http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1135-03.jpg

Появление сторожевых кораблей проекта 1135 (кодовое наименование «Буревестник») для отечественного флота стало настоящим прорывом в будущее. Проект, разработанный советскими конструкторами почти полвека назад, оказался настолько удачным, что его модификации строятся по сей день. В настоящее время в составе ВМФ России продолжают нести службу два СКР проекта 1135 - «Ладный» и «Пытливый». Оба находятся в составе Черноморского флота. На протяжении нескольких десятилетий советские сторожевые корабли (СКР) фактически являлись миноносцами - ударными боевыми единицами ближней морской зоны. Однако появление у США атомных субмарин с баллистическими ракетами заставило СССР пересмотреть приоритеты. Теперь перед советским ВМФ ставилась задача не подпустить потенциального противника к своим берегам на дальность ракетного залпа. Большие противолодочные корабли (ВПК) из-за своей малочисленности выполнить эту задачу не могли. Возникла необходимость в новом корабле - достаточно мореходном для самостоятельных действий в океане, но при этом относительно недорогом и пригодном для крупносерийной постройки.

Техзадание на разработку СКР проекта 1135 было выдано в 1964 году. Конструкторам предстояло создать поистине новаторский корабль. Новая технология постройки, широкое использование нетрадиционных конструкционных материалов (титана и модных тогда алюминиево-магниевых сплавов), совершенные системы автоматики и радиоэлектронной борьбы - вот только некоторые из примененных в проекте новшеств. Головной корабль, получивший имя «Бдительный», заложили на заводе «Янтарь» в Калининграде в июне 1968 года. 31 декабря (дата, очень характерная для эпохи плановой экономики) 1970-го он официально вошел в строй, хотя испытания и сдача различных систем продолжались еще в течение нескольких месяцев. Примечательно, что по своим характеристикам головной «Буревестник» настолько отличался от предшественников - СКР проектов 50, 35 и 159, что его поначалу отнесли к классу БПК. Лишь в 1977 году корабли проекта 1135 вновь переклассифицировали в СКР, каковыми они и значились в процессе их разработки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1135-04.jpg

Цельносварной корпус корабля проекта 1135 имел удлиненный полубак и принципиально новые обводы, обеспечивавшие хорошую мореходность. Внутри корпус разделялся на 14 главных водонепроницаемых отсеков. Весьма оригинальной была энергетическая установка - две пары газовых турбин, маршевых и форсажных, работавших на валы через редукторы и шинно-пневматические муфты. Все механизмы имели вибродемпфирующие покрытия и специальные амортизаторы. Кроме того, акустическое поле корабля снижала система подводной пузырьковой маскировки. В результате «Буревестники» на то время стали самыми малошумными кораблями советского ВМФ. Для выполнения главной задачи - борьбы с подводными лодками - использовались ракетоторпеды «Метель» и очень мощные гидроакустические станции (ГАС): подкильная «Титан» и буксируемая «Вега». По сравнению с прототипом - американской системой ASROC - противолодочный комплекс «Метель» обладал существенно лучшими характеристиками.

