Авиационная управляемая ракета класса "воздух-поверхность" Х-59 (западная маркировка AS-13 Kingbolt) предназначена для поражения точечных наземных целей и надводных кораблей небольшого водоизмещения. В 1972 г. в МКБ «Радуга» был разработан аванпроект ракеты Х-59 «Овод», предназначенной для точечных наземных целей и малых кораблей. Первоначально работы шли под руководством А.Я. Березняка, а после его смерти их возглавил И.С. Селезнев. Принята на вооружение в 1980 году. Ракета Х-59 стала развитием удачной конструкции Х-29Т с телевизионной ГСН, зарекомендовавшей себя как высокоточное оружие, с использованием ряда удачных схемных решений Х-58.
Однако первоначальное намерение создать "телевизионный вариант" Х-58 пришлось отвергнуть: высокоскоростной профиль полета Х-58 не обеспечивал на подлете к цели требуемого времени для поиска, распознавания и "привязки" к цели телевизионной ГСН. Достаточно кропотливая и длительная процедура, требующая участия летчика, заставила снижать скорость на этом этапе, обеспечивая запас времени на целеуказание.
Ракета выполнена по аэродинамической схеме "бесхвостка" с дестабилизатором. Оснащена комбинированной системой управления (на начальном и маршевом участке используется инерциальная система управления, на конечном участке после определения оператором цели путем наложения перекрестия на телевизионном изображении, передаваемом с ГСН по радиолинии, ракета переходит в режим самонаведения), твердотопливными стартовым и маршевым ракетными двигателями, кумулятивно-осколочной или кассетной боевыми частями массой 320 и 280 кг соответственно.
Ракета Х-59 имеет маршевый твердотопливный двигатель и стартовый твердотопливный двигатель, помещенный в камере сгорания маршевого двигателя. Маршевая скорость полета 860-1000 км/ч. Дальность стрельбы до 115 км. Маршевая высота полета над морем от 7 м и выше, в зависимости от высоты волн. Над сушей высота полета колеблется от 100 м до 1 км в зависимости от рельефа местности. Система наведения ракеты на самолете-носителе помещается в специальном контейнере АПК-9, подвешенном над фюзеляжем. Длина контейнера 4 м, диаметр 450 мм, вес контейнера 260 кг.
Х-59 предназначалась для поражения важных объектов, как правило, прикрытых ПВО. В силу этого требованием к ракете было обеспечение стрельбы со средних дальностей (до 40 км), реализованное с помощью двухэтапного наведения: автономного программного на начальном участке полета и радиокомандном с последующим самонаведением при выходе на рубеж обнаружения цели. Положение цели должно быть установлено перед полетом, а ее координаты запрограммированы в запоминающем устройстве ПРНК носителя. При выходе на рубеж в 5-10 км от цели начинается командное наведение с помощью ТГСН.
Преимуществами телекомандной системы наведения (ТСКН) "Текон-1" (названной по наименованию Львовского НПО, известного также своими телевизорами) стала возможность "дистанционного" поиска и детекции цели, осуществляемых с помощью телевизионной головки на значительном удалении от носителя (прежде процесс осуществлялся при нахождении ракет на подвеске и ограничивался небольшим расстоянием до цели по возможности ее визуального обнаружения); значительно возросшая точность попадания ? наведение летчиком возможно практически до поражения цели; осуществление всеракурсного управления ракетой, в том числе при отходе самолета от цели.
Аппаратный подвесной контейнер ПК-9, оборудованный антенными блоками передней и задней полусферы, обеспечивает процесс наведения и после отворота носителя на обратный курс, позволяя самолету выходить из атаки после пуска, не входя в зону зенитного огня, а радиокомандная коррекция в реальном масштабе времени позволила уверенно поражать даже малоконтрастные объекты, "неподходящие" для обычной ТГСН, к которым те не могли осуществить привязку.
Для наведения используется двухканальная аппаратура связи. По ее видеоканалу на борт самолета-носителя передается изображение местности по курсу полета ракеты, а оператор, удерживая цель в перекрестии экрана видеокомандного устройства, осуществляет полуавтоматическое наведение по командному радиоканалу. При уверенном захвате светоконтрастного объекта ТГСН может быть переведена в режим самонаведения. Привязка ТГСН к цели осуществляется совмещением подвижного перекрестия прицела с изображением выбранной цели на экране (аналогично тому, как это делается в компьютерных играх), а пуск может производится с малых высот и со значительных расстояний вне зоны захвата цели ТГСН.
