http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/bastion-01.jpg

5 июля 1981 г. вышло Постановление Совмина о начале работ над сверхзвуковой противокорабельной ракетой. 10 марта 1982 г. в ОКБ-52 прошла защита эскизного проекта ракеты «Оникс». Позже был придуман псевдоним «Яхонт», а также два индекса - П-800 и 3М-55. Ракета «Оникс» выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает высокую маневренность (максимальный угол атаки - до 15°), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПРО противника.

Силовая установка «Оникса» состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), работающего на жидком топливе, и твердотопливного ускорителя, установленного по принципу «матрешка» в камере сгорания маршевого двигателя. За несколько секунд его работы ракета разгоняется до скорости 2 М. Затем ускоритель выключается, его выбрасывает из маршевого двигателя потоком воздуха, и «Оникс» продолжает полет на скорости в 2,5 М, обеспечиваемой прямоточным жидкостным воздушно-реактивным двигателем. Двигатель разработан филиалом № 2 НПО «Машиностроение». Эскизный проект выполнен в 1983 г.

В принципе, вся ракета - от лобового воздухозаборника до среза сопла - представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. За исключением центрального конуса воздухозаборника, в котором размещены блоки системы управления, антенна радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного двигателя, использованы под маршевое топливо и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень. Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания. РЛС головки самонаведения может захватывать надводную цель класса «крейсер» на дальности до 75 км. После первоначального захвата цели ракета выключает РЛС и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5-10 м). В результате на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО. В дальнейшем, после выхода ПКР из-за радиогоризонта, РЛС включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На этом относительно коротком участке полета сверхзвуковая скорость затрудняет поражение «Оникса» средствами ПВО малой дальности, а также постановку помех его головке самонаведения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/bastion-02.jpg

Благодаря малому полетному времени и большой дальности действия головки самонаведения ПКР «Оникс» не предъявляет жестких требований к точности информации целеуказания. Обзор всей зоны положения целей с большой высоты создает условия предварительного целераспределения ракет по кораблям группы и селекции ложных целей. Главное достоинство ракеты «Оникс» - программа наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или несколькими ракетами против ордера кораблей. Именно при залпе раскрываются все тактические возможности комплекса. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения.

В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию средствам РЭБ противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ракеты заложены электронные портреты кораблей всех современных классов. К тому же в бортовой вычислительной машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет определить, что перед ракетой - конвой, авианосная или десантная группа, и атаковать главные цели.

Ракета «Оникс» стала первой ракетой ОКБ-52, размещенной в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) с «глухим» задним днищем. Транспортно-пусковой контейнер - неотъемлемая часть ракеты. В ТПК, будучи полностью готовой к боевому применению, ракета покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель. Без извлечения из контейнера через специальный бортразъем контролируется техническое состояние ракеты и ее систем.

Доводка «Оникса» затянулась, и она очень медленно внедрялась на флоте. Так, в период с 1986 г. по 1992 г. атомная подводная лодка проекта 670М К-452 (К-452 с 3 сентября 1992 г. - Б-452, а с 22 декабря 1997 г.-«Новгород Великий») на судоремонтом заводе № 10 в Полярном прошла капитальный ремонт и модернизацию по проекту 06704. В ходе модернизации демонтировали пусковые контейнеры ракет «Малахит» и вместо них установили ТПК СМ-315 для ПКР «Оникс». Установка СМ-315 имеет три ПУ в одном цилиндре-контейнере. Итого боекомплект составляет 24 ракеты. Все ПУ для ракет «Оникс» были разработаны в ПО Специального машиностроения (бывшее ЦКБ-34). Кроме того, ГАК «Рубикон» был заменен на ГАК «Скат-М».

Лодка Б-452 (К-452) несколько раз выходила в море для испытаний ракет «Оникс». 30 мая 1998 г. Б-452 исключена из боевого состава флота, передана ОРВИ на долговременное хранение и в бухте Ара (поселок Видяево)поставлена на прикол. На базе ракетного комплекса «Оникс» в НПО «Машиностроение» разработан подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион». На базе автомобиля типа МАЗ-543 установлены контейнеры с ракетами. В состав комплекса «Бастион» входят: самоходные пусковые установки (до восьми), машина боевого управления, вертолетный комплекс целеуказания, оборудование для головного командного пункта. Кроме того, согласно рекламной информации НПО «Машиностроение»,им спроектирован и стационарный береговой ракетный комплекс «Бастион». В стационарном комплексе ракеты «Оникс» размещены в одинарных вертикальных пусковых установках шахтного типа. В составе комплекса может быть до 36 таких установок. Командные пункты, по желанию заказчика, могут быть как защищенные стационарные, так и мобильные - на автомобилях, вертолетах и т.д. Боеготовность комплекса к пуску из выключенного состояния аппаратуры - не более 4 минут. Площадь контролируемой комплексом зоны - свыше 280 тыс. км2.

