Истребитель Су-30МКМ создан для ВВС Малазии на базе успевшего хорошо зарекомендовать себя самолета Су-30МКИ, с 2002 г. состоящего на вооружении ВВС Индии. Су-30МКМ – это очередной шаг в развитии платформы Су-30. В основе малазийской версии лежит индийский Су-30МКИ: у Су-30МКМ такой же планер, аналогичная силовая установка из двух двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги и электродистанционная система управления самолётом. Практически неизменными остались и бортовая радиолокационная станция с ФАР типа «Барс», оптико-локационная станция. Но есть и ряд важных отличий. Большинство из них касается состава бортового оборудования.
Модифицированный «борт» Из состава бортового оборудования истребителя исключены применяемые на Су-30МКИ системы индийского и израильского производства: вместо них используется аппаратура, разработанная в России, Франции и Германии. Кроме того, значительно расширены возможности комплекса обороны самолёта: на Су-30МКМ впервые для истребителей этого типа нашли применение лазерные и ультрафиолетовые датчики предупреждения об облучении и приближении атакующих ракет. Они разработаны и изготавливаются южноафриканской компанией «Авитроникс», входящей в группу компаний SAAB (Швеция). Блоки этих датчиков, контролирующих верхнюю, нижнюю, переднюю и заднюю полусферу самолёта, размещаются в разных частях планера. Аппаратура предупреждения о радиолокационном облучении, радиотехнической разведки, станция активных помех (в съемных контейнерах на законцовках крыла) и блоки выброса пассивных помех на Су-30МКМ – российские.
На самолёте значительно увеличилась доля компонентов электронного оборудования, изготавливаемого во Франции. Это система госопознавания, индикатор на фоне лобового стекла, цветные многофункциональные жидкокристаллические индикаторы в кабине (три в передней и четыре в задней) и еще одно важное нововведение – контейнерная оптико-электронная система целеуказания управляемому оружию класса «воздух–поверхность» «Дамоклес». А в пилоне подвески этого контейнера устанавливается еще и круглосуточная оптико-электронная пилотажно-навигационная система NAVFLIR.
Но основные обзорно-прицельные системы Су-30МКМ – все же российские. Это, в первую очередь, РЛС с фазированной антенной решеткой «Барс» разработки НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова, способная одновременно сопровождать в широком телесном угле не менее 15 воздушных целей и обстреливать четыре из них, эффективно работать «по земле», совмещать во времени режимы «воздух–воздух» и «воздух–поверхность». Пассивная ФАР станции «Барс», оснащенная механизмом дополнительного гидравлического доворота в горизонтальной плоскости, обеспечивает обзор пространства в диапазоне углов ±70° по азимуту и ±40° по углу места. Гарантированная дальность обнаружения воздушных целей с ЭОП 3 м2 составляет не менее 140 км.
Кроме того, в состав обзорно-прицельного оборудования Су-30МКМ входят оптико-локационная станция ОЛС-30И (выпускается Уральским оптико-механическим заводом им. Э.С. Яламова) и нашлемная система целеуказания «Сура» (разработка киевского завода «Арсенал»). Дальность сопровождения воздушной цели тепловым каналом оптико-локационной станции достигает 90 км в задней полусфере и 50 км – в передней. Сканирование воздушного пространства осуществляется в диапазоне углов ±60° по азимуту и -15…+60° по углу места. Широкое поле зрения ОЛС-30И составляет 60х10°, узкое – 20х5°, в режиме захвата цели – 3х3°. Дальность действия лазерного дальномера по наземной цели – не менее 5 км, по воздушной цели – не менее 3 км.
В состав навигационного оборудования Су-30МКМ входят тактическая радиотехническая система ближней навигации (TACAN), система инерциально-спутниковой навигации (LINS-GPS), а также аппаратура посадки VOR/ILS/MRK. Для обеспечения безопасного группового маневрирования самолет дополнительно оснащается огнями полета строем, размещаемыми на боковых поверхностях головной части фюзеляжа и воздухозаборников, вертикальном оперении и законцовках крыла. Интеграция всего бортового оборудования выполнена с использованием мультиплексных каналов информационного обмена, отвечающих стандарту MIL-STD-1553B.
