что запор фонаря открыт, стал подавать руками летчику знаки. Тот раздраженно отмахнулся, мол, сам знаю...

Лётчик переговорил по радио с руководителем полётов и забыв о «пустяке», начал разбег. На скорости примерно 300 км/ч незакрытый фонарь отсосало встречным потоком воздуха и стало поднимать вверх с поворотом направо. Лётчик, как можно предположить, старался удержать его левой рукой, а правой держался за ручку управления. На скорости примерно 400 км/ч самолёт резко скабрировал и потеряв скорость, просел, накренился и ударился о землю. На этом карьера истребителя Ла-176 была закончена. Создание истребителя Ла-176 стало важным рубежом в развитии авиации. Началось покорение сверхзвуковых скоростей, о чем мечтали многие конструкторы мира, но первыми на этот заветный рубеж вышли советские конструкторы и ученые.

Тактико-технические характеристики Ла-176
Размах крыла, м   8.59
Длина, м   10.97
Высота, м   
Площадь крыла, м2   18.26
Масса, кг   
- пустого самолета   3111
- максимальная взлетная   4637
Тип двигателя   1 ТРД ВК-1
Тяга, кгс   1 х 2700
Максимальная скорость , км/ч   1105
Крейсерская скорость , км/ч   865
Практическая дальность, км   1000
Скороподъемность, м/мин   2780
Практический потолок, м   15000
Экипаж   1
Вооружение:   одна 37-мм пушка НС-37(с боекомплектом 45 снарядов) и
две 23-мм пушки НС-23 (с боекомплектом по 100 снарядов)