Отечественный опыт создания шахтных пусковых установок (ШПУ) и командных пунктов сделал объекты комплекса практически непоражаемыми современными средствами огневого воздействия. Кроме того, достоинством стационарного комплекса «Бастион» является низкая стоимость обслуживания и недоступность систем ракеты и пусковой установки для противника. В СМИ появилась информация о том, что в Крыму к 2020 г. построят ШПУ для комплекса «Бастион-С». Сейчас бытует мнение, что шахтные пусковые установки (ШПУ) в случае войны могут быть легко поражены высокоточными крылатыми ракетами типа «Томагавк» и т.п. Однако шахтную установку могут надежно защитить средства ПВО. В комплекте с «Бастионом» также могут идти заряжающая машина, вертолет для целеуказания и автомобили обеспечения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/bastion-03.jpg

Пусковая установка создана на базе четырехколесного МЗКТ-7930, оснащена двумя пусковыми контейнерами с ракетами «Оникс» и имеет вес в 41 т. Она может развивать скорость 70 км/ч на дороге с твердым покрытием. Запас хода - 1000 км. Развертывается «Бастион» очень быстро: время на подготовку комплекса к стрельбе составляет всего лишь три минуты. Интервал между двумя запусками ракет, в случае залповой стрельбы - 2,5 секунды. Расчет состоит из трех человек. Погрузочная машина создана на базе того же шасси, что и пусковая установка, ее экипаж - два человека. Она перевозит два ракетных контейнера, оборудована краном грузоподъемностью 5900 кг. Машина боевого управления выполнена на базе трехосного КАМАЗа. Все оборудование для управления комплексом помещено в обычный грузовой контейнер, что чрезвычайно удобно, дешево и прекрасно маскирует автомобиль. Точка развертывания комплекса может находиться на расстоянии двести километров от береговой линии. Состав одной батареи берегового комплекса «Бастион» включает до четырех пусковых установок, машин (возможно двух) управления, четырех транспортно-заряжающих машин и машины обеспечения. Одна батарея может защитить от возможного десанта противника береговую линию протяженностью 600 км.

К январю 2011 г. три комплекса «Бастион-П» поступили в 11-ю отдельную береговую ракетно-артиллерийскую бригаду Черноморского флота, базировавшуюся в поселке Уташ близ Анапы. Первое боевое применение берегового ракетного комплекса «Бастион-П» по целям на суше состоялось в Сирии 15 ноября 2016 г. На май 2017 г. комплексом «Бастион-П» вооружена на Тихоокеанском флоте 72-я отдельная береговая ракетная бригада (в/ч 15118) (поселок Смоляниново), на Балтике -25-я береговая ракетная бригада (в/ч 39108) (поселок Донское Калининградской области), на Северном флоте - 536-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада (в/ч 10544) (Снежногорск, губа Оленья). Без преувеличения можно сказать, что российские береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал» существенно превосходят свои зарубежные аналоги.

Модификации:
«Бастион-П» (индекс К300П) - подвижный вариант комплекса на шасси МЗКТ-7930
«Бастион-С» (индекс К300С) - стационарный вариант комплекса в шахтном размещении

Состав комплекса «Бастион-П»:
ПКР K-310 «Яхонт» в транспортно-пусковом контейнере
Самоходные пусковые установки (СПУ К340П) на шасси МЗКТ-7930 (экипаж 3 чел)
Машина боевого управления (МБУ К380П) на шасси КамАЗ-43101 (экипаж 4 чел) или МЗКТ-65273 (экипаж 4 чел)
Аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств ПБРК с головным командным пунктом
Автоматизированная система боевого управления (АСБУ) ПБРК
Комплекс средств технического обслуживания (КСТО)
Транспортно-заряжающие машины (ТЗМ К342П)
Машины обеспечения боевого дежурства (МОБД)
Учебно-тренировочный комплекс (УТК)
Вертолетный комплекс целеуказания (ВКЦ)
Комплекс может комплектоваться самоходной загоризонтной РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б»

Стандартный состав батареи К-300 «Бастион-П»:
4 самоходные пусковые установки К-340П с двумя транспортно-пусковыми стаканами для ракет «Яхонт» (экипаж 3 человека)
1-2 машины боевого управления (АСБУ) ПБРК (экипаж 5 человек)
1 машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)
4 транспортно-заряжающие машины (ТЗМ К342П)

Технические характеристики «Бастион-П»
Максимальный боекомплект комплекса: 24 ПКР (12 СПУ по 2 ПКР)
Интервал старта КР при залповой стрельбе из одной СПУ - 2,5 с
Время приведения комплекса в боевую готовность из походного положения менее 5 мин
Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств - 24 часа (30 суток с МОБД)
Защита побережья - протяженностью более 600 км от десантных операций противника
Назначенный срок службы - 10 лет

ДАННЫЕ РАКЕТЫ «ОНИКС»
Дальность стрельбы, км:
- с комбинированной (низко-высотной) траекторией до 300
- с низкой траекторией до 120
Высота полета, м:
- максимальная 14000
- минимальная 10-15
Максимальная скорость, м/с:
- на высокой траектории 750
- на низкой траектории 680
Вес ракеты, кг:
- стартовый около 3000
- в ТПК около 3900
Вес боеголовки, кг около 200
Габариты ТПК, мм:
- длина 8900
- диаметр 720
Интервал между пусками, с 2-5
Угол возвышения ПУ, град от 15° до 90°
Дальность обнаружения цели РЛС, км до 77