http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/mbr-mx.jpg

В 1970 г. в СССР началось развертывание МБР тяжелого класса Р-36 с разделяющейся головной частью рассеивающего типа, оснащенной тремя боевыми блоками. В стадии разработки находились МБР Р-36М, УР-100Н, МР-УР-100, которые должны были оснащаться разделяющимися головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения и иметь повышенную точность стрельбы. Ракета Р-36М могла оснащаться десятью боевыми блоками, ракета УР-100Н - шестью, а МР-УР-100 - четырьмя боевыми блоками. Повышение точности стрельбы баллистических ракет СССР и их оснащение разделяющимися головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения оценивалось военно-политическим руководством США в качестве серьезной угрозы для американских МБР наземного шахтного базирования «Титан-2», «Минитмен-2» и «Минитмен-3».

Для парирования этой угрозы США решили создать новую МБР, обладавшую улучшенными тактико-техническими характеристиками и повышенной выживаемостью при ракетно-ядерном нападении противника. Перспективная ракета и программа её создания получили наименование Missile-experimental или MX. Исследования по программе МХ были начаты в феврале 1972 года. В ходе работ по программе МХ прорабатывались различные варианты как самой ракеты, так и способов её базирования. Всего было изучено около 40 вариантов базирования МБР, в том числе следующие способы наземного, морского и орбитального базирования МБР.

1. Глубокое подземное базирование (Deep underground basing)
МБР должны были размещаться под землей на глубине до 1200 м, что исключало поражение даже в случае наземного ядерного взрыва над местом их расположения. Выход ракеты на поверхность предполагалось обеспечить с помощью специальной бурильной установки.

2. Туннельное базирование (Tunnel basing)
Предусматривалось, что подвижные пусковые установки с ракетами будут передвигаться внутри сети специально построенных протяженных подземных туннелей. Вариант с туннелями, располагающимися непосредственно у поверхности земли, получил название «траншейное базирование» (Tranch basing). Старт МБР должен был производиться после пробивания специальным устройством выхода на поверхность земли и перевода ракеты в вертикальное положение. Предлагалось 50 МБР разместить в 50 туннелях, каждый из которых имел протяженность 37 км. Рассматривался также вариант размещения подвижных пусковых установок с ракетами в туннелях глубокого залегания, которые могут выдержать ядерный взрыв, произведенный непосредственно над их расположением (Hard Tunnel). В одном из вариантов предлагалось размещать МБР в туннелях, проложенных внутри имеющихся в США горных массивов, состоящих из гранитных пород. В случае поступления команды на боевое применение пусковая установка с МБР должна была достичь конца тоннеля, располагающегося вблизи поверхности склона горы. После этого специальная буровая установка должна была проделать выход из туннеля и пусковая установка перевести ракету в стартовое положение.

3. Шахтное базирование в твердых горных породах (Hard Rock Silo)
Предлагалось строительство шахтных пусковых установок МБР в гранитных породах горных массивов на севере США.

4. Мобильное дорожное базирование (Road Mobile basing)
МБР должны были размещаться на подвижных пусковых установках, которые могут перемещаться по дорогам различного класса, в том числе по разветвленной сети шоссейных дорог США. Один из вариантов предусматривал использование пусковой установки, имеющей повышенную защищенность к поражающим факторам ядерного взрыва.

5. Внедорожное мобильное базирование (Off-Road Mobile Basing)
Пусковые установки МБР должны были обладать возможностью передвигаться вне имеющихся автодорог. В качестве районов патрулирования предлагалось использовать малонаселенные районы на юго-западе США. В качестве носителя внедорожного базирования рассматривались аппараты на воздушной подушке.

6. Железнодорожное базирование (Rail mobility basing)
Предусматривалось размещение пусковых установок с МБР в железнодорожных вагонах специальных поездов. Боевой состав должен был включать локомотив, два вагона, в каждом из которых располагалась по одной МБР, вагон управления, вагон технического обеспечения и два вагона охраны. По внешнему виду боевой ракетный комплекс не должен был отличаться от стандартных железнодорожных составов, используемых для грузоперевозок. Поезда с МБР могли передвигаться по имеющейся разветвленной сети железных дорог США. Предлагалось развертывание 25 поездов с 50 МБР железнодорожного базирования. В 1960 г. подобный комплекс с размещенными на поездах МБР «Минитмен-1» проходил испытания, курсируя по железнодорожной сети США в течение нескольких месяцев.

