http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1135-01.jpg

Сторожевые корабли проекта 1135 "Буревестник" - проектировались в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда под руководством главного конструктора Н. П. Соболева, главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга И. М. Стецюра. Тактико-техническое задание (ТТЗ) сторожевого корабля (СКР) для противовоздушной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов в ближней морской зоне от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет) и противолодочной обороны (ПЛО) кораблей и транспортов в море, было выдано руководством ВМФ СССР в 1964 году. Технический проект 1135 предусматривал дальность плавания 14 узловым ходом до 4000 миль, а полная скорость хода 32 узла при стандартном водоизмещении в 2800 тонн. Корабль проекта 1135 "Буревестник" отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей наличием ПЛРК РПК-4 "Метель", которая способна уничтожать любые подводные лодки впереди по курсу корабля, а так же оригинальной газотурбинной энергоустановкой, маршевой редукторной приставкой, подкильной и буксируемой ГАС. Корабли строились на трёх заводах в Калининграде(Кёнигсберге), в Керчи и в Ленинграде для всех четырёх флотов.

Корпус корабля проекта 1135 "Буревестник" цельносварной из стали марки МК-35, с стремительным наклоном форштевня, округлыми обводами, с протяжённым полубаком, который имел значительную седловатость в носовой оконечности, с нижней палубой и платформами в носовой и кормовой оконечностях, трюмом, а также двойным дном. Корпус набирался по смешанной системе набора, отношение длины к ширине составляло 8,6. Второе дно имело толщину 5-мм, а внутренние переборки выполнялись из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась нижняя палуба и платформы. Личный состав мог перемещаться по кораблю без выхода на верхнюю палубу, что соответствовало требованиям противоатомной защиты (ПАЗ). Все надстройки и котельные кожухи выполнялись из из алюминиево-магниевых сплавов АМГ-61 толщиной 3-мм. В носовой надстройке располагались ПУ ЗРК "Оса-М" и носовой погреб ЗУР, отсеки РБУ-6000, вентиляторные, агрегатные, кают-компания офицеров, буфет, каюты командира корабля, заместителя и командира соединения, посты.

Во втором ярусе носовой надстройки расположили главный командный пункт (ГКП), шифропост, ходовая рубка и сигнальный мостик, посты. Во второй надстройке сосредоточены агрегатные помещения станции управления огнем «Турель» и ЗРК «Оса». Третья надстройка объединяет фальштрубу и помещение кормового ЗРК "Оса-М". В самой кормовой части корабля смонтировали помещение БУГАС «Вега» с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов. Двухместные каюты для офицеров и мичманов, камбуз и две матросские столовые, расположили под полубаком в носовой части корабля, на главной палубе. Матросы располагались в кубриках, носовых и кормовых по 10-15 человек в каждом. Обогрев помещений обеспечивался за счёт калориферного отопления.

Устанавливались активные успокоители качки, убирающиеся автоматически, типа УКА-1135, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки в 3,5-4 раза (до амплитуды 8-10°). Рангоут был представлен одной фок-мачтой ажурной конструкции с решетчатым реем и сильно оттянутой в корму стеньгой, тоже ажурной. Здесь размещаются антенны радиотехнических устройств и связи, ходовые огни и сигнальные фалы. Венчает фок-мачту антенна РЛС «Ангара-А» с двумя параболическими рефлекторами. Мореходность корабля заслуживает высокой оценки. СКР хорошо всходит на волну, а заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Использование всех видов оружия возможно на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов при их включении.

