http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-25rb-1.jpg

МиГ-25РБ предназначен для оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот, а также нанесения бомбовых ударов по стационарным целям. В ответ на появление в США высотных разведчиков Локхид U-2 и Мартин/Дженерал Дайнэмикс RB-57F во второй половине 50-х годов в ряде советских ОКБ начались исследования аналогичных высотных разведывательных самолетов с крылом большого удлинения. Однако в 1959 году усилия конструкторов были переключены на создание сверхзвукового самолета Е-155 в варианте как истребителя-перехватчика (Е-155П), так и высотного разведчика (Е-155Р), Кроме того, рассматривалась возможность создания самолета-носителя аэробаллистической ракеты Е-155И.

В мае 1960 г, ВВС выработали требования к составу разведывательного оборудования самолета Е-155Р. Было предложено восемь комплектов для ведения фотографической, радиотехнической, топографической и инфракрасной разведки. На Е-155Р возлагалось ведение разведки позиций тактических баллистических ракет, центров ПВО, мест дислокации боевой техники сухопутных войск, аэродромов, военно-морских баз, портов, крупных складов, кораблей и т.п. Был уточнен и состав специального оборудования, которое должно было иметь три комплекта. Первоначально предполагалось оснащение Е-155Р лишь серийной или уже заказанной промышленности (для других самолетов) разведывательной фото- и радиоапппаратурой. Позже состав аппаратуры был пересмотрен.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-25rb-2.jpg

Так, для ведения разведки в сложных погодных условиях началась разработка подвесного беспилотного самолета-«доразведчика», подвешиваемого под фюзеляжем Е-155Р. За 150-200 км от цели осуществлялся сброс БПЛА, который снижался под нижнюю кромку облаков и осуществлял съемку обьекта, а затем выходил в заданную точку, где, после выполнения разворота, оказывался и самолет Е-155Р, на который по радиолинии «сбрасывалась» информация с борта «доразведчика». В дальнейшем от применения подвесного БПЛА отказались, а для расширения круга выполняемых задач было решено создать несколько комплектов модульной разведывательной аппаратуры, устанавливаемых на модифицированный планер. Для самолета была создана система автоматизированного управления САУ-155Р, а также комплексная навигационная цифровая система «Пеленг».

6 марта 3 964 г состоялся первый полет опытного разведчика Е-155Р-1 с двигателями Р-15Б-300 (2 х 7500/10210 кгс). Машину пилотировал летчик-испытатель А.В.Федотов. В 1965 году к прототипу присоединился второй опытный самолет Е-155P-2, а также первый из четырех самолетов установочной серии, построенный на серийном заводе в Горьком и оснащенный полным комплектом целевого оборудования. Параллельно с основным вариантом Е-155Р некоторое время прорабатывался и альтернативный вариант самолета-разведчика с крылом изменяемой стреловидности (машина должна была иметь экипаж из двух человек и улучшенные взлетно-посадочные характеристики), однако эта линия не получила дальнейшего развития.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-25rb-3.jpg

В конце 1969 года завершились государственные испытания и на Горьковском авиазаводе был начат серийный выпуск разведчика, получившего обозначение МиГ-25Р и оснащенного модульным фотооборудованисм трех взаимозаменяемых комплектаций (оно включало, в частности, два-четыре разведывательных АФА А-70М и топографический АФА-Е/10), Оно размещалось в пята отсеках в нижней носовой части фюзеляжа. В 1969 году, на основе опыта боевого применения авиации на Ближнем Востоке, было принято решение о расширении функций самолета путем оснащения его бомбардировочным вооружением: низкая уязвимость и наличие высокоточной навигационной системы позволили МиГ-25 с высокой точностью поражать наземные цели бомбами с больших высот и на скоростях, приближающихся к М=2. Большая скорость самолета уменьшала время реакции при действиях по целям, выявленным в ходе разведывательных полетов.

На модификации МиГ-25РБ, выпуск которой начался в 1970 году, в дополнение к фоторазведывательному оборудованию установили станцию радиотехнической разведки СПС-4А или СНС-4Б, а также станцию активных, помех СПС-141 «Сирень». Бомбовое вооружение (включая и ядерное) массой до 2000 кг размещалось под крылом и фюзеляжем, В дальнейшем масса боевой нагрузки была увеличена до 4000 кг.

С 1971 по 1980 гг. серийно строился разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБК, специализированный для радиотехнической разведки при помощи комплекта аппаратуры «Куб-3М» (при этом с самолета сняли АФА). На самолете установлена станция постановки помех СПС-143. Одновременно с МиГ-25РБК было начато серийное производство МиГ-25РБС с РЛС бокового обзора «Сабля» и станцией активных радиолокационных помех СПС-142 (проектирование этого самолета началось в 1965 году, а серийный выпуск завершился в 1977 году). Самолеты МиГ-25РБ, РБК и РБС приняты на вооружение постановлением СМ СССР от 1972 года.

