http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/VT-1A-01.jpg

Разработав Type 90-II, фирма NORINCO сразу же предприняла энергичные усилия, направленные на поиск зарубежных заказчиков. Экспортная модификация получила обозначение MBT-2000 и была впервые продемонстрирована публике в 2001 году на выставке в Абу-Даби. Однако наибольшую популярность у заказчиков приобрела более поздняя модификация танка VT-1A, оснащенная украинским дизельным двигателем 6ТД-2 и управлением на основе штурвала. Вес при этом возрос до 49 тонн. Сборку экспортных машин также развернули на пакистанском заводе.

В 2003 году желание приобрести партию танков VT-1A (MBT-2000) выразил Бангладеш, но сделка так и не состоялась из-за бюджетных проблем. В 2011 г провели повторный конкурс, в котором предложили принять участие компаниям из России, Китая, Украины и Пакистана. В итоге победителем стала корпорация NORINCO, которая предложила самую низкую цену. Это позволило заказчику увеличить количество закупаемых танков до 44 и присовокупить к ним три БРЭМ. Общая сумма контракта оценивается в 12,01 млрд така (162 млн долларов). Срок поставки танков определен в 27 месяцев: 24 машины в течение 20 месяцев, остальные - в течение второго семимесячного этапа исполнения. Оплата отдельными траншами в течение восьми лет. Также на исполнителя контракта возложена обязанность поставки запасных частей и подготовки технического персонала. По состоянию на 2014 год, на вооружении армии Народной Республики Бангладеш находится не менее 13 танков VT-1A.

В 2009 г. контракты на поставку китайских танков заключили Марокко и Мьянма, причем обе страны, из экономии, заказали упрощенную модификацию без тепловизоров. Количество приобретенных машин не разглашается. По не вполне проверенным данным, в 2010 году Китай поставил в Марокко 54 VT-1A, а также четыре БРЭМ на его базе. Всего же объём этого контракта оценивается в 150 машин. В том же 2009 г танк VT-1A выиграл тендер в Перу, главным образом по причине более низкой цены, в сравнении с российским Т-90С. В декабре пять китайских танков уже участвовали в параде. Однако вскоре министр обороны Перу Рафаэль Рей сообщил, что китайский танк с трудом и только с третьей попытки прошел под требования объявленного конкурса. К тому же отсутствие достаточных средств в бюджете страны не гарантировало адекватного технического обслуживания вновь приобретенных машин. Дополнительно масла в огонь подлил факт, что в 2005 г. за получение взяток от пяти китайских компаний (в том числе NORINCO) был приговорен к восьми годам заключения бывший министр промышленности Перу Виктор Хой Вей Рохас.

В марте украинская компания «Укрспецэкспорт» уведомила правительство Перу, что продажа Китаем танков является нарушением ранее достигнутых договоренностей между китайскими и украинскими партнерами. В связи с этим, в качестве ответной меры, Украина отказалась поставлять свои двигатели для предназначенных Перу китайских машин. В итоге, в апреле 2010 года подписанный контракт аннулировали (не помогло даже снижение цены с 5,8 млн до 4,7 млн долларов за единицу), а уже полученные пять танков вернули производителю. В настоящее время три танка VT-1A (MBT-2000) состоят на вооружении НОАК. Они дислоцируются в районе Харбина и используются в качестве учебных машин.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/VT-1A-02.jpg

Конструкция танка VT-1A (MBT-2000) не является полностью новой: около 45% его компонентов основаны на современных разработках. Эти проценты можно разделить следующим образом: 10% от танка Type 59, 15% от Type 69 и 20% от Type 85/88C; остальные 55% составляют новые компоненты. Компоновка танка VT-1A традиционная, отделение водителя впереди, боевое отделение/башня в центре, силовая установка сзади. Полный блок силового агрегата можно снять примерно за 30 минут в полевых условиях. Подвеска обычная торсионная, по шесть опорных катков с резиновыми шинами с каждой стороны, ведущее колесо сзади. Башня и корпус цельносварной стальной броневой конструкции. Слой композитной брони был добавлен к лобовой арке, и его максимальная толщина оценивается примерно в 600 мм на лобовой части башни и около 450 мм на лобовой плите. Пакет брони имеет модульную конструкцию, что позволяет заменять поврежденные секции или устанавливать модернизацию в течение всего срока службы. При необходимости может быть установлена активно-реактивная броня (ERA).

В 2007 году Китай представил новый «улучшенный ОБТ третьего поколения», который как считалось, представлял собой еще более усовершенствованный вариант MBT-2000. Танк имеет передние стреловидные дополнительные броневые модули на башне, установленный на крыше 14,5-мм зенитный пулемет, аналогичный QJG02, и немного укороченный корпус, возможно, из-за того, что двигатель расположен не продольно, а по ширине корпуса.

Основное вооружение VT-1A (MBT-2000) состоит из полностью стабилизированной 125-мм гладкоствольной пушки с автоматической подачей, способной вести огонь различными типами боеприпасов, включая осколочно-фугасные, осколочно-фугасные и APFSDS. Боекомплект 39 снарядов. Пушка также способна стрелять российской противотанковой управляемой ракетой 9М119 «Рефлекс» (кодовое название НАТО: AT-11 Sniper) или ее китайской копией. И у командира, и у наводчика есть стабилизированные прицелы на крыше, оснащенные либо дневным/усилением изображения, либо дневным/тепловым каналами, лазерным дальномером и средством автоматического сопровождения. Компьютеризированная система управления огнем также входит в стандартную комплектацию. Дополнительное вооружение включает 7,62-мм спаренный пулемет и 12,7-мм зенитный пулемет, установленный на командирской башенке. По бортам башни установлены два комплекта шестиствольных дымовых/фугасных гранатометов.

На ОБТ VT-1A (MBT-2000) были испытаны как минимум четыре варианта дизельных силовых агрегатов, в том числе два, поставленных компанией Perkins Engine Company, и каждый из которых включал дизельный двигатель CV-12 Condor мощностью 1200 л.), соединенный с французской автоматической коробкой передач SESM ESM 500 (такая же устанавливалась на Leclerc). Также на танки VT-1A оснащались дизельным двигателем 6ТД украинского производства (аналогичный Т-80УД). Утверждаемые как самые компактные дизельные двигатели для ОБТ в мире, серия 6TD является двухтактной, с жидкостным охлаждением и наддувом, с горизонтальными цилиндрами и оппозитными поршнями. При текущем боевом весе 46 т двигатель обеспечивает ОБТ Al Khalid удельную мощность 26 л.с./т и максимальную скорость 72 км/ч.

Технические характеристики VT-1A (MBT-2000)
Боевая масса, т 48,0
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 6950
Длина с пушкой вперёд, мм 10350
Ширина, мм 3372
Высота, мм 2300
Клиренс, мм 470
Бронирование - комбинированная противоснарядная
Динамическая защита - навесная
Вооружение
- гладкоствольная пушка 125-мм ZPT-98 (нелицензионная копия 2А46М)
Боекомплект пушки 39
- Пулемёты 1 х 12,7-мм QJC-88, 1 х 7,62-мм Тип 86
Двигатель 6ТД-2
Мощность двигателя, л. с. 1200
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 400 (500 с внешними баками)
Удельная мощность, л. с./т 25,0
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4 (5,0 с ОПВТ)