Непотопляемость корабля проекта 1135 "Буревестник" обеспечивалась делением на 14 водонепроницаемых отсеков:
- Бульб антенны ГАС "Титан", цепной ящик, шпилевое отделение, шкиперская кладовая, такелажная кладовая, форпик;
- Бульб антенны ГАС "Титан", посты ГАС "Титан", отделение вьюшки, ленинская комната, библиотека;
- Цистерна воды, пост ГАС "Титан", помещение вентиляторов, пост ГАС "Титан", тамбур, кладовые, кубрик команды, вентиляторная, кают-компания мичманов, буфет мичманов;
- Топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, пост ЗРК "Оса-М", посты "Муссон" и "Тюльпан", каюты офицеров, арсенал, текстильная кладовая;
- Топливные цистерны, погреб боезапаса, помещение вентиляторов, посты, тамбур, каюты мичманов, кубрик команды, пост РБУ-6000, секретная канцелярия, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров;
- Топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, посты и кладовые, помещение вентиляторов, кубрики команды, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров;
- Цистерны, помещения систем и агрегатов, гиропост, тамбур, кладовые, посты, кубрики команды, гальюны офицеров, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров;
- Топливные цистерны, помещение дизель-генераторов и хладомашин, лазарет и амбулатория, помещения вентиляторов и агрегатов, каюты офицеров, коридор офицеров;
- Цистерны, машинное отделение маршевых турбин и приставки, ПЭЖ и вспомогательный котёл, столовые команды, камбуз и посудомойка, кладовая сухой провизии, штормовой коридор;
- Топливные цистерны, машинное отделение форсажных турбин и муфт соединения, коридоры газохода, штормовой коридор, хлебопекарня, помещения общего пользования команды, электростанция корабля;
- Топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, помещения вентиляторов, кубрики команды, места общего пользования команды, каюта мичманов, ПУ и погреб кормовой ЗРК "Оса-М";
- Топливные цистерны, кормовые погреба боезапаса, кладовые, отделение рефрижераторных машин, тамбур, отделение компрессоров, коридор кормовых погребов боезапаса, кубрики команды;
- Топливные цистерны, отделение лебёдки БУГАС "Вега", химическая кладовая;
Помещение ПОУКБ БУГАС "Вега", отделение вьюшки ПОУКБ, румпельное отделение, водолазная кладовая, пост управления БУГАС.

По расчетам, корабль проекта 1135 "Буревестник" должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Рулевое устройство включало электрическую рулевую машину, управление рулем - электрическое с ходового мостика и ручное из румпельного отделения. Машина управляла 1 полубалансирным рулём. Противопожарные средства включают обычную водяную систему, химическую систему ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения. Средства спасения включали 1 моторный катер, 1 шестивёсельный ял и 20 надувных аварийных плотиков ПСН-10.

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя газотурбинными агрегатами М-7К мощностью по 24 000 л. с. каждый, расположенных попарно в двух смежных машинных отделениях (МО). Газотурбинный агрегат(ГТА) включал одну маршевую газовую турбину М60 мощностью на 6 000 л.с. смонтированную на подвесной платформе и форсажную турбину М3 мощностью на 18 000 л.с. Все турбины имеют газовый реверс. Маршевые турбины комплектовались общей маршевой редукторной приставкой, которая обеспечивала подключение и отключение любой маршевой турбины, как на оба вала, так и на каждый вал в отдельности, что улучшило экономичность ГЭУ на 25%. Форсажные турбины подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты. Время пуска турбин из холодного состояния до оборотов холостого хода составляло не более трёх минут. Срок службы газовых турбин М60 — 12 лет, М3 — 25 лет, а ресурс до капремонта составлял 20 000 часов соответственно.

Агрегаты передавали вращение через бортовые валы на два четырёхлопастных, малошумных винта регулируемого шага (РШ) в обтекателях. Управление ГЭУ осуществлялось дистанционно. Полная скорость корабля составляла 32,2 узла. Полный запас топлива включал 450-550 тонн. СКР при оперативно-экономическом ходе в 17 узлов имел расход топлива в 143 кг/милю и дальность плавания 3500 миль. На полном ходу в 32,2 узла расход топлива составлял 390 кг/милю, а дальность плавания - 1300 миль. Пар для бытовых нужд вырабатывался вспомогательным котлом типа "КВС". Электроэнергетическая система переменного тока имела напряжение 380 В и включала 5 дизель-генераторов ДГАС-500/1МШ мощностью по 500 кВт каждый. В качестве аварийного источника питания использовались аккумуляторы.

