http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Type-69-01.jpg

С 1963 года в компании NORINCO приступили к работам по улучшению танка Type 59 и его адаптации к местным производственным условиям. Предусматривалось использование только китайских узлов и агрегатов, так как помогавший в освоении производства Type 59 СССР к тому времени из-за ухудшения отношений отозвал своих специалистов из Китая и прекратил поставку комплектующих. Для молодой китайской промышленности это оказалось очень сложной задачей. Работы над новой машиной продвигались крайне медленно. По утверждению китайских источников, в немалой степени дополнительно затормозила проектирование развернувшаяся в то время в стране «культурная революция», вылившаяся в хаос и настоящую «войну всех против всех». Это фактически парализовало деятельность конструкторов и производственников.

Первый прототип изготовили в 1966 году, а второй - в 1968-м. В 1969 году, в ходе боев за остров Даманский, китайцам удалось подбить новейший по тем временам советский танк Т-62. Обездвиженная машина осталась на льду Уссури между островом и китайским берегом. В первую же ночь в ней побывали китайские разведчики, которые сняли прицел ТШ 2Б-41 и вынесли бронебойно-подкалиберный снаряд. Чтобы не допустить эвакуации Т-62 противником, советская сторона вела постоянный артиллерийский огонь. В результате лед лопнул, и танк затонул. Однако в мае китайцы смогли вытащить машину на свой берег, после чего подвергли её самому детальному изучению, а в соответствии с полученными сведениями доработали свой перспективный танк, внеся в конструкцию 11 новых существенных изменений.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Type-69-02.jpg

Проведенные в феврале 1970 года испытания показали, что новая машина все ещё не удовлетворяет требованиям военных. К началу 1970-х годов, после выпуска установочной партии, завод смог приступить к ограниченному серийному производству. 26 марта 1974 года новому танку присвоили официальное наименование Type 69 (заводское обозначение WZ-121). Однако доводка затянулась. Вплоть до 1980-х годов машина продолжала оставаться достаточно «сырой», но потребность в модернизации китайского танкового парка была столь велика, что многие узлы и агрегаты разрешили испытывать по упрощенной программе. Наибольшие проблемы создавала новая 100-мм гладкоствольная пушка. Точность её стрельбы сильно уступала нарезному варианту. В итоге, изготовив около 150 экземпляров модификаций Type 69 и Type 69-I, китайцы бросили все силы на усовершенствование вооружения, что привело к созданию модификации Type 69-II, которую с 1982 года запустили в серийное производство. В том же году новый танк впервые показали публике на военном параде.

Корпус, башня, двигатель, трансмиссия, пулеметное вооружение, люки членов экипажа, а также многие другие узлы и агрегаты, в сравнении с Type 59 не претерпели практически никаких изменений. Наибольшее число усовершенствований внесли в систему управления огнем и вооружение. Первые образцы в качестве основного вооружения получили новую 100-мм гладкоствольную пушку Type 69, разработанную не без влияния советской 115-мм У-5ТС. Это орудие, в отличие от нарезного варианта, имело более длинный ствол (5450 мм) и эжектор оригинальной конструкции с двумя уступами. Боекомплект состоял из 44 выстрелов. Номенклатура унитарных оперенных боеприпасов включала осколочно-фугасные, кумулятивные, бронебойно-подкалиберные снаряды, а также выстрелы с готовыми поражающими элементами. Обычно стандартная укладка включала 18 осколочно-фугасных снарядов и по 13 подкалиберных и кумулятивных. Эффективная дальность стрельбы - 1000 метров. Боевая скорострельность - 6-7 выстрелов в минуту. Но в дальнейшем китайцы оказались вынуждены вернуться к проверенному 100-мм нарезному орудию.

