http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/fr-pr-22350-01.jpg

28 июля 2018 г., Военно-Морскому Флоту Российской Федерации был передан головной многоцелевой фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (заметим, что название корабля пишется именно так, хотя правильное написание соответствующего воинского звания - Адмирал Флота Советского Союза). Головной корабль проекта 22350 службу свою несет на Северном флоте, а не на Черноморском, как планировалось первоначально, потому что к настоящему времени серьезно сократился и устарел состав надводных сил и этого оперативно-стратегического объединения ВМФ России. Вскоре к нему должен присоединиться и второй по счету, а по совместительству - первый серийный фрегат данного проекта, заложенный на стапеле «Северной верфи» 26 ноября 2009 г. и получивший имя «Адмирал флота Касатонов». Его сдача флоту ожидается в 2019-м году (спущен на воду этот фрегат 12 декабря 2014 г.).

Закрытый тендер на постройку головного корабля проекта 22350 командование Военно-Морского Флота России предполагало объявить еще в начале 2002 г., а уже в июне 2003 г. в Северном проектно-конструкторском бюро был разработан и вскоре утвержден заказчиком (ВМФ РФ) эскизный проект нового боевого надводного корабля, предназначенного для действий в дальней морской и океанской зонах. Однако строка финансирования данного проекта в соответствующем документе по государственному оборонному заказу по тем или иным причинам все никак не появлялась, а потому данный тендер в конечном итоге был объявлен только лишь в апреле 2005 г. Ну а всего несколькими месяцами спустя, в июне того же года, контр-адмирал Анатолий Шлемов сообщил, что в указанном тендере принимают участие три отечественных судостроительных предприятия: санкт-петербургская «Северная верфь», калининградский Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» и северодвинское ФГУП «Северное машиностроительное предприятие».

Головной корабль новой «адмиральской серии», получивший имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в честь самого знаменитого отечественного адмирала и главкома флота второй половины XX века - Сергея Георгиевича Горшкова, был заложен на стапеле Судостроительного завода «Северная верфь» 1 февраля 2006 г. В общем, как можно понять, 1 февраля 2006 г. был радостным днем и для моряков, и для корабелов, да и для всей морской общественности России, а потому прогнозы насчет сроков постройки и сдачи головного корабля проекта 22350 были тогда весьма оптимистичными. Однако высокая новизна тех технических и технологических решений, которые были реализованы в новом проекте, а также тот факт, что на корабль устанавливались новейшие, зачастую даже еще не пошедшие в серию, образцы военно-морского вооружения, да и ряд причин иного свойства (о них расскажем чуть ниже) в конечном итоге привели к тому, что постройка фрегата подзатянулась и спущен на воду «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был только 29 октября 2010 г.

Фрегат, или как его классифицируют в соответствии с традиционной отечественной классификацией сторожевой корабль проекта 22350 является боевым надводным кораблем, предназначенным для ведения боевых действий и решения различных задач мирного времени в ближней и дальней морской, а также в океанской зонах. В архитектурно-конструктивном плане данный фрегат относится к кораблям длиннопалубачной конструкции. Кормовая оконечность корабля - транцевая, а двойное дно на нем идет на протяжении большей части корпуса: от носа корабля (носовых отсеков с боезапасом вплоть) до машинного отделения и кормового подзора.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/fr-pr-22350-02.jpg

Фрегат проекта 22350 имеет сплошную надстройку, которая выполнена с использованием композиционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон, что позволяет определенным образом снизить уровень вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн. Это элемент так называемой технологии стелс, призванной обеспечить если уж и не полную невидимость боевого корабля для радаров противника, то существенное снижение уровня его заметности в радиолокационном диапазоне. Максимально возможно снижена заметность рассматриваемого корабля и по другим физическим полям. При проектировании корабля широко внедрялись элементы технологии «Stealth», обеспечивающей снижение уровня физических полей и соответственно, заметность корабля в соответствующих диапазонах.

