http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/zsu-57-2-01.jpg

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 («Объект 500») предназначалась для прикрытия боевых порядков и походных колонн танковых и мотострелковых частей и подразделений от авиации противника. Она разрабатывалась на основании Постановления СМ СССР от 22 июня 1948 г. в г. Омске на базе агрегатов среднего танка Т-54 конструкторским бюро завода №174 под руководством заместителя главного конструктора завода И.С. Бушнева. В 1948 г. был разработан эскизно-технический проект ЗСУ. В мае 1949 г. был утвержден технический проект ЗСУ-57-2. В 1950 г. были изготовлены два опытных образца, получивших обозначение «Объект 500». На вооружение машина была принята приказом министра обороны СССР в 1955 г. под названием «Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 С68». Она серийно выпускалась Омским заводом №174 в 1956-1959 гг. Всего было изготовлено 857 самоходных установок.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 относилась к типу полузакрытых самоходных установок с кормовым расположением МТО. Отделение управления находилось слева в носовой части корпуса. В нем было оборудовано рабочее место механика-водителя. Доступ в отделение управления осуществлялся через люк механика-водителя в передней части крыши корпуса машины или через запасной люк механика-водителя в верхнем наклонном листе корпуса. В средней части корпуса и в башне располагалось боевое отделение. В открытой сверху вращающейся башне была смонтирована сдвоенная 57-мм автоматическая зенитная пушка С-68 и размешались рабочие места пяти из шести членов экипажа. Со стороны правого борта башни находились рабочие места заряжающего правого 57-мм автомата и командира машины, а со стороны левого борта - рабочие места заряжающего левого 57-мм автомата, наводчика и установщика прицела. В башне имелся вращающийся пол, под которым находилась часть боекомплекта и ВКУ. Для укрытия боевого расчета и механизмов от атмосферных осадков и пыли па машине имелся складной брезентовый тент с тринадцатью смотровыми окнами из оргстекла. Боевое отделение было изолировано от моторно-трансмиссионного отделения перегородкой.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/zsu-57-2-02.jpg

Основным оружием установки ЗСУ-57-2 являлась сдвоенная 57-мм автоматическая зенитная пушка С-68. Основанием пушки являлся станок с транспортером. Он был установлен и закреплен на подвесном полу башни. Смонтированный во внутренней полости станка транспортер обеспечивал отвод стреляных гильз и пустых обойм в гильзосборник. Качающаяся часть пушки состояла из двух 57-мм автоматов, разработанных на базе полевой автоматической зенитной пушки С-60. Принцип автоматики пушки был основан на использовании отдачи с коротким откатом ствола. Устройство левого и правого автоматов было одинаковое. Детали левого автомата являлись, в основном, зеркальным отображением деталей правого автомата. Люлъки левого и правого автоматов были соединены между собой в единый блок. На каждой из люлек были смонтированы механизм ручного взведения затвора и спусковой механизм. Спусковой механизм каждого автомата имел механизмы автоматического и ручного спуска. Стрельба могла осуществляться или поочередно из обоих автоматов, или раздельно из каждого автомата.

Боевая высота зенитной стрельбы составляла 4000 м, максимальная дальность стрельбы по вертикали - 8800 м, по горизонтали - 12 000 м. Максимальная скорость полета обстреливаемой цели - 2160 км/ч. В боекомплект к автоматической пушке входили 300 унитарных выстрелов, из которых 248 выстрелов находились в 62 обоймах (по четыре выстрела в каждой). Для стрельбы применялись выстрелы с бронебойно-трассирующим БР-281 и осколочно-трассирующим ОР-281 снарядами. Темп стрельбы двух автоматов составлял 200-240 выстр/мин. Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 1000 м/с. Снаружи кормовой части башни был установлен сетчатый гильзосборник, который служил для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых специальным транспортером пушки через окно в съемной стенке башни. Максимальный угол возвышения спаренной установки был равен +85°, снижения - 5°, благодаря чему ЗСУ могла использоваться для стрельбы по наземным целям.

Приводы механизма поворота башни и подъемного механизма пушки были электрогидромеханическими. В состав приводов входили два универсальных регулятора скорости УРС-2,5, каждый из которых представлял собой гидрообъемную передачу аксиально-плунжерного типа. Они обеспечивали в широких пределах бесступенчатое регулирование скорости поворота башни или скорости вертикальной наводки оружия. Скорость горизонтальной наводки пушки находилась в пределах от 0,2 до 30 град./с, вертикальной - от 0,3 до 20 град./с. Для наводки пушки могли также использоваться ручные механические приводы ВН и ГН. Наводка на цель производилась с помощью автоматического зенитного прицела построительного типа. Прицел обеспечивал автоматическую выработку углов упреждения и прицеливания при стрельбе из пушки прямой наводкой по быстродействующим воздушным и наземным целям. Контроль горизонтального положения машины перед стрельбой осуществлялся с помощью жидкостного креномера, установленного в отделении управления. В комплект самоходной установки также входили 2 автомата АК-47 калибра 7,62 мм, 26-мм сигнальный пистолет и 20 ручных гранат Ф-1.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/zsu-57-2-03.jpg

Корпус и башня ЗСУ-57-2, сваренные из броневых листов толщиной 8 и 13 мм, обеспечивали противопульную защиту экипажа и внутреннего оборудования ЗСУ Верхний лобовой лист корпуса был расположен под углом 60° к вертикали, лобовые листы башни - под углом 13°. Башня устанавливалась на шариковой опоре, имевшей диаметр «в свету», равный 2100 мм. Для повышения живучести машина была оснащена полуавтоматической углекислотной системой противопожарного оборудования. Эта система обеспечивала тушение трех последовательно возникших пожаров или одновременно двух пожаров, один из которых находился в МТО. Конструкция узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части были, в основном, аналогичны конструкции соответствующих узлов и агрегатов среднего танка Т-54, а затем - танка Т-55. Основу силовой установки ЗСУ составлял дизель В-54. Емкость внутренних топливных баков составляла 640 л, наружных - 285 л. Запас хода но шоссе достигал 420 км. Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом или с помощью электростартера.

В механической трансмиссии были применены однорядные шестеренчатые бортовые редукторы новой конструкции с передаточным числом 6,78. В систему подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, рычажно-лопастные гидроамортизаторы на крайних узлах подвески и 8 металлических ограничителей хода балансиров. На каждом балансире размещался резиновый буфер. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса, два направляющих колеса с червячными механизмами натяжения гусениц, восемь двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией и две гусеницы с ОМШ и цевочным зацеплением. Самоходная установка ЗСУ-57-2 имела сопоставимые с танком Т-54 показатели подвижности и проходимости.

Электрооборудование машины было выполнено но однопроводной схеме. Напряжение электрической бортовой сети составляло 24 В. Источниками электроэнергии являлись шесть аккумуляторных батарей 6МСТ-140 или 6СТЭН-140М и генератор Г-74 постоянного тока мощностью 3 кВт. Для обеспечения внешней связи в машине устанавливалась танковая коротковолновая радиостанция 10 РТ-26Э, для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-47 на четыре абонента. В 1956 г. была разработана, а затем принята на вооружение и изготовлена партия самоходных установок ЗСУ-57-2 («Объект 510»), оборудованных навесными плавсредствами. Масса машины с понтонами возросла с 28 т до 37,8 т.

Технические характеристики ЗСУ-57-2
Боевая масса - 28 т;
экипаж - 6 чел.;
вооружение: 2 пушки - 57 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность дизеля 382 кВт (520 л.с.);
максимальная скорость - 50 км/ч.