Уже первые серии Type 69 (WZ-121) оснастили двухплоскостным стабилизатором орудия, который позволял вести прицельную стрельбу на ходу. Диапазон скоростей вертикальной наводки составлял 0,07-4,5 градусов в секунду, горизонтальной - 0,07-15 градусов в секунду. Также в систему управления огнем входил установленный над маской пушки в коробчатом бронекорпусе лазерный дальномер Type 82 производства китайской фирмы CEIEC. Он позволял с точностью до 10 м измерять дальность на дистанциях от 300 до 3000 м. Кроме этого параметра, аналоговый баллистический вычислитель автоматически учитывал угол наклона цапф пушки, а данные о температуре воздуха и заряда вводились вручную. Приборы ночного видения активного типа скопировали с советских образцов. Один инфракрасный прожектор располагался над перископическим прибором командира (на командирской башенке), второй - на башне справа от пушки и, посредством специального привода, наводился в вертикальной плоскости совместно с орудием. Перископический прицел наводчика получил дневной и ночной каналы. Прибор ночного видения имелся и у механика-водителя. Он устанавливался вместо левого перископа.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Type-69-03.jpg

Уже в процессе серийного производства на Type 69 (WZ-121) стали устанавливать более совершенную модель инфракрасного прожектора, скопированную с советского образца «Луна» и автоматическую коллективную систему защиты от оружия массового поражения с новой фильтро-вентиляционной установкой. Экипаж танка Type 69 состоит из четырех человек: механика-водителя (располагается в отделении управления справа), заряжающего (в башне справа от орудия), наводчика (слева от орудия) и командира (располагается позади наводчика). Вспомогательное вооружение из двух 7,62-мм и одного 12,7-мм пулеметов унаследовано от Type 59. Бронирование также не претерпело принципиальных изменений. Type 69 оснащался созданными на базе советских образцов радиостанцией «889» (позднее заменена на «892») с дальностью связи до 25 км и танковым переговорным устройством «883». На командирских машинах устанавливали по две радиостанции. Также имелась встроенная термодымовая аппаратура и управляемая из боевого отделения полуавтоматическая противопожарная система.

Силовая установка представлена четырехтактным 12-цилиндровым дизельным двигателем «12150L7» мощностью 580 л.с. (при 2000 оборотах в минуту), который фактически оказался форсированным вариантом советского В-54. Для размещения охлаждающего вентилятора увеличенного диаметра потребовалось сделать в нижней части кормового бронелиста специальный выступ полукруглой формы. Трансмиссия - механическая, планетарная, аналогичная установленной на Type 59. Ходовая часть применительно к одному борту состоит из пяти опорных катков, ведущего колеса заднего расположения и ленивца. Мелкозвенчатая гусеница шириной 580 мм состоит из 90 траков с металлическим шарниром. Шаг трака - 137 мм.

Модификации Type 69 (WZ-121)

Type 69 (WZ-121) - Первоначальный вариант со 100-мм гладкоствольным орудием, инфракрасными приборами ночного видения и лазерным дальномером. Изготовленные 100 экземпляров в процессе опытной эксплуатации в войсках обнаружили большое количество «детских болезней» и были возвращены для доработки.

Type 69-I (WZG-121) - Вариант, в который китайцы внесли ряд усовершенствований после ознакомления с советским Т-62: инфракрасный прожектор «Луна» и улучшенную систему защиты от оружия массового поражения. Также несколько усилили бронирование.

Type 69-II (BW-121) - Самая массовая модификация. Выпускалась серийно с 1982 года. В этом варианте вернулись к вооружению из 100-мм нарезного орудия, которое превосходило гладкоствольное по бронепробиваемости и точности стрельбы. Новая система управления огнем TSFCS включала двухплоскостной стабилизатор вооружения, смонтированный под маской пушки лазерный дальномер «C-83-II», баллистический вычислитель и комбинированный перископический прицел наводчика. Вычислитель получал в автоматическом режиме данные от дальномера, а также датчиков угла наклона цапф и азимута поворота башни. Вручную вводились данные о типе выстрела, температуре заряда и параметрах атмосферы, после чего вычислитель автоматически передавал расчетные данные на стабилизатор вооружения. Такая система обеспечивала возможность поражать с первого выстрела неподвижные и движущиеся цели в дневное и ночное время с вероятностью 50-55%, причем на поражение типовых целей требовалось не более 6 секунд.

