http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/ka-60-01.jpg

В начале июня 2011 г. стало известно, что Министерство обороны Российской Федерации приняло на вооружение многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка» и выдало холдингу «Вертолеты России» заказ на поставку первых 100 вертолетов этого типа. Глава холдинга Д. Петров сообщил, что предприятие АООТ «Камов» получило задание на постройку двух прототипов Ка-60, которые пройдут программу летных испытаний в 2012 г. Планируется, что серийно Ка-60 будет выпускаться с 2015 г. Работы по проектированию Ка-60 были начаты АООТ «Камов» в инициативном порядке в 1990 г. Причиной тому послужило моральное и физическое устаревание вертолетного парка советских вооруженных сил. И если в классе боевых ударных вертолетов ситуация была еще терпимой благодаря появлению Ка-50 и Ми-28, то в классе многоцелевых машин замены «старичкам» Ми-2, Ми-4 и Ми-8 не было. Такую ситуацию призвано было исправить появление новых многоцелевых машин, таких как Ка-60.

Этот вертолет предназначен для использования вертолетными подразделениями авиации сухопутных войск в целях решения транспортных, поисково-спасательных, разведывательных и других задач, возникающих в ходе боевых действий. После установки соответствующей аппаратуры он может быть использован для радиоэлектронной борьбы и выполнения специальных операций, требующих повышенной скрытности и автономной навигации. Разработчики все еще не оставили идею создания вертолета взаимодействия, поэтому Ка-60 может оснащаться соответствующей аппаратурой. В 1997 г. был построен первый опытный образец вертолета Ка-60. В 1998 г. на опытно-исследовательском аэродроме фирмы «Камов» состоялась презентация новой машины, получившей название «Касатка». В 1999 г. состоялся первый полет опытного образца.

Ка-60 «Касатка» - довольно рискованный проект в том плане, что «камовцы» изменили своей постоянной традиции создавать машины двухвинтовой схемы.«Касатка» - одновинтовая машина. Выбор именно такой конструкции объясняется особенностью применения многоцелевых вертолетов. В отличие от противолодочных Ка-25 и Ка-27, транспортно-боевого Ка-29 и ударного Ка-50, способность подолгу зависать на одном месте «Касатке» не так уж и необходима. Поэтому двухвинтовая соосная схема, наиболее эффективно реализующая режим зависания, заменена на более привычную - одновинтовую.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/ka-60-02.jpg

Цельнометаллический фюзеляж вертолета типа «полумонокок» имеет в своей передней части закрытый радиопрозрачным обтекателем отсек бортовой РЛС, за которым располагается двухместная кабина экипажа. Здесь установлены два комплекта органов управления, контрольные и навигационные приборы. Кабина снабжена откидывающимися на шарнирах наружу против потока боковыми дверями. Установленные в кабине кресла летчиков имеют энергоемкие амортизаторы, предохраняющие экипаж при грубой аварийной посадке. Для защиты экипажа в случае аварии предусмотрен также дополнительный (аварийный) ход амортизаторов шасси, а также автоматическая уборка из опасной зоны ручек управления, общего шага и педалей, что исключает травмирование ими летчиков. Конструкция фюзеляжа в целом и размещение агрегатов исключают поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и оборудования при ударе о землю, обитаемая площадь рассчитана на деформацию, не угрожающую находящимся внутри вертолета людям.

