http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/C-295-AEW-01.jpg

Летом 2011 г. на авиасалоне в Ле-Бурже компанией «Airbus Military» был впервые представлен прототип, а точнее так называемый демонстратор технологий - без РТК - нового авиационного комплекса ДРЛОиУ, получившего обозначение C-295 AEW и разработанного на платформе легкого ВТС C-295, производимого входящей в концерн «EADS» испанской компанией «CASA», имеющего грузоподъемность 9 т и оснащаемого двумя двигателями PW127G. Самолет разработан на базе испано-индонезийского самолета CN-235, отличаясь от него удлиненным фюзеляжем и увеличенной на 50% грузоподъемностью, облетан 28 ноября 1997 г., а в серийное производство на заводе в Севилье запущен в 1999 г.

По словам специалистов «Airbus Military», C-295 AEW предназначен как для работы в интересах ВВС, так и для решения задач в рамках оперативных действий флота или сил береговой охраны, причем благодаря включению машины в так называемое сетецентрическое поле боя обеспечивается обмен данными фактически с любым подразделением всех видов и родов войск вооруженных сил стран-союзников. Постройка демонстратора C-295 AEW, предназначенного для оценки влияния размещения крупногабаритного обтекателя РТК с диаметром «тарелки» 6 м на характеристики самолета, была завершена весной 2011 г., а 21 июня 2011 г. на Парижском азрокосмическом салоне состоялось торжественное подписание меморандума о взаимопонимании по вопросу совместной разработки и маркетинга на международном рынке C-295AEW между «Airbus Military» и израильской компанией «ELTA», входящей в структуру «Israel Aerospace Industries» (IAI).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/C-295-AEW-02.jpg

Подписи под документом поставили старший исполнительный директор «Airbus Military» Доминго Урена и президент «ELTA» Ниссим Хадас, подчеркнувший, что «постоянно растущие интенсивность и количество вооруженных конфликтов по всему миру привели к росту спроса на самолеты специального назначения, в т. ч. комплексы ДРЛО, и путем объединения усилий двух компаний на рынок в нужное время будет выведен самолет, представляющий собой эффективное решение в данной области». Также было указано, что благодаря высокой унификации по планеру и самолетным системам с другими модификациями C-295 - транспортной и морской патрульной - потенциальный заказчик получит реальную возможность сформировать на базе единой платформы многофункциональный парк самолетов, способных решать широкий круг задач.

Самолет будет оснащаться РТК четвертого поколения (по классификации компании-разработчика), который включает РЛС с АФАР, интегрированную с аппаратурой госопознавания и устанавливаемую во вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем. Кроме основного РТК, в качестве опции, под фюзеляжем C-295 AEW может устанавливаться антенна многоцелевой РЛС, предназначенной для разведки и сопровождения наземных и надводных целей, а также датчик движущихся целей. Тактический экипаж C-295 AEW в составе шести операторов РТК располагается за унифицированными рабочими местами, установленными вдоль левого борта самолета и оснащенными самыми современными средствами отображения информации. В кабине самолета имеются также комфортабельные места для отдыха.

Стеклянная кабина C295 AEW включает в себя четыре больших жидкокристаллических дисплея (ЖК-дисплея) с активной матрицей. Усовершенствованная цифровая система авионики с многофункциональными дисплеями полностью совместима с очками ночного видения. Комплект авионики обеспечивает повышенную ситуационную осведомленность и безопасность полета, снижая нагрузку на пилотов. Высокоинтегрированная система авионики C295 AEW основана на комплексе авионики Thales TopDeck. Открытая архитектура позволяет использовать гражданское или военное оборудование для выполнения нескольких задач и поддерживает интеграцию будущего оборудования. Система автопилота и управления полетом соответствует требованиям FAR-25 для заходов на посадку по приборам (ILS) категории I и категории II и неточных заходов на посадку по GPS для автоматических или ручных миссий.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/C-295-AEW-03.jpg

Мгновенный сектор обзора АФАР по азимуту составит 120°, а ее вращение со скоростью «вдвое выше, чем у существующих самолетов ДРЛО» обеспечит эффективный круговой обзор пространства. При этом стоит отметить, что до сих пор вращение надфюзеляжного дискового обтекателя РТК применялось для антенных систем с щелевой или фазированной антенной решетками, тогда как активные ФАР, как правило, устанавливались на самолетах ДРЛОиУ неподвижно. В качестве примера можно привести близкие по классу к C-295 AEW комплексы ДРЛОиУ со шведским РТК «Эриай» компании «Эрикссон» на базе самолетов SAAB 340, SAAB 2000 и «Эмбраер» ERJ-145, а также более крупный американский комплекс с РТК MESA, упомянутый выше, и китайский KJ-200 на базе турбовинтового транспортного самолета Y-8F-600 (развитие советского Ан-12). На всех этих самолетах два полотна АФАР устанавливаются в плоском обтекателе над фюзеляжем, отвечая за обзор левой и правой полусфер соответственно. Впрочем, по мнению создателей C-295 AEW, подобное размещение АФАР не обеспечивает полностью круговой обзор, имея «провалы» диаграмм направленности по курсу самолета и за ним.