Перископический дневной/ночной прицел наводчика Type 70 имел зависимую стабилизацию поля зрения. Дальность действия в темное время суток - до 800 м, угол поля зрения - 6°, увеличение - 7-кратное. Командир располагал двухканальным прибором наблюдения Type 69 с ночным каналом, который обеспечивал 5-кратное увеличение днем и 8-кратное ночью. Дальность определения целей - 350 м, угол поля зрения днем 12°, ночью - 8°. В распоряжении механика-водителя имелось два дневных перископа, причем левый мог заменяться на прибор ночного видения с 1-кратным увеличением, полем зрения в 30° и дальностью видения 60 м. При использовании инфракрасного прожектора дальность могла увеличиваться до 200 - 300 м. Боекомплект к пулеметам состоял из 3400 7,62- и 500 12,7-мм патронов. На некоторых машинах зенитный пулемет снабжался броневым щитком, а на поставляемых в Таиланд танках он уже на месте заменялся на 12,7-мм американский M2HB Browning.

Type 69-IIA (BW-121A) - Усовершенствовали систему защиты от оружия массового поражения, добавили дымовые гранатометы по бокам башни, а также, для обеспечения защиты от кумулятивных снарядов, установили решетчатые металлические экраны.

Type 69-IIC (BW-121C) - Командирской танк. Оснащен двумя радиостанциями «889» и «882». Кроме того, в ящиках-контейнерах, приваренных к кормовому бронелисту, разместили полевое телефонное оборудование. От линейных машин отличался наличием на башне двух антенн, а также закрепленного между люками трубчатого контейнера со складной мачтовой антенной, применяемой для связи в стационарном положении (при её использовании значительно возрастает дальность связи).

Type 69-IIB (BW-121B) - Экспортный вариант командирского танка. Отсутствует курсовой пулемет, но установлены две радиостанции.

Type 69-IIM (WZ-121H) - Модификация разработана в 1988 году. Серийное производство начали годом позже. Отличалась от Type 69-IIA установкой 105-мм нарезного орудия и дополнительных модулей активной защиты передней и боковых частей башни.

Type 69-IIMP (BW-121J) - Модификация запущена в производство с конца 1991 года. В сравнении с Type 69M отличалась улучшенными приборами ночного видения и системой управления огнем.

Type 69-IIMA (WZ-121K) - Дальнейшее развитие Type 69-IIMP. В производстве с 1992 года.

Type 69-IIMB (WZ-121KZ) - Командирский вариант Type 69-IIMA. Отличался наличием дополнительной радиостанции и инверторного генератора, который служил резервным источником питания.

Экспортные поставки Type 69 (WZ-121)

На вооружении НОАК поступило лишь небольшое количество танков Type 69 (WZ-121) первых серий со 100-мм гладкоствольной пушкой. Основная масса машин производилась на экспорт. Первым зарубежным заказчиком стал Ирак. В мае 1981 года эта страна с помощью Саудовской Аравии заключила контракт на поставку танков Type 69-II и БРЭМ на его базе. Главным отличием отправляемых в Ирак машин стали опоясывающие по периметру башню решетчатые экраны и смонтированные по бокам два четырехствольных блока дымовых гранатометов. Запуск дымовых гранат мог производиться как командиром, так и наводчиком. С целью повышения защищенности в лобовой проекции изъяли курсовой пулемет, что позволило сделать верхний лобовой лист монолитным. Ходовую часть прикрыли откидными противокумулятивными экранами. После опытной эксплуатации в иракской армии первых ста машин по желанию заказчика китайцы внесли в конструкцию более 20 различных усовершенствований.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Type-69-04.jpg

Поэтому машины последних партий относились к трем специфическим модификациям:
Type 69Q-M (называемый в иракской армии Т-55В) - представлял собой Type 69-I, но вооруженный 100-мм нарезной пушкой, что позволило избежать проблем с унификацией боеприпасов. Производился с 1986 по 1988 г
Type 69Q-M1. Производился с 1984 по 1988 гг. Отличался вооружением из 105-мм нарезного орудия и наличием лазерного дальномера.
Type 69Q-M2. Эта модификация демонстрировалась единственный раз в 1989 году на выставке вооружений в Багдаде и производилась в 1986-1991 гг. Танк вооружался стабилизированной в двух плоскостях 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания, что потребовало несколько увеличить размер кормовой части башни, а также установить люк для выброса поддонов стреляных гильз. Боевое отделение полностью перекомпоновали, сократив за счет заряжающего экипаж до трех человек. Место командира перенесли в правую часть башни.

