http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/BRVZ-02.jpg

МБР наземного базирования и БРПЛ могут быть запущены одновременно либо с некоторой временной задержкой. В случае одновременного запуска МБР с территории США и БРПЛ из акваторий морей, расположенных вблизи территории России, ракеты морского базирования прилетят к объектам поражения примерно на 17 минут раньше, чем ракеты наземного базирования. Космический эшелон СПРН обнаружит запуск МБР и БРПЛ через 2-3 минуты после их старта. Примерно на 3-4-й минуте полета БРПЛ будут обнаружены надгоризонтными РЛС наземного эшелона СПРН. Через 5 минут после запуска МБР и БРПЛ США информация о ракетном нападении может быть доведена с КП СПРН до высших звеньев управления страны и вооруженными силами и до командных пунктов аэродромов базирования самолетов-носителей БРВЗ. При полетном времени БРПЛ 13 минут находившиеся на боевом дежурстве в 5-ти минутной готовности к взлету самолеты-носители в момент взрыва боеголовок БРПЛ будут находиться в воздухе 2,5 мин. За это время дозвуковой широкофюзеляжный реактивный самолет-носитель может удалиться от аэродрома на 13 км, а тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик - на 19,5 км.

Промежуток времени с момента получения команды на взлет до начала разбега по взлетно-посадочной полосе может быть сокращен за счет дежурства самолетов-носителей с работающими двигателями. При работе двигателей в режиме «малого газа» может быть обеспечена 3-минутная готовность самолетов к взлету. В момент взрывов боеголовок противника первый взлетевший самолет-носитель будет находиться в полете 4,5 минуты. За это время дозвуковой самолет-носитель уйдет от аэродрома на 35 км, а сверхзвуковой - на 52,5 км. При наземной работе двигателей в режиме «малого газа» расход топлива составляет менее 10%, а расход ресурса двигателей - 20% от расхода на крейсерском режиме полета. При этом полностью сохраняется ресурс планера самолета. В процессе дежурства самолета-носителя момент включения двигателей и продолжительность их работы в режиме «малого газа» могут изменяться случайным для противника образом. Это создаст дополнительные сложности в планировании им разоружающего удара. При нанесении удара противнику придется распределять боеголовки по всей зоне возможного местоположения самолетов-носителей, с учетом возможности их дежурства с запущенными двигателями.

Скорость ухода самолетов-носителей от аэродрома может быть увеличена путем использования в течение первых 5-10 минут полета форсированного режима работы двигателей. Другим резервом повышения скорости ухода является установка на самолетах-носителях стартовых ракетных ускорителей. Дальность ухода самолетов-носителей от аэродрома может возрасти при использовании для предупреждения о ракетном нападении односкачковых загоризонтных РЛС пространственной волны. Такие РЛС способны на дальности до 2700 км обнаруживать аэродинамические и баллистические цели. Загоризонтные РЛС могут обнаруживать БРПЛ, начиная с момента их выхода из-под воды, что не обеспечивают существующие наземные РЛС СПРН, способные обнаруживать только цели, находящиеся выше радиогоризонта. Время на обнаружение налета и передачу сигнала предупреждения на аэродромы базирования самолетов-носителей не превысит 3-х минут. При этом дальность ухода дозвукового самолета-носителя, находящегося на дежурстве с двигателями, работающими в режиме «малого газа», составит 55 км, а сверхзвукового -82,5 км.

Поскольку БРПЛ «Трайдент-2» имеют наименьшее подлетное время из всех видов средств доставки ядерного оружия, на них возлагается задача поражения целей, критичных ко времени удара. К таким целям относятся объекты системы боевого управления и связи, а также аэродромы Дальней авиации ВВС. По оценкам экспертов организации NRDC для поражения таких целей на территории России требуется около 170 боеголовок БРПЛ «Трайдент-2». Учитывая это, для удара по зонам возможного положения взлетевших самолетов-носителей БРВЗ может быть выделено не более 370 боеголовок. При этом на область пространства вокруг каждого из 10 аэродромов базирования комплексов с БРВЗ придется 37 боеголовок. Радиус поражения находящегося в полете самолета, имеющего стойкость 0,14 кг/см2, падающей ударной волной воздушного ядерного взрыва боеголовки БРПЛ «Трайдент-2», оснащенной зарядом W-88 составляет 5,5 км. Вероятность выживания взлетевших из положения дежурства на аэродроме носителей на базе транспортных самолетов составит 64%, а носителей на базе сверхзвуковых тяжелых бомбардировщиков - 84%. Еще большую выживаемость будут иметь носители на базе сверхзвуковых истребителей. Истребители обладают большей оперативностью запуска двигателей, меньшей продолжительностью разбега по взлетно-посадочной полосе, большей скороподъемностью и скоростью полета при уходе от аэродрома по сравнению с дозвуковыми широкофюзеляжными самолетами и сверхзвуковыми тяжелыми бомбардировщиками. Современные истребители, находящиеся на дежурстве с незапущенными двигателями, могут взлететь через 3,7-4 минуты после поступления команды на взлет. При работе двигателей в режиме «малый газ» истребитель может начать разбег через 4 секунды после поступления команды.

