http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/RUR-5-ASROC-01.jpg

RUR-5 ASROC (англ. Anti-Submarine ROCket) - это противолодочная ракета, разработанная в США для оснащения надводных кораблей. На вооружение ВМС США ее приняли в 1961 году, а в 1993 году заменили более современной ракетой RUM-139VLA. Первая противолодочная ракета (или ракета-торпеда) появилась в США в 1952 году. Тогда Испытательный центр морского вооружения (Naval Ordnance Test Station), расположенный в Чайна-Лейк, провел тестовый запуск изделия, названного RAT'A'. Оно представляло собой симбиоз ракеты и торпеды (Mk.24). Система RUR-5 ASROC поставлялась на экспорт в различные страны мира, в том числе: в Бразилию, Грецию, Египет, Испанию, Италию, Канаду, Республику Китай на Тайване, Мексику, Пакистан, Таиланд, Турцию, ФРГ, Южную Корею и Японию (где выпускалась по лицензии). К 1990 году было выпущено свыше 20 000 ракет данного типа, некоторые из которых до сих пор находятся на вооружении военно-морских флотов ряда государств.

В 1956 году американская компания «Honeywell» заключила контракт с военным ведомством США на разработку для ВМС США противолодочной ракеты, способной кроме торпеды нести в качестве полезной нагрузки и глубинную ядерную бомбу. Именно тогда за изделием «Honeywell» закрепилось название ASROC. Успешные корабельные испытания ракеты были проведены в 1960 году. 11 мая 1962 года с борта американского эсминца «Агерхольм» (DD-826) на одном из тихоокеанских ядерных полигонов была запущена ASROC с ядерной боевой частью (W44). Последовавший за этим ядерный испытательный взрыв транслировался в Америке в прямом эфире. Это был единственный подрыв ядерной боевой части W44. В 1989 году она была снята с вооружения. В 1961 году она была принята на вооружение. В зависимости от типа боевой части известны следующие модификации ракеты RUR-5 ASROC: RUR-5A Mod 3 - c боевой частью из торпеды Mk.44, Mod 4 - с торпедой Mk.46 и Mod 5 - с глубинной бомбой Mk.17 с ядерной боевой частью W44.

КОНСТРУКЦИЯ РАКЕТЫ

Противолодочная ракета RUR-5 ASROC состоит из боевой части и твердотопливного ракетного двигателя, соединенных промежуточным отсеком, в котором находится реле времени (управляющие выключением двигателя и отделением отсека) и тормозной парашют. Для обеспечения устойчивости в полете ракета снабжена стабилизаторами в хвостовой части ракетного двигателя и на промежуточном соединительном отсеке. Маршевый двигатель создает удельную тягу 5000 кгс. В качестве боевой части может использоваться малогабаритная противолодочная торпеда или ядерная глубинная бомба (с мощностью заряда от 1 до 10 кт). Противолодочная ракета RUR-5 ASROC способна поражать цели (в зависимости от модификации), находящиеся от нее на расстоянии от 820 м до 16 км (от 900 ярдов до 10 миль).

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/RUR-5-ASROC-02.jpg

Широкому распространению ракеты RUR-5 ASROC в значительной степени способствовала удачная конструкция пусковой установки (ПУ) Mk.112, которая изготавливалась в США и Великобритании. ПУ (весом 22 т) состоит из четырех спаренных кассет, каждая из которых вмещает две ракеты. Установка может поворачиваться в горизонтальной плоскости на 350°, а каждая кассета наводится по углу возвышения в диапазоне от -3° до +85°. Mk.112 обеспечивает стрельбу как одной ракетой, так и залпом от двух до восьми ракет (в любом сочетании). Открытие створок кассет и выдвижение рельсовых направляющих в боевое положение производится за 30 сек до пуска ракет. В США (на кораблях-носителях ракет ASROC) пусковая установка Mk.112, а также системы хранения, подачи и перезаряжания ракет были объединены в стартовый комплекс Mk.16, который имел девять модификаций. В качестве средств обнаружения и выдачи целеуказания в комплексе использовались корабельные гидроакустические станции (ГАС) типов AN/SQS-23, -26. В качестве системы управления стрельбой комплекса применялась Mk.111. Кроме комплекса Mk.16 ракеты RUR-5A могли запускать ПУ Mk.13 и Mk.26.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/RUR-5-ASROC-03.jpg

Применение ракет допускалось при волнении моря до шести баллов. В качестве носителей ракет RUR-5A использовались фрегаты, эсминцы или крейсера. При обнаружении цели счетно-решающее устройство системы управления стрельбой по данным, поступающим от ГАС, обеспечивало непрерывное определение текущих координат цели (с учетом курса и скорости корабля-носителя, направления и скорости ветра, плотности воздуха), а также вырабатывало исходные данные, которые автоматически вводились в реле времени ракеты перед запуском. После запуска ракеты RUR-5A ее маршевый двигатель отделялся в нужной точке траектории полета (когда срабатывало реле времени), а боевая часть (БЧ) с переходным блоком продолжала полет к цели.

Далее проходило торможение боевой части с помощью тормозного парашюта (для торпеды Mk.44 диаметр парашюта составлял 1,8 м). Перед погружением БЧ в воду от нее отделялись переходник и парашют. Потом запускался двигатель самонаводящейся торпеды (если БЧ была торпедой), которая погружалась на заданную глубину и начинала поиск цели. Если подлодка за первый заход не была обнаружена, то торпеда продолжала ее поиск на других глубинах, двигаясь по заранее установленной программе. В случае фиксации цели торпеда шла на сближение с ней. Ограниченные скорость и дальность хода торпеды типа Mk.44 позволяли использовать ее для атаки подводных лодок, которые шли под водой со скоростью не более 24 узлов.

Тактико-технические характеристики RUR-5 ASROC
Двигатель: твердотопливный двухступенчатый
Размеры, м:
- длина: 4,5
- размах крыльев: 0,837
- диаметр корпуса: 0,337
Вес, кг: 432 (Mod 3), 486 (Mod 4)
Вес боевой части, кг: 44 - торпеда Mk.44 (RUR-5A Mod 3) или Mk.46 (Mod 4)
Скорость полета, м/с: 315