Вооружение корабля проекта 1135 "Буревестник" состояло из:
- 2 спаренных стабилизированных 76-мм башенных автоматических артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров, расположенных в корме. Боекомплект, состоял из 500 выстрелов на ствол, подача осуществлялась элеваторами из подбашенного погреба. Установки имели бронирование толщиной 5-мм. Темп стрельбы составлял 40-45 выстрелов на ствол с последующим 3 мин. охлаждением забортной водой, а живучесть ствола доходила до 3000 выстрелов. Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм проводилось в ручную. Расчёт установки включал 9 человек (в том числе 4 на загрузке элеватора подачи). АУ при помощи дистанционного привода Д-67-1 разворачивалась влево или вправо на угол до 164° от походного положения, а вертикальный угол наведения составлял от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда составляла 980 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели, максимальный потолок - до 11 км. Управление стрельбой осуществлялось 1 прибором управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-1135", который обеспечивал обработку исходных данных и решал задачи стрельбы по морской, береговой и воздушной целям. Сопровождение 1 любой цели осуществлялось с помощью 1 РЛС управления МР-105 "Турель" и автономного кольцевого прицела "Призма". Вес установки достигал 26 тонн.

- 2 ЗРК малой дальности "Оса-М", размещённых один в носовой части и один в кормовой части корпуса под палубой в специальных погребах, в которых размещался и боекомплект по 24 ЗУР 9М-33. Пусковая установка комплекса (ПУ) ЗИФ-122 с 2 пусковыми направляющими балками расположенными вертикально и вращающейся частью, находится под палубой в походном положении, а ракеты размещены по пять штук на четырех барабанах. При переходе в боевое положение подъемная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. После пуска второй ракеты пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередными двумя ракетами. Время перезаряжания ПУ находится в пределах 16-21 секунд. Скорострельность - 2 выстрела в минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела в минуту по надводным, время переноса огня на другую цель 12 секунд. Вес ПУ без боекомплекта составляет 6850 кг. Ракета 9М-33 одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным двигателем. Стартовый заряд телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме "утка", т.е. имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно вращается.

При средней скорости полета до 500 м/с ракета может маневрировать по траектории "трёхточка" или "половинное спрямление". Управление ракетой в полете осуществляется радиокомандной системой наведения с автоматическим сопровождением цели и выводом ЗУР на линию визирования. При сходе ракеты с ПУ взводится радиолокационный взрыватель и снимается последняя ступень предохранителя. Радиовзрыватель начинает излучать радиомагнитные импульсы. При подаче радиокомандного сигнала от счётно-решающего прибора СУ происходит подрыв боевой части (15 кг) в радиусе до 15 метров от цели. В случае пролета ракеты мимо цели на ракету подается команда на самоликвидацию с подрывом боевой части. Система управления состоит из 2 радиолокационных станций, которые имеют канал обнаружения целей, канал сопровождения цели и канал сопровождения ракеты, а также канал радиокоманд на ракету и счётно-решающий прибор. Обнаружение целей происходит на дальности от 25 до 30 км при высоте цели 3,5-4 км и скорости до 420 м/с, а на больших высотах на дальности до 50 км. Сопровождение цели и выдача радиокоманд проводится на дальности до 15 км. Минимальная высота поражения цели составляет 60 метров над уровнем моря.

- 1 счетверённой, наводящейся в горизонтальной плоскости пусковой установке (ПУ) КТ-106 управляемого ракетного противолодочного комплекса УРПК-4 «Метель», расположенной в носовой части корабля. Боекомплект, включал 4 ракето-торпеды 85Р. Стрельба производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами по данным ГАС МГ-332 "Титан-2" и БГАС МГ-325 "Вега" или внешних источников целеуказания — кораблей, вертолетов, а так же гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. В качестве боевой части, твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ (разработчик - НИИ «Гидроприбор», главный конструктор В.С. Осипов). По команде корабельной, автономной системы управления "Муссон", торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск собственной системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ составляет 400 метров, а скорость в режиме поиска — 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода торпеды до 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды доходит до 1 км, а масса заряда ВВ около 100 кг.

- 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 "Смерч-2" калибра 212-мм с 12 стволами от ПУСБ "Буря", расположенных в носовой части корпуса. Стрельба велась одной или двумя установками, как одиночными выстрелами, так и залпами. Запас глубинных бомб РГБ-60 располагался в погребе, а заряжание пакета стволов производилось с помощью дистанционно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ-6000 автоматически переходит в режим наведения, а после израсходования всех бомб - снова в режим заряжания: пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного запаса по курсовому углу. РБУ-6000 получает целеуказание от корабельной ГАС МГ-332 "Титан-2" или от системы «Дозор-Тюльпан». Наведение РБУ-6000 производится по горизонтали и по вертикали, а движущие устройства - электроприводы. Дальность действия установки от 300 до 5800 метров, а глубина поражения цели от 15 до 450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 7 метров. Скорострельность РБУ-6000 - 2,4 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,6 м/с. Масса установки составляет 3,1 тонны.

