Система К-26 была разработана во исполнение постановления Совета Министров от 11 августа 1962 г Она предназначалась для поражения самолётами-снарядами радиолокационно-контрастных морских и наземных целей и работающих корабельных и наземных РЛС. В состав системы входили носители Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5, самолёты-снаряды и система управления «Взлёт». Самолёт-ракетоносец Ту-16К-26 (он же «НК-26» и «НК-4», а также «заказ 386») представлял собой модификацию Ту-16К-11-16, приспособленную для несения трёх типов крылатых ракет: КСР-2, КСР-11 и КСР-5. Такой ракетоносец также мог быть использован как бомбардировщик, если исходный Ту-16К-11-16 переделывался из Ту-16А.
Отличие типа Ту-16К-26 от К-11-16 заключалось только в новом ракетном вооружении и доработках, связанных с обеспечением подвески и пуска самолётов-снарядов КСР-5. На машине установили РЛС «Рубин-1 КВ», доработанную для обзора местности и выбора цели с помощью аппаратуры ВС-К. Систему управления пуском ракет усовершенствовали так, что она получила возможность работы со всеми тремя их типами, увязали между собой «Рубин-1 КВ» и «Рицу». Вместо балочных держателей БД-352 установили БД-352-11-5. Самолёт Ту-16КСР-2-5 («НКСР-2-5», «НК-5», в производстве «заказ 386А») представлял собой модификацию Ту-16КСР-2 и мог нести только КСР-2 и КСР-5. Доработка Ту-16КСР-2 в Ту-16КСР-2-5 была аналогична Ту-16К-26, за исключением отсутствия аппаратуры связи между «Рубином» и «Рицей».
Самолёт-снаряд КСР-5 был разработан филиалом ОКБ-155 в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Он мог снаряжаться как обычной боевой частью фугасно-кумулятивного действия, так и ядерной. Масса — 3900 кг, скорость — до 3000 км/ч, дальность — 200-240 км. До отцепки питание КСР-5 электроэнергией осуществлялось от бортовой сети носителя. Связь с ним осуществлялась через отрывные разъёмы и воздушные клапаны системы обогрева ядерной боевой части и наддува аппаратурного отсека.
Заводские лётные испытания системы К-26 проводились с октября 1964 г по декабрь 1967 г на двух переоборудованных самолётах (один «перелицевали» из Ту-16К-11-16, второй — из Ту-16КСР-2). Было выполнено 82 полёта, в том числе пять с пусками КСР-5 в автономном варианте и пять — с аппаратурой самонаведения. Такой длительный период испытаний и доводок был связан с большим количеством нововведений, которые были использованы в новой системе. В январе 1967 г систему К-26 предъявили на государственные испытания, но её не приняли, так как на предыдущем этапе не было попаданий по морским мишеням. Поэтому до декабря 1967 г. продолжили заводские испытания, в ходе которых выполнили еще 13 полётов, из них пять — с пусками КСР-5; были достигнуты попадания в морские и наземные мишени. Через год, в январе 1968 г, систему повторно предъявили на государственные испытания.
Они прошли с 5 января по 30 ноября. Совершили 87 полётов с общим налётом 288 ч. В испытаниях участвовали два Ту-16К-26, один Ту-16КСР-2 и один Ту-16К-10-26. С них выполнили 13 пусков КСР-5 по морским и наземным целям. По результатам испытаний провели доработки и усовершенствования системы; через год постановлением Совета Министров от 12 ноября 1969 г. систему К-26 приняли на вооружение. Переоборудование Ту-16К-11-16 и Ту-16КСР-2 под комплекс К-26 (то есть в модификации Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5) началось с 1969 г. на ремонтных предприятиях.
Ту-16К-26 мог нести одну или две крылатые ракеты КСР-2, КСР-5 или КСР-11. При одной ракете в бомбоотсеке можно было также разместить до 4000 кг бомб. В конце 1970-х гг для комплекса К-26 разработали модернизированные самолёты-снаряды КСР-5М и КСР-5Б с новыми ГСН типа ВС-КМ и новой системой управления БСУ-7М. Они предназначались для поражения малоразмерных целей. Под них переоборудовали небольшое количество машин, именовавшихся Ту-16К-26М. В этот же период появилась модификация КСР-5Н для действий на малых высотах. Самолёт-снаряд получил новую головку самонаведения ВС-КН и автопилот АПР-5Н. РЛС «Рубин-1 КВ» с носителя сняли, её функции взяла на себя новая станция, обтекатель которой размещался под средней частью фюзеляжа. Под систему названную К-26Н «Тайфун», доработали небольшую партию самолётов типов Ту-16К-26, Ту-16К-26П и Ту-16КСР-2-5. Они эксплуатировались в 1980-е гг в авиации ВМФ.
Вслед за самолётом-снарядом КСР-5 его создатели приступили к работе над противорадиолокационной модификацией с пассивной ГСН, аналогичной по назначению КСР-11. Она получила обозначение КСР-5П, а система в целом — К-26П. Последняя включала в себя носитель Ту-16К-26П, крылатые ракеты КСР-5П, КСР-5, КСР-2 и КСР-11 и систему управления и наведения «Плот». Постановление Совета Министров по системе К-26П вышло 7 февраля 1964 г. Опытный образец Ту-16К-26П («заказ 397») поступил на заводские испытания летом 1967 г. Государственные испытания начались в апреле 1972 г. Через год, после успешного их завершения, систему К-26П приняли на вооружение постановлением Совета Министров от 4 сентября 1973 г.
Самолёты Ту-16К-26П переоборудовались из Ту-16К-26 на ремонтных заводах авиации ВМФ. По лётно-техническим данным, составу оборудованию и вооружению Ту-16К-26П практически полностью соответствовал Ту-16К-26. Отличия были только в ракетах КСР-5П и аппаратуре «Плот». Помимо Ту-16К-26, под самолёты-снаряды КСР-5М и КСР-11 дорабатывались Ту-16КСР-2-5. Этот вариант получил название Ту-16К-26ПМ.
Тактико-технические характеристики Ту-16К-26
Экипаж, чел 7
Размах крыльев, м 32.99
Длина, м 34.80
Высота, м 10.36
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
- пустого самолета 37730
- нормальная взлетная 72000
- максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость, км/ч
- максимальная 980
- крейсерская 800-850
Перегоночная дальность, км 4800
Боевой радиус действия, км 1900
Практический потолок, м 11500
Вооружение: семь 23-мм пушек АМ-23
боевая нагрузка - 13000 кг в отсеке оружия
бомбы до ФАБ-9000,
2 КР класса воздух - поверхность КСР-5