В феврале 2015 г. в Интернете появилось несколько фотоснимков двух мужчин в камуфляже, которые явно на память сфотографировались с диковинным для зоны АТО оружием - пистолетом-пулеметом с глушителем. Происходило это на фоне старого инкассаторского «Land Rover Defender 110» со следами каких-то обозначений на польском языке и грузопассажирского «Фольксвагена» с украинским номерным знаком с индексом АН (Донецкая область). Утверждалось, что это якобы украинские бойцы с трофеем в Марьинке под Донецком. Может и так - хотя на одном из снимков сбоку был виден боец, одетый в российский камуфляж «Горка». Но дело было не в этом - наибольший интерес вызвало оружие. Самые знающие сразу определили, что это гаражная самоделка, информированные сообщили - чеченский «Борз», кто «в теме» - армянский К6-92, а кое-кто был предельно краток - «Eagle».
Лучшие аргументы - документы, фото и видео; но в этой истории с ними совсем плохо. Эти пистолеты-пулеметы обрели известность в 1990-х, в основном, в России и Украине, что вызвало ряд публикаций в специализированной периодике, в которых достоверными были лишь иллюстрации и описание самого оружия, а все остальное - догадки, гипотезы. Авторы и исследователи-энтузиасты пытались разгадать загадку неожиданного появления на черном рынке оружия изрядного количества неизвестных пистолетов-пулеметов промышленного производства, выдвигая версии об их чеченском, прибалтийском, грузинском и прочем происхождении. Чеченский вопрос стал тогда серьезной проблемой для России, периодические издания среди прочего негатива сообщали об организации производства в Чечне разнообразного оружия, ходили слухи о массовом производстве «чеченского автомата» под наименованием «Борз» (чечен. - «волк»). В результате многие утвердились во мнении, что К6-92 - это и есть чеченский «Борз».
Самое раннее из известных автору фотоизображений этого пистолета-пулемета датировано 21 октября 1991 г. Это фото AFP, на котором запечатлен вооруженный мужчина в камуфляже, сидящий на поверженной статуе Ленина на берегу р. Сунжа в г. Грозный. В руках у него небольшой пистолет-пулемет - и хотя ракурс неудачен, ошибиться невозможно. Оружие явно не новое: утрачен плечевой упор складного приклада, блеск металла говорит о потертом оксидировании. Напомню, что на то время формально СССР еще был жив, прекратив свое существование 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще - после августовского путча ГКЧП это был лишь вопрос времени. Начавшийся в 1988 г. карабахский конфликт привел к тому, что в январе 1990 г. объявила о своей независимости Нахичеванская АССР. До августовского путча 1991 г. объявили о выходе из СССР Литва, Латвия, Армения и Грузия. В январе 1991 г. начался южноосетинский военный конфликт 1991-92 гг. В апреле 1991 г. армяно-азербайджанский конфликт перерос в полномасштабную войну между двумя республиками СССР.
1 октября 1991 г. Общенациональный Конгресс чеченского народа (ОКЧН) во главе с Джохаром Дудаевым объявил о разделении Чечено-Ингушской Республики на суверенную Чеченскую Республику Нохчи-чо и Ингушскую автономную республику в составе РСФСР. А 6 октября после локальных столкновений в Грозном Исполком ОКЧН возложил на себя функции «революционного комитета на переходный период со всей полнотой власти». Так что на то время, когда был сделан этот снимок на берегу Сунжи, на территории разваливающегося СССР были точки «погорячее», чем Чечня. Еще одно старое фото. Датировано оно 20 декабря 1991 г. и относится к Карабахской войне. На снимке изображена группа армянских бойцов, защитников села Карин так (азерб. - Далашты), за месяц до ожесточенных боев в январе 1992 г. Различные автоматы Калашникова, один даже с НСПУ; а в центре мужчина постарше держит в руках пистолет-пулемет. Видно не очень хорошо, но это точно он - такой же, как на предыдущем снимке. Причем, похоже, что у него также отсутствует плечевой упор. Так что производство этого оружия было налажено ДО, а совсем не ПОСЛЕ развала СССР. И с Чечней тут как бы явно не сходится…
Речь идет о малоизвестном 9-мм пистолете-пулемете «Eagle». Здесь на иллюстрациях представлены два образца: один - № 107005 со снятым складным прикладом, изъятый в Луганской области в 2002 г.; второй - из криминалистической коллекции ГУВД Москвы с номером, который отличается лишь на несколько единиц (к сожалению, последние две цифры видны не полностью). Длина пистолета-пулемета со сложенным прикладом - 374 мм, с разложенным - 700 мм. Предназначен он для стрельбы 9-мм патронами к пистолету Макарова (9х18). Длина ствола - 153 мм, канал ствола - с шестью правосторонними нарезами. Ствол вкручивается во вкладыш ствольной коробки и фиксируется накидной гайкой. Затворная коробка квадратного профиля 30х30 мм с толщиной стенки 2 мм заварена с обоих концов. Приемник магазина приварен к затворной коробке загибами передней и задней стенок с использованием точечной сварки. Крышка затворной коробки передними выступами заходит под основание мушки, а сзади фиксируется защелкой в основании прицела.