Мореходные качества фрегата проекта 22350 позволяют ему нести службу в любых районах Мирового океана. Но в первую очередь эти корабли предназначены для Северного флота. Обеспечивается это не в последнюю очередь конструктивными особенностями фрегата - форма обводов его корпуса и острый форштевень обеспечиваю этим кораблям хорошие мореходные качества даже в районах Мирового океана с самыми суровыми погодно-климатическими условиями. Следует также отметить, что на фрегате проекта 22350 планировалось применить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объемы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. При работающем успокоителе качки должна быть обеспечена возможность применения вооружения и техники без ограничений при условиях волнения моря до 4-5 баллов. Особое внимание при проектировании корабля было уделено вопросам размещения и обитаемости личного состава.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/fr-pr-22350-03.jpg

Главная энергетическая установка фрегата проекта 22350 - комбинированного типа, дизель-газотурбинная (схема CODAG - Combined Diesel And Gas), двухвальная. При этом на каждый из гребных винтов фиксированного шага (точнее - на каждый из валопроводов гребного винта) работают один дизельный двигатель и одна высокоэкономичная мощная газовая турбина, которые вместе формируют дизель-газотурбинный агрегат. Первоначально на кораблях данного типа предполагалось устанавливать дизель-газотурбинные агрегаты (ДГТА) М55Р российско-украинского производства. ДГТА М55Р по комплексу характеристик в настоящее время является лучшей силовой установкой из всех, применяемых на надводных кораблях ВМФ РФ и не уступает аналогичным агрегатам, применяемым на кораблях ВМС стран НАТО. Он оснащен современной локальной системой управления, уникальными средствами параметрической и вибродиагностики российской разработки, причем алгоритмы работы диагностических систем ранее на морских объектах отечественной разработки не применялись.

В состав каждого такого агрегата при этом входили:
- одна форсажная газовая турбина М90ФР максимальной мощностью 27500 л.с. (размещается в носовом машинном отделении);
- маршевый дизельный двигатель 10Д49 мощностью 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами (размещается в кормовом машинном отделении);
- редуктор Р055Р который обеспечивает раздельную работу дизеля и турбины;
- система автоматического управления.

Однако после серьезного кризиса, наступившего в российско-украинских отношениях, Украина не поставила российским корабелам ни одного элемента главной энергоустановки для фрегатов проекта 22350. В такой ситуации российским двигателистам пришлось срочно создавать свой собственный, уже полностью отечественный вариант дизель-газотурбинного агрегата для фрегатов проекта 22350. Занялись этим специалисты рыбинской компании НПО «Сатурн». В конечном итоге 13 февраля 2019 г. на «Северной верфи» получили первые газотурбинные установки производства «ОДК - Сатурн» для фрегатов проекта 22350. Что касается электроэнергетической системы корабля, то она запитывается электроэнергией от четырех дизель-генераторов АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый, которые выпускаются Уральским дизель-моторным заводом (УДМЗ). При этом управление главной энергоустановкой корабля, а также его электроэнергетической системой и общекорабельными системами осуществляется комплексной системой управления техническими средствами, оснащенной системой обмена данными и являющейся элементом интегрированной системы управления кораблем.

Многоцелевой фрегат пр. 22350 оснащен самыми современными интегрированными комплексами и системами вооружения и обеспечивает решение широкого круга боевых задач. Корабль оборудован высокоэффективными радиолокационными, оптико-электронными комплексами освещения воздушной и надводной обстановки, мощными гидроакустическими комплексами, боевой информационно-управляющей системой последнего поколения, современными интегрированными комплексами РЭБ и постановки помех, комплексами связи. В составе авиационного комплекса предусматривается размещение вертолета и запаса авиационного топлива. При этом главным комплексом ударного оружия, установленным на кораблях данного типа, является комплекс ракетного оружия «Клаб-НК», в состав которого входят крылатые ракеты морского базирования большой дальности, противокорабельные ракеты двух типов и противолодочные управляемые ракеты, или комплекс ракетного оружия П-800 «Оникс», в состав которого входят сверхзвуковые противокорабельные ракеты. Возможно также размещение на корабле боевых средств двух этих комплексов, т.е. ракет различных типов, одновременно.

В состав данного комплекса ударного оружия входят две размещенные в носовой части корабля установки вертикального пуска ЗС14У1 (также известна под обозначением УКСК - от «универсальный корабельный стрельбовый комплекс»), каждая из которых рассчитана на восемь ракет, загружаемых в ячейку в транспортно-пусковом контейнере (стакане). Всего, таким образом, получаем боезапас в размере 16 ракет. В перспективе в состав комплекса ударного оружия фрегатов проекта 22350 или его модернизированного варианта 22350М могут войти и другие средства поражения, предназначенные для стрельбы по надводным или береговым, в том числе расположенным в глубине территории противника, целям.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/fr-pr-22350-05.jpg

Главным комплексом, обеспечивающим противовоздушную и противоракетную оборону корабля, является зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут». В состав данного комплекса входят установки вертикального пуска, которые также размещены в носовой части корабля (непосредственно перед установками ЗС14У1) и могут вмещать до 32 зенитных управляемых ракет большой дальности или же до 128 зенитных управляемых ракет малой дальности. Следует при этом отметить, что весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой. Артиллерийское вооружение корабля представлено одноорудийной 130-мм корабельной артиллерийской установкой А192М (система управления 5П-10 «Пума»), которая размещается в носу корабля, и двумя боевыми модулями зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Палаш», которые располагаются по бортам корабля в районе вертолетного ангара (каждый боевой модуль - восемь зенитных управляемых ракет и два 30-мм шестиствольных автомата).