Х-59 имеет схему "бесхвостка" с развитым крылом и дестабилизаторами, складывающимися при транспортировке и на подвеске. Ракета снабжена двумя РДТТ: стартовым в сбрасываемом блоке и двухсопловым маршевым (возвращение к боковым соплам было вызвано занятием хвостовой части антенным блоком), первый из которых работает на этапе программного полета, а затем отстреливается с помощью пиротолкателей, освобождая антенны включающейся в работу ТСКН. Полет при этом продолжается при помощи РДТТ второй ступени, обладающего небольшим удельным импульсом и поддерживающим дозвуковую скорость порядка 285 м/с..
Для защиты окна телевизионной головки от пыли и, особенно, насекомых (что особенно существенно при полете на малых высотах) в полете под носителем Х-59 имеет легкий металлический кок из АМГ-6, сбрасываемый при пуске и раскрытии перьев дестабилизаторов. БЧ ракеты фугасная, проникающего действия, массой 148 кг, обеспечивающая поражение основных целей - укрытий, хранилищ, штабов и других защищенных сооружений.
Как и в Х-58, управление ракетой осуществляется электромеханическими рулевыми приводами, питающимися от бортовой аккумуляторной батареи и преобразователя. Для осуществления маловысотного полета в состав аппаратуры входит радиовысотомер. Основными конструкционными материалами служат легкие сплавы и высокопрочная нержавеющая сталь ВНС-2 в агрегатах фюзеляжа, крыло сварное из легкого сплава АМГ-6 с лонжеронами из ВКЛ-3. Для обеспечения теплоизоляции грузоотсек и аппаратные отсеки Х-59 изнутри оклеены слоем синтетического материала, а гаргрот с арматурой и проводкой энергопитания для повышения жесткости залит пенопластом вместе с установленными в нем жгутами и разъемами. Для подвески и пуска Х-59 служит унифицированное авиационные катапультное устройство АКУ-58-1.
Для применения ракеты на самолет подвешивается контейнер АПК-9 с аппаратурой управления. Модернизированная ракета Х-59М с увеличенной до 115 км дальностью пуска оснащена турбореактивным маршевым двигателем.
Модификации
Х-59 (AS-13 Kingbolt) — базовый вариант с двухступенчатым РДТТ (стартовый и маршевый) и телевизионно-командной системой наведения «Текон-1». Впервые демонстрировалась в 1991 году;
Х-59М (AS-18 Kazoo) — модернизированный вариант с ТРДД «изд. 36МТ» (ТРДД-50АТ) тягой 450 кгс или РДК-300 в подфюзеляжной гондоле, вместо маршевого РДТТ, и вдвое более мощной БЧ. Экспортировалась как Х-59М или Х-59МЕ, дальность действия до 115 км.
Х-59МК (Х-59А) — противокорабельный вариант с активной РЛГСН, дальностью действия до 285 км и БЧ проникающего типа.
Х-59МК2 — модификация Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена инерциальной системой наведения (БИНС) комплексированной с оптико-электронной коррекцией и НАП, предусмотрены проникающая и кассетная БЧ.
Х-59М2 — модификация с трансляционно-командной системой наведения допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.
Х-59МЭ и Х-59М2Э — экспортные варианты соответствующих модификаций Х-59 (для условий хорошей освещённости и всесуточный вариант, соответственно)
Х-59Л — вариант с лазерным наведением разрабатывавшийся, но вероятно не доведенный до производства.
Х-59Т — параллельное наименование для базовой модификации Х-59 с телевизионно-командной системой наведения.
Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы ,км 40
Точность стрельбы (КВО), м 2-3
Скорость полета, м/с 285
Длина ракеты, мм 5368 - 5370
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм 380
Размах крыльев , мм 1260 (1170)
Стартовый вес ,кг 760-790
Авиационная пусковая установка
Тип АКУ-58
Число ракет на ПУ 1
Разработчик МКБ "Вымпел"
Вес пустой ПУ, кг 185
Длина ПУ, мм 3810
Ширина ПУ, мм 130
Высота ПУ, мм 220