Масса затвора - 362 г, ход затвора - 101 мм. Рукоятка, боек и выбрасыватель установлены на штифтах. Для уменьшения трения на боковых, верхней и нижней сторонах затвора выполнены продольные выступы. Слева на затворе между выступами выполнен продольный паз, который имеет глубину 2,5 мм и предназначен для прохода кулачка переводчика-предохранителя. Верхний край паза имеет дополнительные вырезы: задний - для блокирования затвора в переднем положении при включенном предохранителе; передний - для блокирования взведенного затвора тем же кулачком переводчика-предохранителя, хотя такое решение вызывает сомнения в надежности блокировки затвора. Часть нижнего выступа срезана для извлечения затвора при разборке, для чего его необходимо отвести назад на 17-19 мм.
Возвратно-боевая пружина - винтовая, диаметром 5 мм. Ее направляющий стержень проходит сквозь продольный канал в затворе, а передний конец стержня при этом работает как отражатель при извлечении стреляной гильзы. Спусковой механизм состоит из спускового крючка, спускового рычага, шептала, разобщителя и трех пружин. Разобщитель расположен в продольном канале шептала и в свободном положении отжимается своей пружиной назад. Затвор, находясь в положении боевого взвода, воздействует на задний конец разобщителя, утапливая его внутрь шептала, в результате чего передний конец разобщителя выдвигается вперед. В таком положении разобщитель может взаимодействовать со спусковым рычагом при нажатом спусковом крючке, если переводчик-предохранитель находится в положении «1» или «…». При положении «1» при каждом движении затвора вперед будет происходить разобщение заднего конца спусковой тяги с разобщителем вследствие его отхода назад - то есть стрельба ведется в одиночном режиме. При положении «…» спусковая тяга отводится нижним концом переводчика-предохранителя назад настолько, что при продольном перемещении разобщителя в процессе стрельбы их разъединения не происходит - ведется непрерывный огонь.
Магазин были двухрядные, на 16 или 32 патрона - видимо, кратно количеству «макаровских» патронов в советской пачке. Технологичным магазин не назовешь - только корпус состоял из 6 деталей плюс точечная сварка. Два окна для контроля расхода патронов говорят о том, что создатели оружия очень хотели сделать как лучше, но недостаточно понимали все сложности эксплуатации оружия в боевой обстановке. Мушка расположена эксцентрично на винтовом основании, которое вкручивается в передний вкладыш затворной коробки. Это позволяет осуществлять ее регулировку по вертикали и горизонтали. Прицел представляет собой нерегулируемый целик на фрезерованном основании. Длина прицельной линии - 193 мм.
В рукоятке имеется полость для принадлежностей, которая закрывается крышкой с пластинчатой пружиной. Приклад складывается вверх и фиксируется своими тягами за углубления на боковых ограждениях мушки. Его плечевой упор, изготавливавшийся из пластмассы, не отличался прочностью и надежностью. Кроме обозначений положений переводчика-предохранителя «0», «1» и «…», на оружии присутствовали лишь обозначения серийного номера на стволе и затворной коробке слева, а также рельефные обозначения «EAGLE» с обеих сторон пластмассовой рукоятки.
Образец №107005 интересен еще и тем, что несет на себе признаки переосмысления недостатков конструкции и попыток их устранения. Выполненное в нижней части затвора скошенное углубление для подъема шептала при постановке затвора на боевой взвод изначально имело длину 20 мм. Затем оно было увеличено - продолжено вперед путем стачивания метала на обычном точиле; причем оксидирование на поверхности в этом месте - такое же, как и на остальных поверхностях затвора. Так что, возможно, это доводка ранее изготовленных комплектующих непосредственно по месту производства оружия по мере поступления нареканий от пользователей.
