Военно-транспортный самолёт Ту-75 («75») создан в ОКБ А.Н.Туполева на базе пассажирского самолёта «70» в 1950 г. В марте 1947 г. вышло правительственное постановление, обязавшее ОКБ спроектировать и построить военно-транспортный самолёт Ту-75 («75») и предъявить его на государственные испытания в августе 1948 г. Проект самолёта «75» начал разрабатываться еще в 1946 г., практически одновременно с постройкой пассажирского самолёта «70». Внешне самолёт «75» мало отличался от пассажирского варианта, поэтому машина строилась с максимальным использованием конструктивных элементов самолёта «70».
В отличие от пассажирского варианта, самолёт Ту-75 («75») имел опускающийся пол в задней части, грузовой люк-трап, десантные люки. Крыло самолета, оперение, мотогондолы, шасси и большая часть оборудования заимствовали с «70» и с Ту-4 практически без изменения. Несколько возросли размах крыла и его площадь за счет большего диаметра фюзеляжа, а также удлинился сам фюзеляж.
Находящиеся в эксплуатации в то время транспортные самолёты Ли-2Т и Ил-12Т не могли перевозить тяжелую транспортную технику. Поэтому при разработке Ту-75 («75») впервые в СССР предприняли успешную попытку создания полноценного военно-транспортного самолёта, способного перевозить такую технику внутри фюзеляжа. Самолёт планировали использовать в трёх вариантах: транспортном, десантном и санитарном. В транспортном варианте он должен был брать на борт: две артиллерийские установки ОСУ-76, два трактора СТ-3, шесть-семь автомобилей ГАЗ-67, пять 85-мм пушек без тягачей или две 85-мм пушки с тягачами. Максимальная масса перевозимого груза должна была доходить до 12 т. В десантном варианте самолёт мог брать до 120 солдат или 90 парашютистов-десантников. В санитарном варианте самолёт должен был перевозить 31 лежачего раненого на носилках в сопровождении четырех санитарок. Экипаж предполагался в 8 человек.
В конце 1947 г. построили макет самолёта, который был одобрен в январе макетной комиссией. Самолёт должен был иметь оборонительное вооружение, состоящее из двух спарейных турелей, оснащенных пушками для стрельбы вверх и вниз, и по одной пушке с каждого борта. Интересной особенностью самолёта Ту-75 («75») стала конструкция нижнего люка, позволяющего использовать его как трап при погрузке людей и техники. Деление трапа на две части с открытием заднего отсека внутрь фюзеляжа и переднего наружу обеспечивало возможность парашютного десантирования людей и техники. Самолёт строили на Казанском заводе №22. Постройка его была закончена в ноябре 1949 г.
Первый полёт опытный самолёт Ту-75 совершил 21 января 1950 г., пилотировал машину экипаж лётчика-испытателя В.П.Марунова. Испытания показали хорошие эксплуатационные и лётно-технические данные, но на государственные испытания и в серию самолёт не передавался. Командование посчитало, что лучше обойтись более дешевой переделкой нескольких сотен бомбардировщиков Ту-4 в транспортные, чем иметь чисто транспортные машины. Кроме того, военные предлагали авиапромышленности разработать более современные военно-транспортные самолёты большей грузоподъемности. Бытовало у военных даже такое мнение, что в случае войны или мобилизации при разработках будущих пассажирских машин ОКБ станут оснащать их легкосъемным десантным и санитарным оборудованием. Кроме того, ОКБ должны были спроектировать сменные хвостовые загрузочные модули для быстрого перехода серийных пассажирских машин на перевозку различных грузов. После окончания испытаний самолет Ту-75 еще несколько лет эксплуатировался в системе МАП. Единственная опытная машина в октябре 1954 г. потерпела катастрофу на аэродроме Казанского завода. Погиб экипаж во главе с начальником летной службы ОКБ летчиком-испытателем генерал-майором А.И.Кабановым.
Тактико-технические характеристики Ту-75 («75»)
Экипаж, чел 6
Размах крыльев, м 43.83
Длина, м 35.61
Высота, м 9.10
Площадь крыла, м2 167.20
Масса, кг
- пустого самолета 37810
- нормальная взлетная 55600
- максимальная взлетная 65400
Топливо, кг до 16500
Тип двигателя 4 ПД АШ-73ТКНВ
Мощность, л.с.
- полетная 4 х 2000
- взлетная 4 х 2400
Максимальная скорость, км/ч 545
Практическая дальность, км 4140
Практический потолок, м 9500
Вооружение: 6 x 23-мм пушек НР-23