В перспективе возможно создание специализированного высокоскоростного самолета-носителя с большим уровнем стартовой тяговооруженности. Стартовая ракетная двигательная установка такого самолета-носителя будет обеспечивать быстрый разгон по взлетно-посадочной полосе либо точечный старт и полет до момента выхода маршевых воздушно-реактивных двигателей на номинальный режим работы. Техническая готовность к старту такого самолета-носителя будет такой же, как у МБР наземного базирования (30-60 с). Однако в отличие от МБР наземного базирования, самолет с ракетой на борту может быть отозван назад, если взлет был произведен в результате ложной тревоги СПРН. К моменту подлета боеголовок БРПЛ самолет-носитель удалится в произвольном направлении от места базирования на расстояние 130-150 км. Большие размеры зоны неопределенности местоположения практически исключат возможность его поражения противником. Таким образом, на основе высокоскоростного самолета-носителя и баллистических ракет межконтинентальной дальности может быть создана малоуязвимая система встречно-ответных действий некритичная к ложным тревогам СПРН.

Рассмотренный выше вариант разоружающего удара с одновременным запуском МБР наземного базирования и БРПЛ представляет наибольшую угрозу для самолетов-носителей БРВЗ. Как показывают приведенные оценки даже в таких условиях может быть обеспечен высокий уровень их выживаемости. При этом возникает значительный риск получения США мощного встречно-ответного удара со стороны не подвергнувшейся воздействию противника группировки МБР наземного базирования России. Это обусловлено достаточно большим промежутком времени с момента получения высшим руководством страны информации о налете, подтвержденной наземным эшелоном СПРН, до момента взрыва боеголовок МБР США, который составляет около 25 минут. В течение этого времени может быть принято решение о встречно-ответном ударе, команда доведена до пусковых расчетов, проведены предпусковые операции и произведен запуск ракет. При этом МБР России успеют стартовать до момента взрыва боеголовок американских ракет. США наряду с МБР «Минитмен-3» может выделить часть БРПЛ «Трайдент-2» для поражения МБР наземного базирования России. При этом МБР не успеют стартовать до момента взрывов боеголовок БРПЛ «Трайдент-2», запущенных по настильным траекториям из акваторий морей, расположенных вблизи территории России. Однако в этом случае уменьшится число БРПЛ, которые могут быть направлены на поражение комплексов с БРВЗ, и, соответственно, увеличится их выживаемость.

В случае запуска БРПЛ США с некоторой задержкой относительно момента старта МБР наземного базирования обнаружение налета ракет наземным эшелоном СПРН произойдет позже, чем в варианте с их одновременным запуском. В результате сократится промежуток времени, располагаемый высшим руководством страны на принятие решения и обеспечение старта МБР до момента взрывов боеголовок баллистических ракет США. При этом увеличится время, располагаемое самолетами-носителями БРВЗ, на уход от аэродромов и вероятность их поражения уменьшится. При величине задержки 17 минут будет обеспечен одновременный подлет боеголовок МБР наземного базирования и БРПЛ к объектам поражения. В этом случае шансов на выход из-под удара МБР шахтного наземного базирования России практически не будет. Однако время на выход из-под удара, которым располагают дежурящие на аэродромах самолеты-носители БРВЗ, составит 25 минут, и они будут практически неуязвимы. Не существует варианта разоружающего удара стратегических наступательных сил США, который бы обеспечивал эффективное поражение рассматриваемой группировки, состоящей из ракетных комплексов с МБР наземного базирования и БРВЗ. При включении в состав стратегических ядерных сил в дополнение к МБР наземного базирования БРВЗ возникает так называемый синергетический эффект.

Существующая авиационная компонента стратегических ядерных сил России, состоящая из тяжелых бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, основным вооружением которых являются крылатые ракеты типа Х-55, подобного эффекта не обеспечивает. Бомбардировщики базируются на двух аэродромах и не несут боевого дежурства. Ракеты в ядерном оснащении на них не размещены и хранятся на складах. Это исключает возможность выхода бомбардировщиков из-под внезапного удара как ядерных, так и высокоточных неядерных средств поражения. Вся стратегическая авиация России может быть уничтожена 2-4 ядерными боеголовками противника. Даже в случае перевода стратегических бомбардировщиков в режим боевого дежурства с ядерным оружием на борту и рассредоточенного базирования их боевое применение будет связано с необходимостью длительного полета в зоне контроля систем ПВО стран НАТО для выхода к рубежам пуска крылатых ракет. Это наглядно демонстрируют полеты наших стратегических бомбардировщиков на воздушное патрулирование, осуществляемые в сопровождении истребителей НАТО. Дозвуковые крылатые ракеты, в отличие от БРВЗ, могут уничтожаться всеми эшелонами системы ПВО США - истребительной авиацией, зенитными ракетными, и зенитными артиллерийскими комплексами.