В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м могут перевозиться 15-16 солдат с вооружением, шесть раненых на носилках в сопровождении трех санитаров или груз с соответствующей массой. Доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размерами 1,3 х 1,25 м. Под фюзеляжем вертолета имеется узел внешней подвески, рассчитанный на груз массой до 2750 кг. Грузы и вооружение могут быть размещены также на боковых держателях, устанавливаемых на обеих сторонах фюзеляжа. Фюзеляж заканчивается конусообразной хвостовой балкой, в концевой части которой установлено стреловидное вертикальное оперение с рулевым винтом типа «фенестрон». Стабилизатор прямоугольной формы в плане снабжен концевыми шайбами.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/ka-60-03.jpg

Вертолет Ка-60 «Касатка» имеет убирающееся в полете трехстоечное колесное шасси, телескопическая задняя стойка которого снабжена двумя пневматиками и выполнена самоориентирующейся. Основные стойки убираются в фюзеляж, задняя - в хвостовую балку. Для повышения надежности и живучести вертолета на поле боя многие агрегаты и системы дублированы. Тяги системы управления и вала трансмиссии выдерживают попадания пуль автоматического стрелкового оружия. Вертолет Ка-60 «Касатка» оснащен четырехлопастным несущим винтом диаметром 13,50 м. Предусмотрена возможность замены его впоследствии пятилопастным несущим винтом. Лопасти несущего винта сохраняют работоспособность при попадании в них снарядов калибром 23 мм, они снабжены противошумными законцовками, снижающими акустическую сигнатуру вертолета.

На вертолете установлены два газотурбинных двигателя РД-600 взлетной мощностью 1300 л.с. Этой мощности достаточно для того, чтобы при одном работающем двигателе не только продолжать горизонтальный полет, но и выполнять и взлет, и набор высоты. На двигателях установлены пылезащитные устройства, а также устройства, снижающие их инфракрасное излучение. Запас топлива (1100 л) размещается в четырех мягких баках, установленных под полом кабины. Запуск двигателей силовой установки осуществляется с помощью бортовой вспомогательной силовой установки АИ-9, что позволяет эксплуатировать вертолет на необорудованных взлетно-посадочных площадках. Для обеспечения возможности использования вертолета в любое время суток и в сложных метеорологических условиях он оборудован современным пилотажно-навигационным комплексом, включающим в себя бортовую РЛС и систему ночного видения. Необходимая пилотажная и навигационная информация выводится на два многофункциональных индикатора, установленных в кабинете летчиков.

Ка-60 «Касатка» отвечает всем современным требованиям по ремонтопригодности, удобству, техническому обслуживанию и автономности эксплуатации. Установленная на нем бортовая система контроля и диагностики позволяет вовремя выявить неисправности, при этом модульная конструкция многих узлов и агрегатов, а также их размещение по зонам обслуживания облегчают выполнение ремонтных работ и технического обслуживания. На базе вертолета Ка-60 создан его гражданский вариант Ка-62. Специалисты отмечают высокую экономичность новой машины. Приводятся следующие цифры: эксплуатационные расходы вертолета Ка-60 в учебно-тренировочном варианте почти на 60% ниже, чем аналогичной модификации вертолета Ми-8.

Ка-60 «Касатка» - первый российский вертолет, спроектированный с учетом западных норм летной годности, что делает его достаточно привлекательным объектом на мировом рынке вооружений. Следует также добавить, что стоимость «Касатки» составляет всего 80% от стоимости зарубежных аналогов. Впрочем, специалисты АООТ «Камов» не испытывают по поводу зарубежных рынков каких-то особых иллюзий: прорваться туда со своей разработкой будет крайне сложно. В мае 2011 г. издание «Aviation Week» со ссылкой на заявление генерального директора холдинга «Вертолеты России» Д. Петрова сообщило, что Министерство обороны Российской Федерации заказало около 100 вертолетов Ка-60 «Касатка».

Тактико-технические характеристики Ка-60 «Касатка»
Экипаж, чел. 1-2
Максимальная взлетная масса, кг 6500
Размеры, м:
- длина фюзеляжа 13,46
- высота вертолета 4,80
- диаметр несущего винта 13,80
Силовая установка: 2х 1300 л.с.
Крейсерская скорость полета, км/ч 270
Максимальная скорость полета, км/ч 300
Статический потолок без учета влияния земли, м 2600
Дальность полета, км 770
Максимальная масса перевозимого груза, кг:
- в грузовой кабине 2770
- на внешней подвеске 2750