- 2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов ЧТА-53-1135 с прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) СУ-504А "Дракон-1135", расположенных побортно на палубе полубака позади носовой надстройки. Торпедные аппараты пневматические, комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Дракон-1135", который обеспечивал последовательный и залповый выстрел торпед. Торпеда 53-65К кислородная, противокорабельная, самонаводящаяся. Система наведения активная, акустическая с вертикальным лоцированием кильватерного следа. Глубина хода торпеды управлялась гидростатическим аппаратом и зависела от противодействия силы сжатия пружины аппарата с одной стороны и давления воды с другой. Один оборот ключа в установочной головке при сжатии пружины соответствует 0,33 метра заглубления. Выход на заданную глубину хода ступенчатый, при выходе из ТА надводного корабля торпеда далает "мешок" (заглубляется), горизонтальные рули стоят на стопоре, в положении "на погружение". Вес БЧ торпеды составлял 500 кг при весе самой торпеды в 2,1 тонны, а скорость хода доходила до 43 узлов при дальности действия 19 км и глубине погружения до 12 метров. Боезапас включал 8 торпед в ТА.

- 16 мин ИГДМ-500. Мина донная, неконтактная, двухканальная, индукционно-гидродинамическая имела габариты 2900х450 мм. Мина включала предохранительные приборы, которые при замыкании контактов, после установки мины, подключают к схеме неконтактного взрывателя все батареи питания. БЧ вмещала 200 кг взрывчатого вещества, время прихода в боевое положение от 1 до 3 часов, в зависимости от глубины места постановки. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Глубина места постановки составляла от 8 до 35 метров.

- 2 быстроходных акустических охранителей (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их использование предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.

- 4 пусковых установок выстреливаемых помех ПК-16 (КЛ-101) калибра 82 мм с 16 направляющими трубами. Предназначены для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки ПК-16 и далее процесс стрельбы идет автоматически. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей - от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами. Боевой расчет включал 3 человека. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляла 400 кг.

Система управления огнем универсальной 76-мм артиллерии "Турель" включала:
- прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-1135" состоял:
Из центрального автомата стрельбы Д-67-2 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дистанцию и направление до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки для двух 76-мм автоматов.
Из универсального преобразователя координат (ПК), с помощью которого ста­билизировалась в пространстве траекто­рия полета снарядов.
- Гировертикаль "Компонент" вырабатывала углы стабилизации артустановок.
- Гирокомпас "Курс-5" выдавал данные о курсе самого корабля.
- Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
- Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения МР-310 "Ангара-А". После получения целеуказания, цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 "Турель-61" или от 2 автономных прицелов "Призма".
- Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления стрельбой.
- Станция трансформаторов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1135-02.jpg

Система "Турель" имела силовые электрические приводы дистанционного наведения, позволяла корректировать огонь артиллерии по всплескам, обеспечивала тренировку личного состава и стрельбу универсального калибра по двум схемам, в зависимости от обстоятельств ведения боя, характера цели или на случай выхода из строя основной системы управления огнём. Основная схема управления огнём универсального калибра работала от радиолокационных средств наблюдения. РЛС МР-310 "Ангара-А" обнаруживала надводные цели и выдавали целеуказания РЛС управления МР-105 "Турель". РЛС МР-105 "Турель" брала одну цель на сопровождение в любых погодных условиях, при качке, плохой видимости, ночью, осуществляя автоматическое управление стрельбой двух башен универсального калибра по одной цели, одновременно. Башенная схема управления огнём универсального калибра работала от 2 башенных приборов наблюдения расположенных на башнях. Для этого имелись прицельные визиры "Призма" в каждой башне. Скорость самого корабля при стрельбе не превышала 25 узлов.

РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» трёхкоординатная, дециметрового диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность, скорость и направление до надводной или до воздушной цели, (угловые координаты) и передавать эти данные в систему приборов управления стрельбой универсальной артиллерии. РЛС работала в круговом, секторном и режиме сопровождения целей для обеспечения целеуказания корабельному оружию. Станция могла определять и отклонения падения артиллерийских снарядов и ракет по всплескам. Для уменьшения ошибки в измерении угловых координат и облегчения условий работы операторов во время качки в схеме привода наведения была применена стабилизация. РЛС имела дальность обнаружения воздушных целей до 310 км и надводных целей до 55 км.

