http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-1-01.jpg

Проект китайского основного боевого танка Prototype 122 до сих пор остается малоизвестным и порождает множество мифов. В популярных СМИ этот танк ошибочно называют «WZ-122», что на самом деле является неуместным названием. Самый настоящий WZ-122 - это более поздний средний танк Type 80, который появился почти через 10 лет после проекта Prototype 122. Однако Type 80 - это фактически 5-й экспериментальный образец танка проекта Prototype 122, причем самый зрелый и надежный. Чтобы прояснить широко распространенное заблуждение о китайской наземной технике, необходимо объяснить значение префикса «WZ-». «WZ-» - это аббревиатура инициалов китайской транскрипции латинскими буквами «Weapon Equipment» (Wu qì zhuāng bèi), и это заводское, а не армейское обозначение военной техники.

Не все опытные образцы могли получить обозначение «WZ-», а только те, которые прошли испытания и были признаны приемлемыми для серийного производства. Тем не менее, эти машины все еще могли быть отвергнуты армией, независимо от разрешения правительственных комиссий. Отсюда и такие танки, как WZ-132, получившие приставку «WZ-», но так и не имевшие шанса на вооружении китайской армии. Между тем, танки с приставкой «WZ-» или без нее безусловно разные, но имеют один и тот же источник происхождения, как проект Prototype 122 и WZ-122.

Чтобы выяснить происхождение танка проект Prototype 122 (WZ-122), мы не можем не упомянуть о возникновении китайско-советского конфликта в 1969 году. Советский Т-62, захваченный в Чжэньбао на острове Даманский, вызвал панику у китайских властей. Type 59 (китайская версия Т-54А) сразу же был признан устаревшим, и требования к конструкции были соответственно приведены в соответствие с Т-62. Первой попыткой соответствовать заявленным требованиям стал танк Type 69 (WZ-121) со 100-мм гладкоствольной пушкой, но он получился более чем неудачный. Пушка слабенькая, а остальные компоненты ненамного лучше, чем на оригинальном Type 59. В целом танк Type 69 (WZ-121) считается приемлемым, но его характеристики были недостаточные чтобы составить конкуренцию советским Т-62, тогда возникла необходимость в совершенно новом танке.

Завод 617 в Баотоу принял заказ, как и ожидалось, поскольку другого завода, способного проектировать танки, в Китае в то время не было. Будучи побочным продуктом катастрофической китайской культурной революции, технические характеристики первого проекта Prototype 122 были сильно преувеличены, а реальные возможности китайской танковой промышленности не соответствовали требованиям. Первую конструкцию танка Prototype 122 (WZ-122) обычно называют «тройной гидросистемой» (triple-hydro), так как он имеет гидравлическую трансмиссию, гидропневматическую подвеску и гидроассистирующее управление.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-1-02.jpg

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-1-03.jpg

Первый образец опытного танка Prototype 122 (WZ-122) имеет цельнолитую башню с установленной в ней 120-мм гладкоствольной пушкой. Заимствование советских технологий с самого начала не заладилось, в первую очередь не получалось организовать серийный выпуск копий советских 115-мм гладкоствольных орудий У-5ТС. В качестве замены установили 120-мм гладкоствольную пушку на 122 имеет длину ствола 5,75м, что невероятно близко к пушке У-5ТС. Она имеет начальную скорость 1610 м/с и может пробивать 120-мм RHA, установленный под углом 65°, с 1000 м при дульном давлении 330 МПа. Интересно, что танк 122 (WZ-122) - самый первый в мире танк, использующий 120-мм гладкоствольную пушку. От запуска ПТУР через ствол пришлось отказаться по причине отсутствия в КНР соответствующих боеприпасов. Это вынудило дополнительно смонтировать по 2 ракетные установки с каждой стороны башни стреляющие ПТУР. Также китайская промышленность не смогла наладить выпуск 20-мм зенитной автоматической пушки. В качестве альтернативы на крыше башни установили спаренную 12,7-мм пулеметную установку.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-2.jpg

Сборку двух опытных экземпляров закончили в январе 1971 года. Форма корпуса практически полностью копировала Т-62, только надгусеничные полки превратили в ящики из броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса получил больший наклон, а обводы лобовой части башни имели более пологую форму. Танк получил гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом, а также гидравлические передачи. Далее новая машина в течение двух лет, до 1973 года подвергалась испытаниям, в ходе которых прошла около 3000 км. Главным итогом стали выводы о крайне низкой надежности практически всех новых узлов и агрегатов. Низкий технологический уровень китайской промышленности того времени не смог адекватно «воплотить в металле» задумки конструкторов, так что шансы быть принятым на вооружение у первого образца Prototype 122 (WZ-122) полностью отсутствовали.