Радар с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) четвертого поколения от IAI/ELTA является основным датчиком самолета. Радар AESA интегрирован с системой идентификации «свой-чужой» (IFF) и установлен на быстровращающемся поворотном куполе, установленном на верхней части фюзеляжа. Самолет C295 AEW предлагает 360-градусное наблюдение для создания картины воздушной и морской обстановки в реальном времени и электронного боевого порядка (EOB). Обнаруживает дальние воздушные цели и низколетящие летательные аппараты, занимающиеся противоправной деятельностью. Информация в реальном времени может быть передана коалиционным силам через сетецентрические каналы передачи данных. Четыре рабочих места вместе со специальной зоной отдыха на борту самолета позволяют выполнять длительные миссии. Самолет C295 AEW также оснащен средствами самозащиты, включая радар и приемники предупреждения о лазерном облучении, систему предупреждения о приближении ракет и пусковые установки для отражателей и сигнальных ракет.

Самолет C-295 AEW оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PW127G. На одном из двигателей установлен тормоз винта для остановки винта, когда самолет находится на земле. Газогенератор двигателя работает в режиме ВСУ для подачи электроэнергии и отбора воздуха для систем самолета. Тормозная система воздушного винта работает как обычная бортовая ВСУ, обеспечивая экономию средств и веса. Установленное на самолете прочное убирающееся шасси позволяет выполнять полеты в самых суровых условиях с самыми тяжелыми условиями взлета и посадки. Самолет C-295 AEW имеет возможность укороченного взлета и посадки (STOL) и может выполнять полеты с коротких (не более 670 м), мягких и неровных неподготовленных взлетно-посадочных полос. Самолет может летать с максимальной крейсерской скоростью 260 км и крейсерской высотой до 25 000 футов. Летные характеристики на малых высотах позволяют совершать полеты на скоростях до 110к. C-295 AEW предлагает превосходную маневренность и высокую производительность, а также низкий расход топлива.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/C-295-AEW-04.jpg

Довольно оригинальное решение было в свое время принято при создании российско-израильских комплексов ДРЛОиУ А-50И и А-50ЭИ, у которых в неподвижном дисковом надфюзеляжном обтекателе размещались треугольником три полотна АФАР производства компании «ELTA». Как известно, программа А-50И для КНР была заморожена, однако в Китае на ее базе был создан собственный комплекс KJ-2000, запущенный в серийное производство и принятый на вооружение НОАК. Три близких по компоновке и идеологии к А-50И комплекса А-50ЭИ уже поставлены ВВС Индии. Таким образом, компоновка антенной системы РТК самолета C-295 AEW с одной вращающейся АФАР является достаточно необычной. Правда, один подобный самолет ДРЛОиУ уже существует - это китайский ZDK-03, разработанный по заказу ВВС Пакистана на базе KJ-200, но имеющий вращающуюся над фюзеляжем «тарелку» с АФАР. Первый образец ZDK-03 был выкачен в ноябре 2010 г., вполне вероятно, что к разработке АФАР для него также привлекались израильские специалисты.

Первый полет C-295 AEW состоялся в Севилье 7 июня 2011 г. и продолжался 2 ч. 48 мин. Управляли демонстратором летчики-испытатели Алехандро Мадурга и Альфонсо де Кастро, на борту также находились инженеры по летным испытаниям Хуан Хосе Баеза и Антонио Охеда. Целью первого этапа испытаний стала оценка влияния обтекателя РТК на конструкцию базового самолета, его устойчивость, управляемость и летные характеристики. «Первый полет подтвердил, что С295 является отличной платформой для установки такого обтекателя, - заявил вскоре после посадки Алехандро Мадурга. - Поведение самолета и основные характеристики более чем удовлетворительные и полностью отвечают нашим ожиданиям». При этом, согласно официальной информации «Airbus Military», для начального этапа летных испытаний, рассчитанного на 3 месяца, демонстратор оснащается неподвижным макетом 6-метровой надфюзеляжной «тарелки».

Испытания прототипа C-295 AEW пока не завершены. В частности, планируется провести испытания на нем вертикальных законцовок крыла, так называемых винглет, которые предназначены для повышения эффективности управления самолетом во время взлета и набора высоты, а также повышения эффективности управления и топливной экономичности на крейсерском режиме полета самолета. 21 декабря 2012 г. компания «Airbus Military» на предприятии в испанской Севилье приступила к испытаниям первого военно-транспортного самолета С-295. оснащенного такими «крылышками», которые позволяют увеличить эффективный размах крыла (т.е. увеличивают удлинение крыла без существенного увеличения его размаха); снизить лобовое сопротивление, создаваемое срывающимся с конца стреловидного крыла вихрем и в результате - увеличить подъемную силу на конце крыла.

Технические характеристики C-295 AEW
Экипаж, чел   2
Размах крыла, м  25.81
Длина самолета,м  24.45
Площадь крыла,м2  59.10
Масса, кг
- пустого самолета  12000
- максимальная взлетная  20200
Тип двигателя  2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127G
Мощность, кВт  2 х 1975
Крейсерская скорость, км/ч  482
Продолжительность патрулирования, ч  8
Практический потолок, м  7620