Самолеты с баллистическими ракетами на борту могут быть подняты в воздух не только на основании сигнала СПРН, но и в угрожаемый период, в случае возникновения неопределенной, кризисной ситуации либо конфликта с использованием неядерных средств. Заблаговременно поднятые в воздух самолеты-носители будут неуязвимы при нападении противника. В настоящее время и на обозримую перспективу отсутствуют средства, способные обеспечить поражение самолетов, дежурящих в воздухе над своей территорией под прикрытием системы ПВО. При межконтинентальной дальности полета БРВЗ исключается необходимость выхода самолетов-носителей за пределы воздушного пространства страны. Следует отметить, что в отличие от мобильных комплексов наземного базирования, выживаемость дежурящих на земле или в воздухе самолетов-носителей не зависит от совершенствования средств космической разведки противника. Находящиеся на боевом дежурстве в воздухе самолеты-носители БРВЗ не могут подвергаться воздействию разведывательно-диверсионных и террористических групп, которое нельзя полностью исключить для подвижных грунтовых ракетных комплексов и комплексов железнодорожного базирования, как на маршрутах патрулирования, так и в зонах их выхода из пунктов постоянной дислокации.

В США дежурство в воздухе бомбардировщиков с ядерным оружием на борту применялось с сентября по декабрь 1958 г., в 1961-1968 гг. (в том числе в период Карибского кризиса), а также с 27 по 30 октября 1969 г. Число стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием, находившихся круглосуточно в воздухе в начале 1960-х гг., составляло от 2 до 12 ед., а в октябре 1969 г. - 18 ед. Продолжительность полета бомбардировщика с дозаправками составляла от 12 до 24 часов. Самолеты Дальней Авиации СССР использовали патрулирование в воздухе в течение 26 месяцев - с января 1985 г. по апрель 1987 г. В 2007 г. воздушное патрулирование было возобновлено.

Высокий уровень выживаемости авиационных носителей, находящихся в пределах своего воздушного пространства, обусловил, в частности, широкое распространение в СССР/России и в США воздушных командных пунктов (ВКП). В течение почти 40 лет (с 3 февраля 1961 г. по 24 июня 1990 г.) в воздухе круглосуточно находилось два самолета ВКП Стратегического авиационного командования США Looking Glass. 11 сентября 2001 г. в чрезвычайно острой, неопределенной, кризисной ситуации президент США Д. Буш не укрылся в высокозащищенном подземном центре управления системы ПВО Северо-Американского континента «НОРАД», расположенном на глубине 500 м в скальном грунте горы Шайен (штат Колорадо), не стал перемещаться по дорогам США на наземно-мобильном пункте управления, не укрылся на борту подводной лодки, а поднялся в воздух и в течение нескольких часов с борта президентского самолета осуществлял руководство страной и вооруженными силами.

Ракетные комплексы с БРВЗ являются единственным видом комплексов с баллистическими ракетами, которые способны обеспечить 100% выживаемость находящихся на дежурстве ракет. Продолжительность нахождения в воздухе самолетов-носителей на базе существующих транспортных самолетов типа Ан-124, Ил-76 либо бомбардировщиков Ту-160 может составить 5-8 часов, а при использовании дозаправки топливом в полете - до 24 часов. Истребитель МиГ-31 с БРВЗ, размещенной на внешней подвеске, может находиться в воздухе 1-1,5 часа без дозаправки и до 6 часов - с дозаправкой топливом в полете. В течение этого времени высшее военно-политическое руководство может объективно оценить обстановку и принять обоснованное решение о дальнейших действиях. При подъеме носителей БРВЗ в связи с выявлением подготовки противника к нападению или возникновением межгосударственного кризиса, способного перерасти в вооруженный конфликт, несанкционированного или провокационного запуска ракет какой-либо страной, высшее военно-политическое руководство может уточнить ситуацию, в том числе проведя переговоры с участниками конфликта.

