http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/Mk44-01.jpg

Противолодочная торпеда Mk.44 (англ. Mark 44) - легкая американская 324-миллиметровая противолодочная торпеда. Данной торпедой оснащались самолеты и вертолеты морской авиации и надводные корабли. Торпеда Mk.44 также входила в состав американской противолодочной ракеты-торпеды RUR-5 ASROC (и британо-австралийской Ikara). Модель Mk.44 пришла на смену легкой противолодочной торпеде Mk.43, поставленной на вооружение военно-морских сил (ВМС) США в 1951 году. Первые торпеды Mk.44 поступили на вооружение ВМС США в 1957 году. Всего для ВМС США было выпущено 10 500 таких торпед. Mark 44 производилась по лицензии в Великобритании, Италии, Канаде, Франции и Японии. Поставлялась на экспорт в десятки стран мира. В настоящее время торпеда снята с вооружения ВМС США и заменена более современной Mk.46.

В годы холодной войны (1946-1991) военное ведомство США щедро финансировало программы по разработке конструкций новых легких противолодочных торпед, способных бороться с советскими подводными лодками (в том числе и атомными), в которых Америка видела одну из главных угроз своей безопасности. Продуктом таких программ явилась торпеда Mark 43, которая была принята на вооружение в 1951 году в двух совершенно разных вариантах (324-мм и 254-мм), разработанных двумя разными проектными группами на конкурентной основе.

324-мм торпеда Mk.43 Mod.0 была разработана (1950 г.) и производилась компанией «General Electric». Эта версия (выпущенная в количестве 500 единиц) использовалась для проведения различных исследований и тестов. 254-мм торпеды Mk.43 mod.1 и mod.3 были созданы компанией «General Electric» и испытательной станцией военно-морского оружия «Naval Ordnance Test Station Pasadena» (причем работы по созданию подобной торпеды начались вскоре после окончания Второй мировой войны). 254-мм модель легко адаптировалась для стандартного бомбового отсека или внешней подвески летательного аппарата, поэтому именно эта модификация была выбрана для промышленного производства (в период с 1951-го по 1959 год было произведено около 5 тыс. единиц 254-мм торпед). Но советский подводный флот активно развивался, и американцам срочно понадобились более современные легкие противолодочные торпеды.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/Mk44-02.jpg

В 1953-м году ВМС США выделили средства для разработки нового поколения легких противолодочных торпед в рамках программ: EX-2A («Naval Ordnance Test Station») и EX-2B (General Electric). Торпеда EX-2A приводилась в движение электромотором, а EX-2B - газовой турбиной через редуктор. Впоследствии вариант EX-2B также был переориентирован на электродвигатель (как более безопасный) и стал прототипом новой торпеды, которая получила название Mark 44 mod.0. В 1957 году Mk.44 mod.0 поступила на вооружение военно-морских сил Соединенных Штатов. Легкая Mk.44, общим весом 192,8 кг (с осколочно-фугасной боевой частью в 34,1 кг), длиной 2,54 м, имела электрический двигатель и самонаводящуюся головку с дальностью обнаружения 585 м. Затем Mk.44 mod.0 сменила улучшенная версия модификации «1», в конструкции которой был использован стеклопластик и гребные винты из легкого алюминия.

Mark 44 способна поражать подводные лодки, идущие со скоростью 18-24 узла на глубине до 300 м. В I960 году в США начались работы по созданию более совершенной торпеды - легкой Mk.46 (с пассивно-активной гидроакустической системой наведения). Разработчики нового оружия («Naval Ordnance Test Station» и «Аэроджет Дженерал») смогли вдвое увеличить дальность хода торпеды Mk.46 (по сравнению с Mk.44), глубина подводного хода Mk.46 достигла 450 м (против 300 м у Mk.44), а скорость выросла до 45 узлов (против 30 у Mk.44). Чтобы продлить жизнь Mark 44, для нее было разработано несколько комплектов модернизации.

В 1986 году компания «Хоневелл» заменила магнитострикционный акустический излучатель на плоский пьезокерамический массив, а аналоговую систему управления - на цифровую, вследствие чего сектор обнаружения цели увеличился на 75% и вдвое уменьшилась минимальная глубина поиска. Торпеда в такой модификации поставлялась в Южную Корею под названием КТ44. В комплекте для ЮАР боевая часть стала весить 45 кг и была способна пробить 40-мм стальную обшивку вражеской субмарины и заполненный полутораметровым слоем воды двойной борт. Новая электроника увеличила радиус обнаружения цели до 1000 м, появились многорежимные средства противодействия активным помехам. Тем не менее в настоящее время легкая 324-мм торпеда Mk.44 морально и физически устарела и постепенно переводится в резерв или снимается с вооружения военно-морских сил стран мира.

Торпеда Mk.44 состоит из четырех основных модулей. Носовая часть содержит активную гидроакустическую систему для поиска цели и 34,1 кг (33,1 кг - для mod.1) боевую часть сзади от нее. Во втором модуле находится система управления и гироскопы. В третьем - размещена 24-кВт электрическая батарея с электродами из хлорида серебра и магния (в качестве электролита используется забортная вода). В задней части расположены: электродвигатель, четыре прямоугольных руля и два винта (которые вращаются в разные стороны). Система управления имеет шесть установок глубин первоначального поиска (15, 45, 75, 135, 195 и 270 м), пять нижних пределов поиска (45, 75, 135, 195 и 270 м) и максимальный угол подъема/спуска 4,5°; 6° и 7°.

После выстрела по обнаруженной вражеской подводной лодке Mk.44 либо предварительно проходит 900 м, либо сразу ныряет под углом 30° на глубину поиска, после чего начинает двигаться по круговой спирали, меняя глубину от 50 м до нижнего предела поиска. По достижении верхней или нижней границы поиска торпеда поворачивается и осуществляет поиск в противоположном направлении. Mark 44 повторяет свои маневры до тех пор, пока не обнаруживает цель, либо пока не закончится ресурс батареи (по истечении 6-минутного срока). Активный сонар может работать в режиме с низкой и высокой частотой повторения импульсов. Последний применяется в непосредственной близости от цели - для увеличения точности отслеживания ее передвижений.

Технические характеристики торпеды Mk.44 mod.1
Размеры, м:
- длина: 2,57
- диаметр: 0,324
Вес, кг:
- полный: 196,4
- боевая часть: 33,1
Двигательная установка: электрическая мощность 30 л.с.
Скорость хода торпеды, узлов: до 30
Дальность хода, м: 5500-6300
Глубина хода, м: 15-300