Дело тут в том, видимо, что затвор проходил назад на 16 мм дальше точки боевого взвода. При этом скошенный передний край слишком короткого паза бил по верхней части подымающегося шептала, которое при возвращении затвора к точке постановки на боевой взвод не всегда успевало снова подняться до нормального положения, что приводило к самопроизвольному срыву затвора с боевого взвода. Об этот говорит и нестабильное расположение следов ребра боевого взвода затвора на задних поверхностях шептала и разобщителя. Вот только неясно, было ли это до доработки затвора - или это доработка не дала желаемого результата. С разобщителем тоже, кстати, не все в порядке - о чем свидетельствует характерная деформация его пружины. Но это, похоже, уже другой недостаток конструкции.
В целом оружие явно создано людьми, которые ранее этим не занимались, и на производственных мощностях, где стрелковое оружие ранее не изготавливали. В таких условиях, как правило, заимствуют уже известные и проверенные конструктивные решения. В пистолете-пулемете «Eagle» многое вполне узнаваемо. Кроме УСМ и переводчика-предохранителя: восемнадцать деталей, учитывая все пружины и оси, необычная схема - откуда это? Или это все-таки оригинальная разработка?
Сегодня «Eagle» - очень большая редкость. Нам больше известны пистолеты-пулеметы К6-92, созданные на его базе позднее, уже после распада СССР. Трудно сказать, когда такие пистолеты-пулеметы появились в Украине. Из самого раннего, что известно автору - это К6-92 № RU2651, изъятый 1 ноября 1993 г. сотрудниками транспортной милиции на Донецкой железной дороге у пассажира поезда «Москва-Адлер». К6-92 были наиболее распространены в 1990-х. Их поступление в незаконный оборот имело, видимо, ситуативный характер и произошло не позднее середины 1990-х. Вторую половину 1990-х, скорее всего, происходило уже их «перераспределение», миграция и постепенное изъятие правоохранительными органами. Так, в 1995-1999 гг. в Украине было изъято 34 пистолета-пулемета К6-92 (возможно, это неполные данные - вследствие определенных проблем с учетом результатов работы ОВД, имевших место в середине 1990-х), а в 2000-2005 гг. - только 6 штук. Сколько всего их попало в Украину - можно только предполагать.
Заходили это оружие в Украину с юго-востока - и там, в основном, и оставалось; из указанных 40 единиц, изъятых в 1995-2005 гг., девять штук было изъято в Крыму, одиннадцать - в Донецкой области, пять - в Луганской, и пять - в Запорожской. Кстати, на западном направлении тоже имела место активная деятельность - только оттуда в страну заходили «Скорионы» и «Аграмы», причем даже в большем количестве. Ну и, конечно, К6-92 попадали в милицейские сводки не только по фактам их изъятия из незаконного оборота.
Версия о чеченском происхождении К6-92 «цементировалась» совместными усилиями энтузиастов и профессионалов. Показательна в этом плане статья о «чеченском автомате» К6-92 в №8/95 российского издания «Soldier Of Fortune»: «Принадлежность этого оружия к пистолетам-пулеметам чеченского производства подтверждается мнениями экспертов МВД и иных ведомств не только Москвы, но и других регионов России и республик Закавказья, а также - участниками боевых действий в южном регионе». Неизвестно, о «мнении» каких экспертов из Закавказья идет речь - но в целом смысловая конструкция этого «аргумента» свидетельствует, скорее, о зацикленности на крайне болезненной для России того времени чеченской проблеме. Объективно этого достаточно было лишь для констатации того, что К6-92 присутствовали в некотором количестве в Ичкерии к началу 1-й чеченской войны.
Но в 1996 г. МВД РФ опубликовало справочное пособие «Современное отечественное ручное огнестрельное оружие военных образцов и патроны к нему», где среди «отечественных» образцов был указан 9-мм пистолет-пулемет К6-92 («Волк»), выпускавшийся якобы АО «Молот», г. Грозный, Чеченская республика. Так для многих, и в том числе - для экспертов-криминалистов стран бывшего СССР, - К6-92 на многие годы стал чеченским «Борзом». А ведь разгадка все эти годы была скрыта в каждом образце К6-92. Это было то, что часто называли «двойной молнией в круге». И лишь в 2009 г. ведущий эксперт РФЦСЭ при Минюсте России В.Р. Аветисян внес ясность в статье, опубликованной в специализированном издании «Теория и практика судебной экспертизы».