В 1944 году заводом № 38 Наркомата танковой промышленности в инициативном порядке были разработаны и изготовлены три опытных образца облегченных САУ ОСУ-76, на которых были установлены качающиеся части 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3. В середине 1944 года ОСУ-76 прошла полигонные испытания. в результате которых обнаружился ряд недостатков в конструкции машин и вооружении. В заключении комиссии было сказано, что для обеспечения надлежащих боевых качеств ОСУ-76 на ней надо установить новую 76-мм пушку с баллистикой ЗИС-3, но меньшим сопротивлением откату.
Проектирование новой пушки для ОСУ-76 было поручено заводу №235, который в феврале 1945 года представил ГАУ проект двух вариантов самоходных пушек В-10 и В-11. В результате рассмотрения ГАУ отклонил оба проекта. В июне 1946 года научно-технический комитет ГБТУ выдал заводу №340 Минавтомобильпрома тактико-технические требования на конструктивную доработку ОСУ-76, присвоив опытному образцу наименование "Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76".
Проектироеание и изготовление 76-мм пушки для АСУ-76 было поручено заводу №92. Проект самоходной пушки, получившей заводской индекс ЛБ-76С, был рассмотрен и одобрен в декабре 1946 года. В ноябре 1947 года на заводе №92 были изготовлены два опытных образца пушки ПБ-76С. Для последующего монтажа на АСУ-76 (обьект 570) их передали на завод №40.
Ходовые испытания и стрельбы (282 выстрела и 2261 км пробега) опытного образца АСУ-76 были проведены с 7 июня по 28 июля 1948 года на полигоне НИИБТ в Кубинке. Второй образец АСУ-76 с 11 июня по 5 июля 1948 года проходил испытания на
ГНИАПе в Ленинграде и произвел 1338 выстрелов. Оба образца успешно выдержали испытания. По результатам испытаний ГАУ предложило заводу №92 внести ряд изменений в конструкцию пушки. К концу года 10 модифицированных пушек ЛБ-76С были изготовлены для войсковых испытаний и доставлены на завод №40 для установки на АСУ-76.
С 1 июля по 1 сентября 1949 года четыре самоходки с новыми пушками проходили войсковые испытания в районе Тулы в составе 38-го воздушно-десантного корпуса. Комиссия, рассмотрев результаты испытаний, пришла к выводу, что АСУ-76 испытания выдержала и рекомендовала ее к принятию на вооружение. Корпус АСУ-76 сварен из броневых листов толщиной от 6 до 13 мм. Это бронирование обеспечивало защиту экипажа от огня стрелкового вооружения и осколков снарядов.
В открытой сверху рубке (ее прикрывал лишь брезентовый тент) установили 76-мм пушку ЛБ-76С с боекомплектом из 30 выстрелов. Прицел ОП1-7 позволял расчету вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиции. Бронебойный снаряд Бр-354, выпущенный из пушки с дистанции 500 м, попадая в цель под углом 60", пробивал броню толщиной 75 мм, а подкалиберный Бр-354Н — толщиной 100 мм.
В качестве дополнительного вооружения на левом борту боевого отделения смонтирован ручной пулемет РП-46. Ствол пушки ЛБ-76С состоит из трубы с дульным тормозом, казенника муфты и обоймы. Дульный тормоз реактивного типа с эффективностью окопо 50% выпопнен заодно с трубой и имеет такую же нарезку, что и канал ствола.
Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Противооткатные устройства расположены под стволом, справа гидравлический тормоз отката веретенного типа, слева пневматический накатник. Их цилиндры откатываются вместе со стволом. Длина отката 500-545 мм. Люлька обойменного типа ей цапфы помещены в рамку хомутообразной формы. Подъёмный механизм секторный, а поворотный - винтовой. В вертикальной плоскости пушка наводится в секторе от -S" до +11", в горизонтальной угол наведения составляет 17'.
С правой стороны кормовой части рубки АСУ-76 установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-51Е в блоке с гпавным фрикционом и четырехскоростной коробкой передач, остальные узлы paзмещены в передней части корпуса. 57-киловаттный двигатель позволял самоходке развивать максимальную скорость по шоссе 45 км/ч.
Подвеска машины индивидуальная торсионная. На ее передних узлах установлены гидравлические амортизаторы поршневого типа. На каждом борту машины имеется по четыре опорных обрезиненных катка и по два необрезиненных поддерживающих ролика. Последний каток выполняет роль направляющего колеса, что обеспечивает необходимую для хорошей проходимости длину опорной поверхности. В его балансир встроен механизм натяжения гусеничной цепи. Для повышения устойчивости легкой машины при стрельбе в опорные катки ввели тормоза, а направляющие колеса сделали самотормозящими. Гусеничные цепи мелкозвенчатые, цевочного зацепления.
Постановлением №5560-2153 от 17 декабря 1949 года АСУ-76 была принята на вооружение, однако в производство ее не запустили посчитав недостатком отсутствие плавучести хотя она и не была включена в техзадание разработки.
Тактико-технические характеристики авиадесантной САУ АСУ-76
Боевая масса, т 5,8
Экипаж, чел, 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 4670
длина корпуса 3900
ширина 2340
высота 1575
клиренс 278
Бронирование, мм:
лоб корпуса 8-6
борт 6
корма 4
лоб рубки 13
борт рубки б
корма рубки 4
днище б
Вооружение. 76-мм gушка ЛБ-76С; 7.62-мм пулемет РП-46
Боекомплект: 30 выстрелов. 1000 патронов
Максимальная скорострельность. выстр./мин 12
Двигатель ГАЗ-51Е, 6-цилиндровый. карбюраторный, житкостного охлаждения, мощность 57 кВт
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 45
по проселку 21
Запас хода по шоссе, км 23S
Запас топлива, л 180