Всего Китай поставил в Ирак приблизительно 1500 танков Type 69 (WZ-121). Большая часть их была потеряна в ходе операции «Буря в пустыне» и американского вторжения, но отдельные сохранившиеся экземпляры до сих пор состоят на вооружении иракской армии. Например, в апреле 2014 года в средствах массовой информации появилась фотография одного из танков Type 69-II, уничтоженного боевиками ДАИШ (запрещенная в России организация). В 1987 году большую партию китайской военной техники, в том числе и 50 танков Type 69 (WZ-121), заказал Таиланд. Первые машины Королевская тайская армия получила уже в 1988 году, при этом им присвоили местное обозначение - Type 30 MBT. По состоянию на 2014 год, все 50 танков Type 69 уже вывели из состава линейных подразделений и поместили на долговременное хранение. В 1980-х годах 250 танков Type 69 приобрел Пакистан. Позднее, в 1993 году лицензионное производство этих машин развернули на заводе Heavy Industries Taxila, но часть комплектующих продолжала поступать из Китая. По аналогичной схеме организовано и лицензионное производство Type 69 в Судане.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Type-69-05.jpg

В 1998 году 232 танка Type 69 (WZ-121) приобрел Бангладеш. В начале 2013 года объявили конкурс на модернизацию оставшихся на вооружении машин этого типа. Свои предложения представили Азербайджан, Пакистан, Китай и Украина, причем заявку Украины отклонили по причине несоответствия требованиям. В июне 2014 года пакистанская фирма Heavy Industries Taxila предложила модернизировать танки до уровня «Al-Zarrar». Программа предусматривает установку силового блока от танка Type 85-IIAP», новых прицелов и системы управления огнем, а также полуавтоматической системы досылания боеприпасов. Работы планируется завершить к 2019 году, но их стоимость до настоящего времени остается неизвестной. После произошедшей в 1978 году Исламской революции Иран лишился возможности приобретать новую западную военную технику, кроме того большое её количество оказалось потеряно в ходе войны с Ираком. Это вынудило переориентироваться на поставки из СССР, КНР и КнДР. Всего Китай передал Ирану 200 танков Type 69. Также 20 танков Type 69 поставили для вооружения Бронетанкового корпуса Шри-Ланки. В армиях Мьянмы и Зимбабве в настоящее время в строю находится, соответственно, 100 и 10 машин этого типа.

Технические характеристики Type 69 (WZ-121)
Компоновочная схема - классическая
Боевая масса, т 36,5
Экипаж, чел 4
Основные размеры, мм
- длина с пушкой вперед 9125
- длина по корпусу  6243
- ширина  3270
- высота полная  2807
- высота по крыше башни  2400
- клиренс  425
Удельное давление на грунт, кг/см2  0,83
Бронирование, мм
- лоб корпуса 100
- борт корпуса 20-80
- лоб башни  200
- борт башни 150
- крыша  20
Вооружение (боезапас, выстр.)
- 100-мм гладкоствольная пушка Type 69 - 1 (44)
- 7,62-мм пулемет Type 59-T - 2 (3400)
- 12,7-мм зенитный пулемет Type 54 - 1 (500)
Углы вертикальной наводки орудия, град  -4 - +17
Стабилизация вооружения двухплоскостная
Механизм заряжания ручной
Прицельные приспособления ТШ-2А-22
Средства постановки дымовой завесы  ТДА
Радиостанция «889»
Переговорное устройство «883»
Подвижность
- тип и марка двигателя дизельный «12150L7BW»
- количество цилиндров (их расположение) 12 (V-образное)
- максимальная мощность, л.с 580
- удельная мощность, л.с./т 15,9
- максимальная скорость, км/ч  50
- емкость топливных баков (+в дополнительных баках), л  532 (+400)
- запас хода (с дополнительными баками), км  440 (600)
Преодолеваемые препятствия
- подъем, град 30
- крен, град 30
- ров, м 2,7
- стенка, м 0,8
- брод, м 1,4