Неудивительно, что китайцы так и не не смогли запустить в серийное производство гидропневматическую подвеску и гидротрансформатор. Тогда китайские конструкторы пошли на компромисс по примеру опытного образца советского танка с механической трансмиссией «Объект 252», и в результате появился второй прототип танка Prototype 122 «triple-mechanical» (тройная механика), на котором установили механические трансмиссию и торсионную подвеску. Кроме того, 122-я «тройка-механика» сохранила большую часть конструкции самой первой исходной «тройки-гидро», в том числе форму корпуса, силовую установку, башню. Однако у него появилась новая 120-мм пушка с другим дульным тормозом, которая визуально настолько похожа на 115-мм пушку У-5ТС, что этот танк обычно путают с каким-нибудь тиражируемым Т-62. Однако её точные технические характеристики до сих пор остаются засекреченными, поскольку именно эта пушка установлена на самоходной противотанковой установке Type 89. К сожалению, отсутствие новых элементов в конструкции и ненадежность, снова сделало этот танк обычным. Данный проект так быстро отклонили, что на танк даже не установили ракетные установки ПТУР. После закрытия программы один экземпляр Prototype 1221 (WZ-122-1) в опытном порядке переоборудовали в машину артиллерийских наблюдателей, после чего он занял место в экспозиции музея в Пекине. А вот экземпляр WZ-122 в полуразобранном виде продолжает находиться на задворках музея.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-704-01.jpg

К тому времени, когда второй проект Prototype 1222 (WZ-122-2) был отклонен, китайские власти уже всерьез беспокоились о советском нападении на Китай с севера. В результате исследования проекта Prototype 122, мощности завода 617 были воспроизведены и перенесены в более южный город Лоян, который похож на китайский вариант Челябинска, но только меньше и менее известен как промышленный город. Открытие новой фабрики в Лояне произошло в апреле 1970 года, поэтому фабрика была названа в ее честь. Завод 704 восстановил отработанную конструкцию «тройки-механики» и внедрил на новом танке механический автомат заряжания. По сравнению с «тройкой-механикой» в новой конструкции изменена форма задней части башни под автомат заряжания, который по сути является полуавтоматическим вспомогательным механизмом заряжания, наподобие кроссовера - что-то среднее по примеру французского AMX-50 и советского ИС-7. Автомат заряжания показал надежную работу, но оказалось что он не очень то и помогает из-за своей медлительности. Также на танк 704 установили по две ракетные установки по бокам башни.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-704-02.jpg

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-704-03.jpg

По иронии судьбы, это изделие завода 704 никогда не имело официального названия, его обычно называли просто «танк 704» и часто путали с «Объектом 704» ЧКЗ. По сути, это третий проект танка Prototype 122, и тот, который до сих пор оставался лучшим, но наименее известен из-за высокой секретности. Танк 704 принято рассматривать как параллельный проект или «вилку» танка Prototype 122, однако он является той самой «недостающей» третьей версией проекта Prototype 122 (WZ-122-3). Он был снят с производства заводом 704 в связи с приоритетом выпуска Type 59. Тем не менее, основная ветвь разработки проекта Prototype 122 (WZ-122) осталась на Заводе 617.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-4-01.jpg

Следующий проект танка Prototype 122 (WZ-122) можно назвать самым впечатляющим среди всех выпусков построенных прототипов 122. Танк проекта Prototype 1224 (WZ-122-4) - это реактивация всего проекта после окончания китайской культурной революции. Запущенный заводом 617 в апреле 1978 года, танк Prototype 1224 (WZ-122-4) фактически был попыткой подражать немецкому Leopard 2, предназначенному для борьбы с советскими Т-72. Командующий китайской армией получил возможность посетить завод Krauss-Maffei в середине 1970-х годов, чтобы увидеть Leopard 2, который еще даже не поступил на вооружение, и его очень поразила подвижность этого немецкого танка. И немцы, и китайцы хотели, чтобы китайцы могли импортировать или производить Leopard 2 по лицензии, однако Китай не мог себе этого позволить в конце 1970-х годов. Ограничивающим условием являлся не только финансовый бюджет, но также и уровень подготовки рабочих, которые также имеют решающее значение для процесса производства.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-4-02.jpg

