Самолёт Ту-16К-11-16 (по кодификации НАТО: Badger G) - это дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемых ракет К-16 (КСР-2) и К-11 (КСР-11). Практически одновременно с работами по комплексу К-16, использовавшему крылатые ракеты КСР-2 с активной головкой самонаведения, проектировался комплекс К-11 с самолётами-снарядами КСР-11 с пассивной головкой, предназначавшийся для нанесения ударов по работающим наземным и корабельным РЛС. 20 июля 1957 г вышло постановление Совета Министров, которое ставило задачу создать комплекс К-11, используя в качестве носителя Ту-16КС. Головными организациями назначались: по самолёту-носителю — ОКБ-156, по системе радиолокационной разведки и целеуказания — ЦНИИ-108, по самолёту-снаряду КСР-11 — ОКБ-155, по системе управления и пассивной головке самонаведения — НИИ-648.
Эскизный проект требовалось разработать в 1-м квартале 1958 г, а к заводским испытаниям приступить через год. Срок предъявления системы на совместные испытания определялся 3-м кварталом 1959 г. Для переделки в опытные образцы намеревались использовать два серийных Ту-16. В течение двух лет шли опытно-конструкторские работы. К концу 1959 г основные проблемы, в основном связанные с созданием системы радиолокационной разведки и целеуказания «Рица» и системы управления крылатой ракетой, были в целом решены. Т-образная приёмная пеленгационная антенна «Рицы» устанавливалась в носовой части фюзеляжа на фонаре штурмана. Из-за установки аппаратуры этой системы для уменьшения массы и сохранения центровок пришлось снять переднюю пушечную установку ПУ-88 и прицел ПКИ. «Рица» позволяла непрерывно наблюдать панораму местоположения и типов РЛС в переднем секторе обзора на расстоянии до 400 км с автоматической регистрацией результатов разведки, производить выбор цели по индикатору в координатах «азимут—дальность» и настраивать на выбранную цель аппаратуру головки самонаведения самолёта-снаряда КСР-11, а также выводить носитель в точку пуска.
На заводе №22 переоборудовали два самолёта в вариант Ту-16К-11 («заказ 285»). Первый из них поднялся в воздух в Казани в январе 1960 г, вскоре была готова и вторая машина. Эти два самолёта предназначались для комплексных испытаний системы К-11, в том числе аппаратуры радиолокационной разведки и целеуказания и самих самолётов-снарядов КСР-11. Первый Ту-16К-11 прибыл для официальных заводских испытаний 12 февраля, второй — 1 апреля. В мае 1960 г. начались комплексные испытания К-11. Несмотря на сложность входящих в неё элементов, все испытания, в том числе и совместные с заказчиком (они начались в октябре 1960 г.), были успешно завершены весной 1962 г. Систему К-11 приняли на вооружение по постановлению Совета Министров от 13 апреля 1962 г.
Самолёт Ту-16К-11 был спроектирован на базе серийных бомбардировщиков Ту-16А и Ту-163А. Он нёс на наружной подвеске две крылатые ракеты. Этот ракетоносец мог применяться и как бомбардировщик. Конструкция КСР-11 практически ничем не отличалась от КСР-2; разница была лишь в элементах, связанных с новой системой наведения. Боевая часть — фугасная или осколочно-фугасная. Полётная масса КСР-11 равнялась 4000 кт (на 100 кг меньше, чем у КСР-2 за счёт более лёгкой системы управления). На КСР-11 устанавливалась пассивная ГСП типа 2ПРГ-10 под радиопрозрачным удлинённым обтекателем в передней части фюзеляжа. При этом длина фюзеляжа выросла до 8,6 м.
Момент пуска ракеты определялся взятием цели на сопровождение ГСМ. После отцепки КСР-11 от Ту-16К-11 происходил запуск двигателя; самолёт-снаряд сначала несколько «просаживался», а затем опять выходил на высоту полёта носителя. На ней он следовал к цели, а на последнем участке траектории переходил в пикирование с углом 30° к горизонту. Как и с КСР-2, после пуска КСР-11 носитель мог совершать любой манёвр, вплоть до поворота на 180°. В системе управления предусматривался режим памяти, позволявший в течение некоторого времени сохранять направление полёта на цель. В ходе работ по испытаниям комплексов К-16 и К-11 решено было сделать комбинированную систему К-11-16, способную применять два типа самолётов-снарядов — КСР-2 и КСР-11; она должна была сочетать две системы управления: «Рубикон» и пассивную на базе «Рицы».
Переоборудованные под систему К-11-16 самолёты в производстве носили обозначение «заказ 497», а в эксплуатации — Ту-16К-11-16, «НК-11-16» или «НК-2». Ту-16К-11-16 представляли собой основную часть из 211 машин, переоборудованных в носители самолётов-снарядов семейства КСР для Дальней авиации, и 230 — для авиации ВМФ. Их переделывали из Ту-163А, Ту-16КС и Ту-16А. Переоборудование на ремонтных заводах производилось в 1960-е гг. по той же технологической схеме, что и для Ту-16КСР-2.
Лётные данные ракетоносца Ту-16К-11-16 практически ничем не отличались от данных Ту-16КСР-2. За счёт совмещения двух систем наведения на одном носителе масса пустого самолёта возросла до 40 600 кг, а запас топлива уменьшился до 29 000 кг 15 машин Ту-16КС, переделанных в Ту-16К-11-16 с сохранением возможности использования старых самолётов-снарядов КС-1, имели обозначение Ту-16К-11-16КС («заказ 497Е»). Как и на Ту-16КСР-2, на Ту-16К-11-16 позднее устанавливалась аппаратура РЭП СПС-5 и СПС-100. Аналогично Ту-16КСР-2А в 1970-х гг самолёты Ту-16К-11-16 переоборудовались в бомбардировщики с внешней подвеской бомб; они проходили по «заказу 684/2». В тот же период их превращали в ракетоносцы Ту-16К-26 комплекса К-26.
Тактико-технические характеристики Ту-16К-11-16
Размах крыльев, м 32.99
Длина, м 34.80
Высота, м 10.36
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
- пустого самолета 39000
- нормальная взлетная 79000
- топлива 30300
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость, км/ч
- максимальная 980
- крейсерская 800-850
Перегоночная дальность, км 7200
Дальность полета, км 4800
Боевой радиус действия, км 2000
Практический потолок, м 11000
Экипаж, чел 7
Вооружение: семь 23-мм пушек АМ-23
боевая нагрузка - 13000 кг в отсеке оружия
бомбы до ФАБ-9000, 8 торпед, из них 4 - на пилонах под крылом.
2 КР класса воздух - поверхность КСР-11 и КСР-2