По составу вооружения Су-30МКМ близок к индийскому Су-30МКИ. Номенклатура управляемых средств поражения осталась практически неизменной: в нее входят ракеты «воздух–воздух» средней дальности РВ-АЕЕ с активными радиолокационными головками самонаведения (до десяти ракет), а также Р-27ЭР1 (Р1) с полуактивными радиолокационными и Р-27ЭТ1 (Т1) с тепловыми головками самонаведения (до восьми ракет, в т.ч. до двух Р-27ЭТ1/Т1), ракеты ближнего боя Р-73Э (до шести ракет), управляемые ракеты класса «воздух–поверхность» Х-59МЭ (две ракеты с телевизионно-командной системой наведения), Х-31А или Х-31П (шесть ракет с активной или пассивной радиолокационной головкой самонаведения), Х-29ТЕ (шесть ракет с телевизионной головкой самонаведения) и Х-29Л (пять ракет с лазерной полуактивной головкой самонаведения). Управляемое бомбардировочное вооружение представлено бомбами КАБ-500Кр (ОД) и КАБ-1500Кр с телевизионным самонаведением, а также новыми КАБ-1500ЛГ с лазерным наведением. Применение ракет Х-59МЭ обеспечивается контейнером АПК-9Э, размещаемым на точке подвески под левым воздухозаборником, а ракет Х-29Л и бомб КАБ-1500ЛГ – контейнерной системой «Дамоклес» на точке подвески под правым воздухозаборником.
Новинкой на самолетах «Сухого» может стать прорабатываемая по просьбе малазийской стороны возможность включения в состав вооружения Су-30МКМ новых французских ракет «воздух–воздух» типа MICA. Но пока окончательного решения о ее введении в номенклатуру оружия самолета еще не принято. Практически не отличается Су-30МКМ от других самолетов семейства и по номенклатуре применяемого неуправляемого вооружения: он может принимать на борт до восьми фугасных авиабомб или разовых бомбовых кассет калибра 500 кг, до 32 осколочно-фугасных бомб калибра 250 или 100 кг, а также неуправляемые ракеты калибра 80, 122 и 266/340 (420) мм (80 ракет С-8, 20 ракет С-13 или четыре С-25 различных модификаций) в четырех блоках (пусковых устройствах). Максимальная масса боевой нагрузки, размещаемой на 12 точках подвески, достигает 8000 кг. Кроме того, на борту имеется встроенная скорострельная автоматическая пушка ГШ-301 калибра 30 мм с боезапасом 150 патронов.
Два первых серийных Су-30МКМ были собраны на Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут» весной 2007 года. 24 мая в Иркутске состоялась торжественная церемония передачи их заказчику. В августе к ним присоединились еще два Су-30МКМ. 10 августа на аэродроме Субанг близ Куала-Лумпура состоялась торжественная церемония принятия Су-30МКМ на вооружение Королевских ВВС Малайзии.
Основные данные самолёта Су-30МКМ
Длина самолета, м 21,9
Размах крыла, м 14,7
Высота самолета, м 6,4
Площадь крыла, м2 62,0
Максимальная взлетная масса, кг 34 000
Предельная взлетная масса, кг 38 800
Запас топлива при полной заправке, кг 9600
Масса боевой нагрузки, кг 8000
Максимальная скорость полета, км/ч:
- на высоте 2000
- у земли 1400
Максимальное число М 1,9
Практический потолок, м 17 300
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега при нормальной взлетной массе, м 550
Длина пробега при нормальной посадочной массе, м 750
Практическая дальность полета с ракетами при полном запасе топлива, км:
- без дозаправки 3000
- с одной дозаправкой 5200
- с двумя дозаправками 8000
Максимальный радиус действия, км:
- на морском ТВД, с 4хР-73Э и 4хХ-31А - 980
- на сухопутном ТВД, с 2хР-73Э, 2хХ-29ТЕ и 2хХ-31П - 1010
Время патрулирования без дозаправки, ч:
- на удалении от базы 200 км - 2,6
- на удалении 400 км - 2,1
- на удалении 600 км - 1,7
Максимальное время выполнения боевого задания (ограничивается возможностями экипажа), ч 10
Тип двигателей АЛ-31ФП
Тяга, кгс:
- на форсаже 2х12 500
- на максимальном режиме 2х7670