В случае кризисной ситуации продолжительностью в одну-две недели в воздухе может постоянно находиться до 40-50% самолетов-носителей. При необходимости возможно использование дежурства в воздухе и в течение более длительного периода времени. При этом в воздухе может постоянно дежурить от 10 до 30% самолетов-носителей. Нахождение неуязвимой группировки комплексов с БРВЗ в воздухе будет оказывать стабилизирующее влияние на развитие кризисной ситуации, способствуя процессу урегулирования. Возможно применение гибкого или комбинированного режима дежурства. Доля самолетов, находящихся в различных режимах дежурства (на аэродромах в готовности к взлету с неработающими двигателями и с двигателями, работающими в режиме «малого газа», в воздухе), может гибко изменяться в зависимости от состояния военно-политической обстановки. По мнению бывшего секретаря Совета безопасности России, академика РАН А.А. Кокошина, «комплексы с БРВЗ могут быть одним из сравнительно гибких средств по предотвращению эскалационного доминирования со стороны «оппонента». Авиационные носители БРВЗ средней дальности способны быстро перемещаться на большие расстояния, что позволит им осуществлять ядерное сдерживание противников сразу на нескольких стратегических направлениях, что невозможно для подвижных грунтовых ракетных комплексов средней дальности.

БРВЗ не могут использоваться для нанесения внезапного разоружающего удара по объектам стратегических ядерных сил противника и системы боевого управления, в том числе для удара с малым подлетным временем. Подъем самолетов-носителей БРВЗ в воздух и их выдвижение на передовые рубежи пуска будут быстро обнаружены средствами космической разведки и РЛС системы ПВО противника. Это послужит сигналом для рассредоточения мобильных ракетных комплексов, повышения готовности либо подъема в воздух его стратегической авиации. В гипотетической ситуации, в которой две страны имеют однокомпонентные стратегические ядерные силы, состоящие из ракетных комплексов с БРВЗ, ни одна из них не смогла бы нанести эффективный разоружающий удар по противнику.

Комплексы с БРВЗ обладают свойствами, способствующими преодолению существующих и перспективных систем ПРО США. Для пуска ракет самолеты-носители способны выходить в районы, находящиеся вне досягаемости американских систем ПРО передового наземного и морского базирования, в то время как районы пуска БРПЛ, а также части МБР шахтного и мобильного базирования России могут попадать в зоны действия этих систем. При наличии космического эшелона системы ПРО США группа самолетов-носителей может произвести залповый пуск ракет с использованием естественных или искусственно созданных пространственно-временных «окон» в этой системе. За счет начальной высоты и скорости полета БРВЗ при старте с самолета-носителя сокращается продолжительность активного участка траектории полета по сравнению с МБР наземного базирования и БРПЛ. Это снижает их уязвимость в условиях возможного противодействия космического эшелона перспективной системы ПРО США.

Комплексы с БРВЗ могут быть созданы на основе существующих самолетов и баллистических ракет и развернуты на имеющейся сети аэродромов ВВС России. Это позволяет в сжатые сроки разработать и развернуть качественно новый тип стратегического ракетного оружия с минимально возможным техническим риском и затратами. В качестве самолетов-носителей БРВЗ могут использоваться модернизированные транспортные самолеты Ил-76МД-90А, Ан-124-100, тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-160, средний бомбардировщик Ту-22М3, а также истребитель МиГ-31. БРВЗ межконтинентальной дальности могут быть созданы на основе морских баллистических ракет «Синева» и «Лайнер» либо МБР наземного базирования «Тополь-М» и «Ярс». Наиболее экономичным вариантом является перевооружение на БРВЗ межконтинентальной дальности имеющихся в Дальней авиации ВВС тяжелых бомбардировщиков Ту-160. При этом тяжелые бомбардировщики Ту-95МС могут быть полностью переориентированы на решение боевых задач высокоточными крылатыми ракетами в неядерном боевом оснащении. Как отмечает академик РАН А.А. Кокошин, комплексы с БРВЗ межконтинентальной дальности могут стать одним из компонентов более выживаемой и устойчивой группировки отечественных СЯС.

На модернизированном самолете Ан-124-100 может быть размещено две БРВЗ на базе ракеты «Лайнер», несущие по 10 боевых блоков. Военно-транспортный самолет Ан-124-100 стоит 3,9 млрд руб. При модернизации этого самолета в носитель БРВЗ его стоимость может возрасти примерно на 20-30%. На подводной лодке проекта 955А «Борей» стоимостью 24,8 млрд руб. размещается 16 БРПЛ «Булава», несущих в общей сложности 96 боевых блоков. Стоимость носителя, приходящаяся на один размещенный на нем боевой блок, составит 234-253,5 млн руб. для модернизированного самолета Ан-124-100 и 258,3 млн руб. для подводной лодки проекта 955А «Борей». Таким образом, по приведенному показателю воздушное базирование баллистических ракет сопоставимо с морским базированием.