Противолодочное и противоторпедное вооружение фрегата проекта 22350 включает две счетверенные пусковые установки СМ-588 комплекса «Пакет-НК», которые предназначены для стрельбы 324-мм малогабаритными торпедами или антиторпедами. Авиационное вооружение - один вертолет размерности Ка-27, для размещения которого в кормовой части корабля предусмотрены взлетно-посадочная площадка и палубный (крытый) ангар. В состав вооружения фрегата проекта 22350 также входят две 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки, которые находятся по бортам в районе надстройки и с интегрированной мачтой с антенными постами радиолокационных станций и т.п.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/fr-pr-22350-01.jpg

Радиотехническое вооружение корабля представлено современной боевой информационно-управляющей системой, гидроакустическим комплексом последнего поколения с буксируемой гидроакустической станцией, радиолокационной станцией обнаружения воздушных и надводных целей «Фурке», радиолокационной станцией обнаружения и целеуказания средствам ПВО «Полимент» (с четырьмя активными фазированными антенными решетками), радиолокационными станциями управления огнем, навигационными радиолокационными станциями и другими необходимыми средствами навигации, а также средствами связи и управления. Имеются также активные и пассивные средства радиоэлектронной борьбы.

Фрегаты пр. 22350 стали первыми крупными надводными боевыми кораблями, заложенными на верфях России после распада СССР. Но более важно то, что фрегат проекта 22350 - это многоцелевой боевой надводный корабль, в корпусе которого разработчику удалось достаточно успешно интегрировать все необходимые системы ударного и оборонительного оружия, а также комплексы радиоэлектронного вооружения и сопутствующие системы обеспечения. В настоящее время в строю находится один корабль проекта 22350 - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (заводской №921). Второй по счету и первый серийный корабль проекта 22350, получивший приказом Главнокомандующего ВМФ РФ имя «Адмирал флота Касатонов» (заводской №922), уже проходит ходовые испытания, а на заводе-строителе в разной степени готовности находится еще четыре однотипных серийных корабля: «Адмирал Головко» (заводской №923; заложен 1 февраля 2012 г.), «Адмирал флота Советского Союза Исаков» (заводской №924; заложен 14 ноября 2013 г., что весьма символично, в день 101-й годовщины основания «Северной верфи»), «Адмирал Амелько» (заводской №925; заложен 23 апреля 2019 г.) и «Адмирал Чичагов» (заводской №926; заложен 23 апреля 2019 г.).

Основные характеристики
Экипаж 180-210 человек
Водоизмещение
- 5400 т (полное)
- 4500 т (стандартное)
Длина 135 м (наибольшая)
Ширина 16 м
Осадка 4,5 м
Двигатели ГЭУ типа CODAG:
- 2 х ДГТА М55Р:
- дизель 10Д49 (маршевый)
- ГТД М90ФР (форсажный)
Мощность 2 х 5200 л.с. (маршевые), 2 х 27 500 л.с. (форсажные)
Движитель 2 х ВФШ
Скорость хода 29 узлов
Дальность плавания 4500 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 30 суток
Радиоэлектронное вооружение - ГАК «Заря-3» и буксируемая ГАС «Виньетка-М»
Тактическое ударное вооружение - 2 х 8 УВП 3С14 для ракет РК П-800 «Оникс» и «Калибр-НК»
Артиллерия - 1 х 1 х 130-мм АУ А-192М
Зенитная артиллерия - 2 х 6 х 30-мм ЗРАК «Палаш»
Ракетное вооружение - ПКР ЗМ55 и 3М54 (до 16), 4 х 8 УВП ЗРК «Редут», (32 (9М96)-128 (9М100) ЗУР в любых комбинациях)
Противолодочное вооружение - ПЛР 91Р2 (до 16)
Минно-торпедное вооружение - 2 х 4 ПУ (ТА) комплекса ПЛО и ПТЗ «Пакет-НК»
Авиационная группа - 1 вертолёт Ка-27 в палубном ангаре