http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/sam-89-1.jpg

По Постановлению Совмина СССР №2474-974 от 10 июня 1950 г второй серийный Ту-14 №39102 подлежал переоборудованию в разведчик «81Р». Впоследствии он получил рабочее обозначение «89» и официальное Ту-16. Фигурировавшие в предъявленных к нему требованиях лётные характеристики в основном соответствовали данным других машин семейства, существенно отличалась только дальность полета, которую требовалось увеличить до 3500-4800 км. Самолёт «89» (Ту-16) начали проектировать во второй половине июля 1950 г. В целом его планер был аналогичен серийному бомбардировщику Ту-14. Основное отличие заключалось в негерметичном среднем отсеке с фотолюками в нижней части, которые заняли место тормозного щитка.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/sam-89-2.jpg

Машину снабдили комплексом фотоаппаратуры. Для ведения дневной разведки в среднем отсеке уместили две автоматические качающиеся аэрофотоустановки АКАФУ-33 под плановые фотоаппараты АФА-33 с фокусным растоянием 50, 75 и 100 см. Для тех же целей предназначались размещенный за этим отсеком перспективный фотоаппарат АФА-33: фокусным расстоянием 50 и 75 см и установленный в грузоотсеке плановый фотоаппарат АФА-33/20. Для всех фотоаппаратов предусмотрены специальные контейнеры, имевшие снизу оптическое защитное стекло, которое обдувалось теплым воздухом для предупреждения запотевания и обледенения. Чтобы на стекла не попадали грязь и пыль, люки под фотоустановками закрывались створками, открываемыми штурманом с помощью электродистанционного управления. Работа фотоаппаратов была сблокирована с положением створок пюков. Электроподогрев в контейнерах позволял автоматически поддерживать вокруг фотоаппаратов температуру не ниже -5'С.

Для ночной разведки в среднем отсеке вместо фотоаппаратов АФА-33 можно было установить два НАФА-3с/50, а в грузоотсеке вместо двух дополнительных баков и фотоаппарата АФА-33/20 подвесить на типовых кассетных держателях КД-2 и КД-3 шестнадцать осветительных бомб типа ФОТАБ-50/35, ФОТАБ-100, САБ-100/55, САБ-100/75. Радиолокатор ЛСВН-М, помимо навигационных функций, выполнял разведывательные. Для фотографирования радиолокационного изображения его индикатор снабдили специальной приставкой. Параллельно с аппаратной разведкой летчик и штурман могли наговаривать на магнитофон МАГ-9 свои визуальные наблюдения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/sam-89-3.jpg

В случае необходимости самолёт «89» (Ту-16) можно было переоборудовать в бомбардировщик, который практически не отличался по возможностям от Ту-14. Для прицеливания при сбрасывании всех типов бомб использовался оптический прицел ОПБ-6ср с коллиматорной приставкой, который был связан с автопилотом АП-5 и ПСБН-М. Предусматривалось и переоборудование в строевых частях бомбардировщиков в разведчики с использованием поставленных промышленностью комплектующих.

9 января 1951 г. был утвержден макет самолёта «89». Опытную машину получили на заводе №156, переоборудовав второй серийный Ту-14 № 9102. 3 февраля её перевезли в Жуковский для проведения заводских испытаний (летчик-испытатель А.Д.Перелет, ведущий инженер Б.Н,Гроздов). Первый полет состоялся 23 марта. Всего за месяц выполнили 5 полетов общей продолжительностью 4 ч 24 мин. Было сделано заключение, что самолёт «89» (Ту-16) прошел испытания успешно, по лётным данным не отличается от серийного Ту-14, фотооборудование работало удовлетворительно во всем диапазоне рабочих высот и скоростей.

На Госиспытания эту машину не передали, так как было принято решение запустить в серию разведчик Ил-28Р. Опытный самолёт «89» (Ту-16) поступил в ЛИИ, где с 24 апреля по 15 июля 1951 г на нем выполнили 12 полетов по программе испытаний средств спасения штурмана. Затем машину вернули туполевской фирме, и в Жуковском до середины ноября она совершила еще 20 испытательных полетов. Впоследствии самолёт «89» (Ту-16) использовали как летающую лабораторию для испытаний различного оборудования.

336-57