http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/mi-4-1.jpg

На винтокрылые машины руководство вооруженных сил СССР обратило пристальное внимание после успешного боевого дебюта американских винтокрылых машин в Корейской войне в самом начале 50-х годов. Американские войска использовали вертолеты в качестве разведчиков, посыльных, санитарных машин. Но привлек он к себе внимание в основном по результатам высадки десанта в Инчоне в 1951 году. Вертолет отличался способностью садиться практически в любом месте. Уже тогда в США зародилась идея создания так называемой воздушной кавалерии. Или, как сейчас принято называть, воздушно-штурмовых (десантно-штурмовых) подразделений.

Уже 5 октября 1951 года было принято решение о разработке в ОКБ М.Л.Миля проекта десантно-транспортного вертолета на 12 человек. 3 июня 1952 года был выполнен первый полёт новой машины. В декабре 1952 года в Саратове развернули серийное производство этих вертолётов, получивших наименование Ми-4. Позднее производство перевели в Казань, где оно продолжалось до 1966 года. Всего было построено 3307 вертолётов Ми-4 всех модификаций. Несколько лет Ми-4 оставался самым тяжелым и грузоподъемным вертолётом мира, его прекрасные лётно-технические характеристики позволили установить 8 мировых рекордов. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году вертолёт был удостоен диплома и золотой медали, а 1960 году выиграл престижный конкурс винтокрылых машин в Индии. Ми-4 широко применялся как в Вооруженных Силах, так и в народном хозяйстве и на протяжении нескольких десятилетий составлял основу отечественной винтокрылой авиации. Этот вертолет сделал целую эпоху!

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/mi-4-2.jpg

Ми-4 является первым военно-транспортным вертолётом в отечественных вооруженных силах и ВДВ. Разработка, лётные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок - в течение одного года. Первый опытный вертолёт ВД-12 (вертолет десантный, 12-ти местный) совершил первый полёт (лётчик-испытатель В.В.Виницкий) в 1952 году и в этом же году начал производиться серийно. В 1953 году первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в войска. Ми-4 имел нагрузку 1200 кг в нормальном варианте и 1600 кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с личным вооружением и боеприпасами или 16 десантников в перегрузочном варианте или грузы массой до 1600 кг, в том числе 57-мм пушку с расчетом, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход ГАЗ-67В, а позже ГАЗ-69. Машина была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом - решение, которое стало традиционным в дальнейшем для военно-транспортных вертолётов. Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с 12,7-мм пулемётом на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая установка - специально разработанный для него вариант поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1700 л.с., разработанный ОКБ им. В.Д.Швецова.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/mi-4-3.jpg

Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953-1966 годах на Казанском вертолетном заводе. Ми-4 широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 вертолетов. Уже в 1953 году на воздушном празднике в Тушино демонстрировались 24 вертолета Ми-4, а в 1954 году на войсковых учениях с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией. В 1956 году вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии. В 1978 году Ми-4 применялись в Афганистане, где через год были вытеснены вертолетами Ми-8 и Ми-24 введенной в эту страну советской войсковой группировки.

Выпускалась модификация Ми-4АВ - вооруженный вариант Ми-4А, первый отечественный транспортно-боевой вертолёт для непосредственной поддержки наземных войск. Этот вертолёт был оснащен специальными ферменными пилонами, на которые можно было подвешивать различное вооружение: авиационные бомбы, контейнеры с НАР калибром 57-мм и пусковые установки для четырех ПТУР "Фаланга" с радиокомандной системой наведения. Вертолёт был снабжен оптическим визиром Ш121, коллиматорным прицелом ПКВ и оптическим прицелом ОПБ-1Р, в 1967-1968 годах в вариант Ми-4АВ было переоборудовано 200 вертолетов Ми-4А.

Тактико-технические характеристики вертолёта Ми-4:
Диаметр главного винта - 21,00 м
Длина - 16,8 м
Высота - 4,4 м
Масса:
- пустого - 5 270 кг
- нормальная взлетная - 7350 кг
- максимальная взлетная - 7 800 кг
- топлива - 1000+500 л
Тип двигателя - 1 ПД Швецов АШ-82В, мощностью 1 725 л.с.
Максимальная скорость - 210 км/ч
Крейсерская скорость - 160 км/ч
Дальность действия:
- при номинальном топливе - 410 км
- с максимальным запасом топлива - 500 км
- с 1 ПТБ - 660 км
Максимальная скороподъемность - 336 м/мин
Практический потолок - 6 000 м
Статический потолок - 700 м
Экипаж - 1-2 чел
Полезная нагрузка: 10 пассажиров или 12-16 солдат или 8 больных на носилках (санитарный вариант) + 1 сопровождающий или 1600 кг груза.