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-4-03.jpg

Несомненно, танк Prototype 1224 (WZ-122-4) никогда толком не был на одном уровне с Leopard 2, но он был бесспорно уникален по тем временам, так как выглядел мифическим гибридом между советскими танками и западными танками. Несмотря на то, что сварная башня принята на вооружение, на танк Prototype 1224 (WZ-122-4) никогда не устанавливалась композитная броня. В отличие от обычных представлений о нем, в центре внимания и приоритета танка Prototype 1224 (WZ-122-4) не огневая мощь или защита, а подвижность. По сути, это совершенно новый испытательный стенд для будущей оружейной платформы - новые двигатели, новое вооружение и новая броня. Увеличенный моторный отсек был разработан для немецкого двигателя MTU MB-8V331 TC 41. Двигатель в основном соответствует техническим требованиям с гидротрансформатором разработки Завода 617 и двухдисковым планетарным редуктором, но его недостатки заключаются только в габаритах и охлаждении. Чтобы преодолеть это, над двигателем установлены 2 гигантских вентилятора, которые сильно препятствуют углу склонения пушки назад. Танк Prototype 1224 (WZ-122-4) использует новое шасси с 12 опорными катками. Хоть танк Prototype 1224 и получил новую современную башню, но в качестве основного орудия на нем всё так же используется "старая" 120-мм пушка, которая устанавливалась на первые Prototype 122 "тройки-гидро". Несмотря на «западную» внешность, танк Prototype 1224 (WZ-122-4) по-прежнему столь же компактен, как и типичные советские танки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-6-01.jpg

Оценка танка Prototype 1224 (WZ-122-4) закончилась отзывом «приемлемо, но неудовлетворительно». Затем последовали несколько новых модификаций с более или менее радикальными изменениями. Проекты танка Prototype 1226 и Prototype 1226F2 ничем не отличаются, кроме двигателей. В проекте Prototype 1226 используется дизельный двигатель 8V165 с завода 636, а в Prototype 1226F2 используется дизельный двигатель 12150ZL с завода 616. Оба этих двигателя могли развивать мощность 986 л.с. И Prototype 1226, и Prototype 1226F2 используют 5-ступенчатую гидроавтоматическую коробку передач разработки Завода 617. Еще одна «ретроспективная» конструкция Prototype 1226 и Prototype 1226F2 - возврат гидропневматической подвески. Используется полуавтозагрузчик неизвестного типа, но стволы орудий фальшивые, а орудия на Prototype 1226 и 1226F2 никогда не испытывались с настоящими снарядами. На этот раз серия Prototype 1226 признана на испытаниях удовлетворительной, но не надежной.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-6-02.jpg
http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/WZ-122-6-03.jpg

Наработки всего проекта Prototype 122 (WZ-122) легли в основу более поздних китайских танков, а окончательным плодом этого проекта стал WZ-122, он же Type 80, 5-й и самый консервативный вариант, произведенный в ноябре 1980 года. Интересно, что он никогда не назывался танком «1225». Танк Type 80 сочетает в себе большой опыт серий Type 69 и Type 79 и становится первым шагом на пути к Type 96. Это первый по-настоящему современный китайский танк, вобравший в себя гены из СССР, Германии и Великобритании, и первая страница Китайские основные боевые танки, а также идеальное окончание проекта Prototype 122 (WZ-122). Весь проект растянулся на 11 лет, в нем участвовало более 20 заводов и институтов Китая, что бросало вызов силам китайских рабочих и ученых, и свидетельствовало о необычайном энтузиазме поколения китайских танкостроителей в ту неспокойную, но славную эпоху.

Технические характеристики WZ-122
Боевая масса, т 37,5 (в 1970 году)
Экипаж, чел  4
Основные размеры, мм
- длина с пушкой вперед 9335
- длина по корпусу 6630
- ширина 3300
- высота полная 2807
- высота по крыше башни 2395
- клиренс 430(максимальный)
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,75
Бронирование, мм
- лоб корпуса 100
- борт корпуса 20-80
- лоб башни 240
- борт башни 150
- крыша 20
Вооружение (боезапас, выстр.)
- 120-мм гладкоствольная пушка - 1 (40)
- 7,62-мм пулемет Type 59-T - 1 (2500)
- 12,7-мм зенитный пулемет Type 54 - 2 (500)
- установки ПТУР - 4
Стабилизация вооружения двухплоскостная
Механизм заряжания ручной
Подвижность
- тип и марка двигателя дизельный «12150L7BW»
- максимальная мощность, л.с  580
- удельная мощность, л.с./т  15,68
- максимальная скорость, км/ч 50
- емкость топливных баков (+в дополнительных баках), л  960 (+400)
- запас хода (с дополнительными баками), км 450 (650)
Преодолеваемые препятствия
- подъем, град  32
- крен, град  30
- ров, м 2,85
- стенка, м 0,8
- брод, м 1,4