Лёгкий транспортный самолёт C-295 компании «Airbus Military», созданный на основе совместной испанско-индонезийской разработки СN.235, представляет собой универсальный военно-транспортный самолёт. Он пропустил коНкурс на единый транспортный самолет (ETC) для ВВС и Армии США, однако заказы на него продолжают поступать со всего мира. В 1981 году на Парижском авиасалоне индонезийская фирма IPTN и испанская CASA объявили о намерении создать транспортный самолёт CN-235 в рамках совместной программы «Airtech». Номинально машина ориентировалась на региональный рынок авиалайнеров, но когда ее выкатили в сентябре 1983 года, сразу стало ясно, что получился отличный военно-транспортный самолёт.
И действительно, CN.235 не пользовался популярностью у авиакомпаний, зато приобрел военных заказчиков как надежный транспортник, способный работать с неподготовленных аэродромов. Позднее самолёт строился в военном и полувоенном вариантах под обозначением CN-235. Фирма CASA (впоследствии EADS CASA, а с весны 2009 года - "Airbus Military") разработала под обозначением CASA C-295 удлиненный вариант базового самолёта для специальных целей, который можно использовать и как авиалайнер повышенной вместимости. В 1997 году на Парижском авиасалоне CASA объявила о завершении самостоятельной разработки C-295. Его фюзеляж имеет длину 24,45 м, что на 3,05 м больше, чем у CN-235. Максимальная полезная нагрузка увеличена более чем на 50% (до 9250 кг), что позволило перевозить 71 военнослужащего или 49 десантников, пять стандартных поддонов или три авиационных двигателя. В санитарном варианте CASA C-295 может вмещать до 24 лежачих раненых и до семи медработников.
На самолёте установлены два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PW127G мощностью по 2645 л.с. (1972 кВт), вращающие шестилопастные винты Hamilton Standard HS0568F-5. Кабина оснащена электронной системой полетной информации Sextant Topdeck, включающей систему управления полётом, информационный комплекс вертикали и курса, автопилот и трехцветные ЖК экраны, а также систему предупреждения столкновений в воздухе и систему сигнализации об опасном сближении с землей. Демонстрационный полёт состоялся 28 ноября 1997 года, а первый серийный CASA C-295 взлетел 22 декабря 1998 года. В феврале 2000 года ВВС Испании подтвердили свой заказ на девять самолётов, сделанный в апреле 1999-го. К концу 2008 года испанский воздушный флот насчитывал 13 самолётов CASA C-295, ещё два строились. Хотя CASA C-295 проиграл Alenia C-271 выгодный контракт на новый единый транспортный самолёт (ETC) для США. он пользовался успехом у других потребителей. Так, Алжир приобрел шесть машин, Бразилия - восемь (еще четыре заказаны), Финляндия - две, Иордания - две, Польша - 11 (одна потеряна), а Португалия заказала семь.
Фирма EADS CASA разработала вариант самолёта CASA C-295 для морского патрулирования и борьбы с подводными лодками, известный как C-295MPA или C-295 Persuader. Авионика этого самолёта основана на разработанной компанией полностью интегрированной тактической системе (FITS), включающей обзорную РЛС и установленные на турели ИК и оптико-электронные приборы обнаружения. Система является съемной, что позволяет легко переоборудовать самолёт для транспортных нужд. По заказу потребителя устанавливаются система опознавания, оборудование для радиоэлектронного обеспечения и радиотехнической разведки, выделяются места под гидроакустические буи и магнитометр. К середине 2009 года три C-295 Persuader будут поставлены Чили и пять - Португалии. Греция также рассматривает возможность приобретения C-295MPA в качестве новой морской патрульной машины. От фирмы «Saab» поступило предложение выпускать вариант C-295 под названием Erieye с системой дальнего радиолокационного оповещения и наведения AEW&C. Самолёт, оборудованный радиолокационной антенной в «рамочном» обтекателе, подобном установленному на Saab 340/2000 и ЕМВ-145 Erieye. предполагается к продаже в Польшу и другие страны.
Тактико-технические характеристики CASA C-295
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 25.81
Длина самолета,м 24.45
Высота самолета,м 8.82
Площадь крыла,м2 59.10
Масса, кг
- пустого самолета 11200
- нормальная взлетная 20700
- максимальная взлетная 23200
Топливо, л 7650
Тип двигателя 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127G
Мощность, кВт 2 х 1975
Крейсерская скорость, км/ч 482
Практическая дальность, км 4500
Боевая дальность, км 1350
Практический потолок, м 7620
Полезная нагрузка: 69 солдат или 48 парашютистов или 27 носилок с 4 сопровождающими или 9700 кг груза