Гирокомпас "Курс-5" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, точность показаний ±1°,0, а время готовности после запуска составляло 2-5 часов. Штурманский пульт, в котором располагались механизмы указания и записи курса, механизм дистанционного управления корректором и комплект измерительных приборов и сигнальных ламп, позволял дистанционно отслеживать неисправности и вносить поправки. Гирокомпас комплектовался автономным источником аварийного питания и 8 самосинхронизирующимися принимающими периферийными приборами(репитерами). Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

РЛС управления артиллерии МР-105 "Турель-61" сантиметрового диапазона волн, позволяла определять дальность, направление (угловые координаты) и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов универсальной артиллерии 76-мм калибра. РЛС работала в секторном режиме по данным с РЛС целеуказания. Она автоматически сопровождала воздушные цели на дальности до 105 км, надводные цели на дальности до 33 км и позволяла проводить их селекцию, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.

Система управления огнем 4Р33 для ЗРК "Оса-М", состояла из:
- приводов наведения и заряжания комплекса.
- аппаратуры помехозащиты.
- радиолокационных каналов работающих в сантиметровом диапазоне волн для обнаружения целей, сопровождения цели, визирования ракет и передачи команд, что обеспечивает сокращение времени реакции комплекса и более быстрое наведения ракет на цель.
Информация о цели может, так же поступать и от РЛС общего обнаружения МР-310 "Ангара-А".

Система управления огнем "Муссон" для УРПК-4 "Метель", состояла:
Из приводов наведения и предстартовой автоматики.
Из аппаратуры помехозащиты.

Информация о цели поступает и от ГАС МГ-332 "Титан-2" и БГАС МГ-325 "Вега". ГАС поисковая, кругового обзора и целеуказания МГ-332 "Титан-2", антенна монтировалась в подкильном обтекателе (бульбе) корабля. Выгородка антенны ГАС заполнялась пресной водой (45 тонн). Станция работала с частотой 8—9 кГц в круговом и секторном режимах и имела излучающую мощность до 100 кВт. Предназначалась для обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин. ГАС обнаруживала подводную лодку в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 2 до 20 км, а якорные мины и торпеды на дистанциях до 3 км. ГАС буксируемая МГ-325 "Вега", создана специально для поиска вражеских подводных лодок при неблагоприятных гидроакустических условиях (под слоем скачка скорости звука). Антенна, так называемое “тело”, могла опускаться на кабель-тросе на глубину до 200 метров, буксировка осуществлялась при скорости корабля от 5 до 25 узлов. ГАС обеспечивает обнаружение ПЛ на дистанции до 15 км.

Система управления торпедной стрельбой СУ-504А "Дракон-1135" включала:
- Прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Дракон-1135" состоящий:
Из торпедного автомата стрельбы ТАС (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих, от РЛС МР-310 "Ангара-А" или ГАС МГ-332 "Титан-2", данных решал торпедный треугольник и автоматически вводил в ГСН торпед направление и дальность цели.
Главным средством целеуказания служила РЛС кругового обзора МР-310 "Ангара-А" или ГАС МГ-332 "Титан-2".
- Система СУ-504А "Дракон-1135" позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по подводной и надводной цели одиночно и залпом, как дистанционно с помощью СЭССП, так и в ручную с местного поста, расположенного прямо на торпедном аппарате. Кроме этого она была связана с системой ПУСБ "Буря-61" и позволяла решать общие тактическо-боевые задачи противолодочного оружия корабля в целом. На кораблях устанавливались аппаратура госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Дон" и "Волга", РЛС РЭБ МП-401С «Старт-С», ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", ГАС противодиверсионной обороны МГ-7, ГАС МГС-407к, система групповых атак (СГА) "Дозор-Тюльпан", БИУС "Планшет-1135", радиопеленгатор АРП-50.

Система государственного опознавания представлена двумя приборами - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". Аппаратура "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте.

РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещался на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году.

РЛС навигации "Волга" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до воздушной цели до 110 км. Антенный пост РЛС размещался на топах мачт.

РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) МП-401С "Старт-С" предназначалась для поиска работающих РЛС и постановки активных помех радиоэлектронным средствам противника, а так же для управления постановкой пассивных помех оператором системы. Система имеет потребляемую мощность до 30 кВт, обеспечивает поиск РЛС противника по 4 частотным поддиапазонам с ошибкой пеленгования от 7° до 30° и обслуживается личным составом из 5 человек. Масса системы с учетом ЗИП составляет 6,1 тонны.

ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" принята на вооружение в 1960 году. ГАС обеспечивает опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.

ГАС поиска подводных пловцов МГ-7, предназначена для поиска подводных диверсантов в якорном режиме. На корабле имеются два комплекта таких станций — носовой и кормовой. Их антенны хранятся на верхней палубе, а на стоянке опускаются на трос-кабеле в воду, одновременно открывается вахта наблюдения за подводной обстановкой и борьбы с подводными диверсантами.

ГАС МГС-407к, предназначалась для работы с выставленными радиогидроакустическими буями. Станция комплектовалась аппаратурой КМГ-12 «Кассандра», которая обеспечивала классификацию, накопление и регистрацию акустических сигналов.

Система групповых атак (СГА) "Дозор-Тюльпан" позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей. В первую очередь СГА применялась для совместных атак РБУ (фактически это была "связка" ПУСБ "Буря" кораблей с передатчиками " Тюльпан ").

БИУС "Планшет-1135" - боевая информационно-управляющая система предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

Радиопеленгатор АРП-50 предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.

Строились корабли на заводе №820 "Янтарь"(8 кораблей с 1970 до 1975 г.) в г. Калининграде (Кёнигсберг), на заводе №532 "Залив"(7 кораблей с 1971 до 1981 г.) в г. Керчь и на заводе №190 (Северная верфь)(6 кораблей с 1976 до 1979 г.) в г. Ленинграде (Санкт-Петербург). Головной корабль проекта 1135 "Бдительный" вступил в строй Балтийского флота в декабре 1970 года. Всего построено кораблей с 1970 г. по 1981 г. - 21 единица.

Тактико-технические данные проекта 1135 "Буревестник"
Экипаж: 191 человек (22 офицера, 27 мичманов)
Водоизмещение:  стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн
Длина наибольшая: 123 метра
Длина по КВЛ: 113 метров
Ширина наибольшая: 14,2 метра
Ширина по КВЛ:  13,2 метра
Высота борта в носу: 12,2 метра
Высота борта на миделе: 9,56 метра
Высота борта в корме: 7,1 метра
Осадка с бульбом: 7,2 метра
Силовая установка: 2 газотурбинных агрегата М7К по 24 000 л. с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 5 дизель-генераторов ДГАС-500/1 по 500 кВт, переменный ток 380 В
Скорость хода: полная 32,2 узла, оперативно-экономическая 17 узлов
Дальность плавания: 3500 миль при 17 узлах
Мореходность: до 7 баллов по применению оружия с активными успокоителями качки и до 4 баллов без них.
Автономность: 15 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 2х2 76-мм башни АК-726 от 1 РЛС МР-105 "Турель"
зенитно-ракетное: 2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-М" от 2 РЛС УРЗО 4Р33
противолодочное: 1х4 ПУ КТ-106 УРПК-4 «Метель» от СУ-504А "Муссон", 2х12 РБУ-6000 "Смерч-2" от ПУСБ "Буря-1135"
торпедное: 2х4 533-мм ЧТА-53-1135 с ПУТС "Дракон-1135"
минное: минные рельсы, 16 мин ИГДМ-500
радиоэлектронной борьбы: РЛС РЭБ МП-401С «Старт-С», 4х16 ПУ КЛ-101 ПК-16
радиотехническое: РЛС МР-310 "Ангара-А", аппаратура "Нихром", 1 радиопеленгатор АРП-50, 1 БИУС "Планшет-1135", 1 СГА "Дозор-Тюльпан".
гидроакустическое: ГАС поиска МГ-332 "Титан-2", БГАС МГ-325 "Вега", ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", ГАС МГС-407к, ГАС поиска подводных пловцов МГ-7
навигационное:  НРЛС "Дон" и "Волга", 1 гирокомпас "Курс-5", 1 лаг МГЛ-50, эхолот НЭЛ-М2 «Молога», 1 автопрокладчик "Путь-4"