Авиадесантная самоходная установка АСУ-57 была создана на базе оригинального шасси (обьект 572), разработанного в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова. Самоходка прошла полигонные испытания в апреле 1949 года, а войсковые — в июне 1949 года. В 1951 году началось ее серийное производство. Пушки Ч-51 и Ч-51М изготавливал завод № 106, а шасси — ММЗ. Там же, в Мытищах, производилась и общая сборка АСУ-57.
Корпус САУ АСУ-57 представляет собой открытый короб из панелей, соединенных сваркой и клепкой. Носовую часть составляли два броневых листа, сваренных между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена передняя часть днища. Борта корпуса — это вертикальные бронелисты, приваренные к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым щитам. Днище корпуса — дюралюминиевый лист, соединенный заклепкой с лобовыми листами и нишами подвески. Бортовая защита боевого отделения состоит из откидного лобового и бортового листов. Штампованный из дюралюминия кормовой лист крепится на заклепках к днищу и бортам корпуса. Лёгкобронированный корпус без крыши сверху прикрывался сьемным брезентовым тентом.
В носовой части машины располагалось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой находились пушка, боеприпасы приборы наблюдения, прицелы, радиостанция, здесь же размещались места механика-водителя, а также командира машины, выполнявшего обязанности наводчика, радиста и заряжающего.
В довольно тесном боевом отделении размешалась 57-мм пушка Ч-51, созданная в 1948-1950 гг. в ОКБ завода № 106. Ствол-моноблок пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом и эжектором, который находился на расстоянии 4 калибров от дульного среза. Пушка имела вертикальный клиповый затвор с полуавтоматикой копирного (механического) типа и корытообразной люлькой. В ее передней части находилась труба, а в ней — гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. За люлькой помещались направляющие для захватов ствола. Качающаяся часть и люлька были смонтированы на рамке.
Подьемный механизм секторного типа обеспечивал орудию углы вертикального наведения от -5° до +12°, винтовой поворотный механизм позволял наводить пушку в горизонтальной плоскости в секторе +8° относительно продольной оси машины. При ведении огня с закрытых позиций применялась артиллерийская панорама, а при стрельбе прямой наводкой расчет пользовался оптическим прицелом ОП2-50, шкалы которого ночью и при плохой видимости подсвечивались. Скорострельность при прицельном огне достигала 6-10 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект состоял из 30
унитарных выстрелов. В их число входили бронебойно-трассирующие снаряды с начальной скоростью 1250 м/с, пробивавшие броню толщиной до 90-100 мм; осколочно-фугасные и подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды весом по 3,75 кг с начальной скоростью 605 м/с. Дальность прямого выстрела составляла 1100 м, а наибольшая дальность при стрельбе осколочно-фугасными гранатами достигала 6000 м.
В 1955 году было начато производство модернизированного варианта пушки, получившего индекс Ч-51М. Двухкамерный дульный тормоз с эффективностью 68% заменил щелевой. Открывание затвора и экстракция гильз производилась в конце наката, а не в конце отката, как у Ч-51, в поворотный механизм было введено тормозное устройство и т.д.
В МТО поперек корпуса самоходки расположен карбюраторный четырехцилиндровыИ двигатель жидкостного охлаждения M-20E. Двигатель, коробка передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами образуют единыи блок, опирающийся на четыре эластичные опоры. Бортовые передачи представляют собой простой редуктор.
Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних узлax. На каждом борту имеютси четыре обрезиненных опорных катка и два поддерживающих ролика. Последний опорный каток выполняет роль направляющего колеса, в балансир которого встроен механизм натяжения винтового типа. Гусеничная цепь металлическая, мелкозвенчатая. Несмотря на узкую гусеницу, самоходка имела низкое (всего 0,034 Мпа) удельное давление на грунт, что позволяло ей уверенно преодолевать заболоченные участки и глубокий снег.
АСУ-57 оборудовалась радиостанцией 10РТ-12, внутренняя связь осуществлялась с помощью типового танкового переговорного устрюиства.
Самоходка транспортировалась средствами военно-транспортной авиации. Она десантировалась с помощью планера ЯК-14. а также методом парашютирования. Экипаж самоходки при этом приземлялся отдельно от машины. Для предотвращения раскачки корпуса машины при ее транслортировке, в планере или самолете использовалось устройство, блокирующее крайние узлы подвесок на корпус.
В 1954 году появилась модифицированная плавающая АСУ-57П с водонепроницаемым корпусом, улучшенной пушкой, оснащенной более технологичным активным дульным тормозом, и форсированным до 44 кВт двигателем. В качестве водоходного движителя применили опробованный на легком танке вариант — два гребных винта с приводом от направляющих колес. Это обещало прекрасную маневренность на плаву, однако гусеницы при этом не отключались, а при выходе на берег, когда двигатель работал иа низших передачах, не хватало тяги. Более эффективной оказалась схема, отработанная на довоенном легком танке Т-40, на котором винт с рулем в потоке находились в туннеле.
Несмотря на улучшения, АСУ-57П так и не приняли на вооружение, во-первых хватало выпускавшихся АСУ-57, а во-вторых, уже началась разработка образцов новой, более мощной боевой техники (АСУ-85).
Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т 3,35
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое и управления сзади
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 3480
Длина с пушкой вперёд, мм 4995
Ширина корпуса, мм 2086
Высота, мм 1460
Клиренс, мм 300
Тип брони стальная и алюминиевая катаная
Лоб корпуса, мм/град. 6
Борт корпуса, мм/град. 4
Корма корпуса, мм/град. 5
Вооружение
Калибр и марка пушки 57-мм Ч-51М
Тип пушки нарезная
Боекомплект пушки 30
Углы ВН, град. ?5..+12
Углы ГН, град. -8..+8
Прицелы телескопический ОП2-50
Тип двигателя М20-Е Рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 50
Скорость по шоссе, км/ч 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч по грунту 25
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 15,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 1,4
Преодолеваемый брод, м 0,5