7. Компактно расположенные шахтные пусковые установки (Closely-Spaced Basing) или вариант плотной упаковки (Dense Pack)
Предлагалось строительство сверхзащищенных шахтных пусковых установок, способных выдержать избыточное давление во фронте ударной волны свыше 700 кг/см. Шахтные пусковые установки должны были размещаться на расстоянии 450 - 600 м друг от друга. Предполагалось, что за счет эффекта взаимопоражения атакующих боеголовок противника часть пусковых установок с МБР сохранится для ответного удара.

8. Множество рассредоточенных укрытий (Multiple Protective Shelters)
Предусматривалось создание множества соединенных дорогами защищенных наземных укрытий. МБР на мобильных пусковых установках должны были перемещаться случайным для противника образом между соединенными дорогами укрытиями. При получении команды на боевое применение крыша укрытия должна была раздвигаться, а ракета переводиться из горизонтального положения в вертикальное. На каждую МБР предусматривалось строительство 23 укрытий. Всего предлагалось развернуть 200 МБР и 4600 укрытий. Рассматривались варианты линейного и кругового размещения укрытий. Вариант с размещением каждой группы из 23 укрытий по окружности большого диаметра получил название «скаковой круг» (Racetrack). Длина круговой дороги соединяющей 23 укрытия должна была составить 24 км. Был проработан вариант, в котором вместо укрытий для горизонтального размещения ракет предлагалось использовать вертикальные укрытия. На каждую МБР предусматривалось построить до 10 укрытий. Между укрытиями должен был перемещаться транспортер-установщик, имеющий закрытый кузов, в котором размещается пусковой контейнер с МБР. Конструкция транспортера-установщика позволяла скрытно загрузить контейнер с МБР в укрытие, а также скрытно извлечь его для перемещения в другое укрытие.

9. Базирование на малых подводных лодках (SUM -Smallsub Undersea Mobile или Shallow Underwater Missile)
Предлагалось размещать МБР на дизель-электрических подводных лодках малого водоизмещения (1800-3000 т). От 2 до 4 ракет должно было размещаться в капсулах, установленных на внешней поверхности прочного корпуса подводной лодки. Патрулирование подводных ракетоносцев предусматривалось в районах континентального шельфа США. Для старта МБР капсулу было необходимо отстыковать от подводной лодки. За счет действия системы балансировки капсула должна была занять вертикальное положение и всплыть на поверхность. После того как верхний торец капсулы оказывался на поверхности воды, мог производиться пуск ракеты. Рассматривался вариант развертывания 51 подводной лодки с МБР.

10. Размещение сбрасываемых капсул с МБР на подводных лодках и надводных кораблях (проект Hydra)
В угрожаемый период либо при поступлении сигнала предупреждения о ракетном нападении капсулы с МБР, размещенные на подводных лодках и надводных кораблях, должны были отстыковываться от носителей. При поступлении команды МБР стартовали из автономно плавающих капсул.

11. Размещение капсул с МБР на морском дне
Капсулы с МБР должны были устанавливаться на морском дне. Впервые такой вариант базирования МБР рассматривался в 1962 г. в рамках проекта Orca.

12. Размещение пусковых установок МБР на надводных кораблях или баржах, которые постоянно перемещаются в озерах и реках континентальной части США, а также вблизи Атлантического и Тихоокеанского побережий США.

13. Размещение пусковых установок с МБР на надводных кораблях, патрулирующих в океане
В отличие от предыдущего варианта предусматривалось более широкое использование океанов для перемещений надводных кораблей с ракетами.

14. Базирование МБР в каналах
Предлагалось разместить пусковые установки МБР на баржах, перемещающихся по системе протяженных искусственных каналов. Для исключения возможности отслеживания противником перемещений носителей с МБР каналы должны были закрываться сверху специальным защитным экраном.

15. Орбитальное базирование
МБР, размещенные в шахтных пусковых установках, по сигналу системы предупреждения о ракетном нападении должны были стартовать и вывести боеголовки на орбиту вокруг Земли. По команде боеголовки должны были сойти с орбиты и атаковать назначенные объекты противника.

Значительная часть исследований по программе MX была посвящена варианту воздушного базирования перспективной МБР. При этом рассматривался широкий спектр возможных авиационных носителей МБР, включая широкофюзеляжные транспортные самолеты «Боинг-747», «Локхид С-5А», гражданские самолеты «Дуглас DC-10», модернизированные стратегические бомбардировщики FB-111, B-1, самолеты с укороченной длиной взлета и посадки, самолеты вертикального взлета и посадки, самолеты-амфибии, перспективные самолеты-носители специальной разработки, вертолеты, дирижабли, беспилотные самолеты. Помимо проектных работ проводились летные испытания по сбросу и запуску МБР «Минитмен-1» и её массо-габаритных макетов с самолета С-5А.