Управляемая ракета 85-Р имела дальность стрельбы до 50 км (ASROC - около 10 км). В качестве боевой части использовалась торпеда АТ-2У. Она сбрасывалась в заданной точке на парашюте и, попав в воду, двигалась по спирали, постепенно погружаясь все глубже и глубже. Система активного самонаведения все это время вела непрерывный поиск подводной лодки; как только аппаратура захватывала цель, торпеда немедленно направлялась на нее и увеличивала скорость до 40 узлов. Позднее ракеты 85-Р были заменены новыми ракетами 85-РУ «Раструб», которые могли применяться и против надводных целей. Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух спаренных 76-мм артустановок АК-726. Позже, начиная с 22-го корпуса, их заменили двумя более мощными 100-мм универсальными орудиями АК-100 с новой системой управления МР-145 «Лев». Проект корабля с усиленным артиллерийским вооружением получил обозначение 1135М.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Корабли этого типа с 1968 по 1981 год серийно строились на трех заводах: в Калининграде, Ленинграде и Керчи. Всего в состав советского ВМФ вступили 32 единицы, в том числе 11 проекта 1135М. Показательно, что служившие на «Буревестниках» моряки единодушно оценивают их исключительно с положительной стороны, отмечая высокую надежность механизмов, отличный мореходные и маневренные качества, мощное вооружение и совершенную электронику. Однако в ходе эксплуатации кораблей выявились и их недостатки, главнейший из которых - несоответствие дальности действия противолодочного ракетного комплекса «Метель» и гидроакустических средств обнаружения. Сколь ни совершенны были ГАС «Титан» и «Вега», все равно им обычно удавалось установить надежный контакт с подводной лодкой потенциального противника на расстоянии 10-15 км, то есть в несколько раз меньшем, чем дальность полета ракетоторпеды. Эту проблему мог бы решить вертолет с соответствующей поисковой аппаратурой, но разместить его на борту корабля без радикальной переделки проекта было невозможно.

МОДЕРНИЗАЦИИ

В конце 1980-х годов планировалось провести глубокую модернизацию СКР: обе ГАС заменить гидроакустическим комплексом нового поколения «Звезда-М1», установить РЛС «Фрегат-МА», а вместо реактивных бомбометов - две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран». До распада СССР успели провести работы только на трех кораблях, да и то на одном из них («Жарком») - лишь частично, без замены РЛС и демонтажа РБУ. «Буревестник» стал прародителем семейства пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 и многоцелевых фрегатов проекта 11356. Последние строились для ВМС Индии, а ныне серийная постройка их модифицированного варианта ведется для российского флота. Впрочем, эти корабли заслуживают отдельного рассказа.

Тактико-технические характеристики СКР проекта 1135
Водоизмещение
- 2835 т (стандартное),
- 3190 т (полное)
Длина
- 113,0 м (по КВЛ),
- 123,0 м (наибольшая)
Ширина
- 13,2 м (по КВЛ),
- 14,2 м (наибольшая)
Осадка 4,51 м (средняя)
Двигатели:
- 2 форсажных ГТД ДК59 (36 000 л.с.) или ДТ59 (45 400 л.с.),
- 2 маршевых ГТД М-62 (10 000 л.с.), или ДС71 (18 000 л.с.)
Мощность 45 000—63 000 л.с.
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 32 узла (полная), 14 узлов (экономическая)
Дальность плавания 3950 миль 14-узловым ходом
Автономность плавания 30 суток (по запасам провизии)
Экипаж 191 человек (в том числе 24 офицера)
Вооружение
Радиолокационное вооружение:
- РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Ангара-А» (МР-310А),
- РЛС управления огнём МР-105 «Турель»,
- ГАС кругового обзора «Титан-2»,
- буксируемая ГАС «Вега»
Радиоэлектронное вооружение - БИУС «Требование-М»
системы РЭП:
4 х 82-мм ПК-16 или
2 х ПК-16 и 8 х ПК-10
Артиллерия:
- 2 х 2 - 76-мм АК-726 (1600 выстрелов), на кораблях проекта 1135М:
- 2 х 1 - 100-мм АК-100 (400 выстрелов)
Ракетное вооружение 1 х ПЛУРК «Раструб-Б» (с 1986), на кораблях проекта 11352 вместо РБУ-6000 установлен ПКРК «Уран», 2 х «Оса-М» (40 ЗУР)
Противолодочное вооружение 2 х 213-мм РБУ-6000 (96 РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 х 4-трубных 533-мм ЧТА-53-1135 (8 торпед 53-65К или СЭТ-65)
Авиационная группа на кораблях проектов 11351, 11356 и 11356Р/М (11357):
1 х вертолёт Ка-27/27ПС или Ка-28, или Ка-31