В 1978 году начался выпуск самолетов МиГ-25РБВ, являющихся модификацией МиГ-25РБ с новой станцией радиотехнической разведки СПС-9 «Вираж». В дальнейшем в вариант РБВ иа авиаремонтных предприятиях ВВС были доработаны и самолеты МиГ-25РБ. Самолеты МиГ-25РБ, модернизированные для ведения ночной фоторазведки, получили обозначение МиГ-25РБН. На них установили ночные АФАНА-75 и станции «Вираж». В 1978 году начат выпуск варианта самолета МиГ-25РБТ со станцией радиотехнической разведки «Тангаж», заменившей станцию «Вираж». В 1981 году часть МиГ-25РБС получила новую РЛС бокового обзора «Шомпол», в результате чего появилась модификация МиГ-25РБШ. В том же году самолеты МиГ-25РБК были доработаны в вариант МиГ-25РБФ с новой станцией радиотехнической разведки и другим усовершенствованным БРЭО, а также панорамными АФА.

Параллельно с созданием разведчиков и разведчиков-бомбардировщиков типа МиГ-25 велись работы и над специализированной машиной, предназначенной для борьбы со средствами ПВО противника. В начале 70-х годов разрабатывался проект противорадиолокационного самолета Е-155К, оснащенного двумя ракетами класса «воздух-РЛС» Х-58У, специальным поисково-прицельным оборудованием и двумя станциями шумовых помех «Ландыш», В 1972 году началось создание противорадиолокационного самолета МиГ-25РБМ с ПРНК «Ягуар». Машина имела удлиненную па 0,72 м носовую часть фюзеляжа. В комплекс вооружения этой машины были включены ракеты Х-58У, а также свободно падающие бомбы. Летные испытания МиГ-25РБМ начались в 1976 году, а серийный выпуск осуществлялся в 1982-1985 гг (в Горьком было построено несколько десятков самолетов этого типа).

Для поставок на экспорт, начавшихся в 1979 году, был создан вариант самолета МиГ-25РБ с упрощенным БРЭО. Несколько самолетов МиГ-25РБ и МиГ-25Р в рамках программы «Высота» были оснащены оборудованием для взятия высотных проб воздуха на радиоактивность. Модернизированные самолеты получили обозначение МиГ-25РР. В дальнейшем они получили более совершенное оборудование. Разведчики-бомбардировщики типа МиГ-25 состоят на вооружении ВВС России, а также ряда стран СНГ. Они имеются, также, в ВВС Алжира (поставлено более 30 самолетов), Индии (6), Сирии (8), Ирака (8) и Ливии (5). Кроме того, четыре самолета этого типа некоторое время нахо-дились на вооружении ВВС Болгарии, по в дальнейшем были возвращены в СССР.

В настоящее время несколько десятков самолетов типа МиГ-25РБ и РМ продолжают нести службу в российских ВВС, Однако моральное старение самолетов, высокая стоимость их эксплуатации, а также отсутствие па территории России ремонтных предприятий ВВС, обслуживающих эти самолеты (в СССР ремонт МиГ-25 осуществлялся на ремзаводах а Азербайджане и иа Украине), должны привести в ближайшее время к снятию этих самолетов с вооружения. На смену машины типа МиГ-25РБ пришел разведчика Су-24РМ.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Конструкция планера самолета МиГ-25РБ в основном подобна конструкции планера перехватчика тина МиГ-25П.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет МиГ-25РБ оснащен двумя ТРДФ Р15БД-300 (2x11.200 кгс) или двумя Р15Б-300 (2 х 11200 кгс). Регулируемые воздухозаборники-боковые, совкового типа, с горизонтальным расположением клина торможения.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет МиГ-25РБ оснащен системой автоматического управления САУ-155Р, а также цифровым прицельно-навигационным комплексом «Пеленг-Д», «Пеленг-ДА», или «Пеленг-ДМ», включающим ИНС с коррекцией от доплеровского измерителя ДИСС-3 (на поздних модификациях - ДИСС-7) и цифровую ЭВМ ЦВМ-10-155 «Орбита-155».
Имеется различное взаимозаменяемое разведывательное оборудование, обеспечивающее ведение фото-радиотехнической и радиолокационной разведки. На самолете МиГ-25РБМ в более длинной, чем у остальных разведчиков-бомбардировщиков, носовой части фюзеляжа размещена аппаратура РЭБ.

ВООРУЖЕНИЕ. На четырех держателях (двух под крылом и двух под фюзеляжем) самолет может нести четыре ФОТАБ-100-80 (под крылом); восемь ФОТАБ-100-80 (под крылом и фюзеляжем); 8-10 бомб ФАБ-500М62 (в том числе и ФАБ-500М62Т со специальным термостойким покрытием, обеспечивающим возможность полета в течение 45 мин. на скорости 2500 км/ч на высоте 18000 м). Самолеты МиГ-25РБМ несут две противорадиолокационные УР Х-58 У с дальностью пуска до 40 км.

Тактико-технические характеристики МиГ-25РБ
Размах крыла 13,42 м;
длина самолета 21,55 м;
площадь крыла 62,40 м
максимальная взлетная 41.200 кг,
нормальная взлетная 37.000 кг,
топлива во внутренних баках 15,245 кг.
Максимальная скорость 3000 км/ч (М-2,83);
практический потолок 23.000 м;
дальность полета со сверхзвуковой скоростью без ПТБ 1635 км;
дальность полета с дозвуковой скоростью без ПТБ 1865 км;
дальность полета со сверхзвуковой скоростью с ПТБ (1 х 5300 л) 2130 км;
дальность полета с дозвуковой скоростью с ПТБ (1 х 5300 л) 2400 км;
время набора высоты 19,000 м - 6,6 мин;
время набора высоты 19.000 м с 2000 кг бомб - 8,2 мин;
максимальная эксплуатационная перегрузка 3 д.