http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/BRVZ-01.jpg

Ракетные комплексы с БРВЗ являются одним из видов комплексов подвижного (мобильного) базирования баллистических ракет. Известны следующие виды подвижных ракетных комплексов с баллистическими ракетами:

1. Ракетные комплексы наземного подвижного базирования:
- подвижные грунтовые ракетные комплексы;
- боевые железнодорожные ракетные комплексы;
- подвижные ракетные комплексы туннельного базирования;
- подвижные ракетные комплексы траншейного базирования;
- ракетные комплексы, перебазирующиеся между множеством рассредоточенных наземных укрытий;
- ракетные комплексы, перебазирующиеся между шахтными пусковыми установками.

2. Ракетные комплексы морского базирования:
- размещаемые на надводных кораблях;
- размещаемые на подводных лодках;
- размещаемые на подводных плавучих средствах, не являющихся подводными лодками (автоматических подводных аппаратах, погружаемых стартовых платформах);
- размещаемые на подводных аппаратах, перемещающихся по дну морей, океанов или внутренних водоемов.

3. Ракетные комплексы воздушного (авиационного) базирования, использующие в качестве носителя:
- самолет;
- вертолет;
- пилотируемый летательный аппарат «нетрадиционной» схемы ( самолет вертикального взлета, экранолет, гибридный летательный аппарат и др.);
- дирижабль;
- беспилотный летательный аппарат.

4. Ракетные комплексы орбитального (космического) базирования.
Из перечисленных видов мобильных ракетных комплексов на вооружении состояли только комплексы с баллистическими ракетами, размещающимися на подводных лодках, а также боевые железнодорожные и подвижные грунтовые ракетные комплексы. Другие виды мобильных ракетных комплексов с баллистическими ракетами практической реализации не получили. Комплексы с БРПЛ были созданы и поставлены на вооружение в СССР, России, США, Великобритании, Франции, КНР. Подвижные грунтовые ракетные комплексы и боевые железнодорожные ракетные комплексы находились на вооружении только у СССР, а затем России. В СССР на вооружении имелась МБР Р-36орб. с частично орбитальной траекторией полета, которая являлась прообразом ракеты орбитального базирования.

Воздушное базирование является логическим развитием концепции подвижного базирования баллистических ракет в направлении повышения степени их мобильности. Скорость полета авиационных носителей более чем на порядок превосходит скорость передвижения подвижных носителей ракетных комплексов наземного базирования. В момент отрыва от взлетно-посадочной полосы стратегический бомбардировщик Ту-160 уже имеет скорость 370 км/ч, при крейсерском полете на дозвуковом режиме скорость его полета составляет 850 км/ч, а при полете на сверхзвуковом режиме - 2230 км/ч. Для сравнения максимальная скорость передвижения боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР РТ-23УТТХ составляла 80 км/ч. Скорость передвижения подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М» не превышает 30 км/ч по грунтовым дорогам и 15 км/ч по разведанной местности. Зона неопределенности местоположения находящихся в воздухе авиационных носителей является трехмерной, в отличие от одномерной (линейной) у комплексов железнодорожного базирования и одно-двумерной в зависимости от типа мест ности - у мобильных комплексов грунтового базирования. При этом высота полета авиационных носителей может варьироваться в широком диапазоне: от минимально допустимой (несколько сот метров) до 9-12 км у дозвуковых транспортных самолетов и примерно до 20 км у сверхзвуковых бомбардировщиков. Высокая готовность к взлету, большая скорость полета и скороподъемность при уходе от аэродрома обусловливают значительные размеры трехмерной зоны неопределенности местоположения авиационных носителей для противника.

Полетное время МБР США до аэродромов, расположенных в глубине территории России (Омск, Новосибирск, Свердловск, Красноярск), составляет около 30 минут. Средства космического эшелона СПРН в течение 2-3 минут могут обнаружить старт МБР и выдать информацию предупреждения на станцию космической связи, которая транслирует её на КП СПРН. Через 5 минут после запуска МБР США информация о ракетном нападении может быть доведена с КП СПРН до высших звеньев управления страны и вооруженных сил. Подъем самолетов-носителей БРВЗ в воздух по сигналу предупреждения не связан, как при запуске МБР наземного базирования, с возможными катастрофическими последствиями в случае ложного срабатывания СПРН. Такие действия, как запуск двигателей самолетов-носителей, взлет и уход от аэродрома являются обратимыми. При выявлении факта ложной тревоги самолеты-носители с БРВЗ на борту могут быть возвращены на аэродромы базирования. Это позволяет, в принципе, сразу после получения информации от первого (космического) эшелона СПРН транслировать сигнал предупреждения на командные пункты аэродромов базирования комплексов с БРВЗ, не дожидаясь подтверждения информации о налете от второго (наземного) эшелона СПРН и принятия решения высшими звеньями боевого управления. По команде с КП аэродрома экипажи дежурных самолетов-носителей приступят к запуску двигателей. В течение 2-3-х минут, пока осуществляется прогрев двигателей, на КП ВВС может быть принято решение о подъеме в воздух дежурных самолетов-носителей и соответствующая команда доведена до КП аэродромов и экипажей.

Для самолетов-носителей на базе широкофюзеляжных военно-транспортных самолетов, а также для тяжелых сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков время с момента получения экипажами команды на запуск двигателей до готовности к началу разбега не превысит 5 минут . При этом самолет-носитель в процессе дежурства должен находиться у начала взлетно-посадочной полосы, а экипаж - в его кабине. Примерно 30 секунд требуется для разбега самолета по взлетно-посадочной полосе. В целях увеличения размеров зоны неопределенности местонахождения самолетов для противника, они должны взлетать в противоположных направлениях с выполнением «случайного» по направлению бокового маневра. Второй дежурящий самолет-носитель может начать взлет в противоположном направлении через 7,5-15 с после отрыва от взлетно-посадочной полосы первого самолета. Поскольку последовательность взлета самолетов будет неизвестной для противника, зона неопределенности их местоположения будет симметричной и определяться дальностью ухода первого взлетевшего самолета. К моменту подлета к аэродрому боеголовок МБР противника самолет-носитель будет находиться в полете уже 19,5 мин.

За это время дозвуковой реактивный самолет-носитель удалится от аэродрома в произвольном направлении на расстояние до 210 км и поднимется на высоту 3,5 км. На этой высоте самолет-носитель уже не может подвергаться поражающему действию наиболее мощной головной ударной волны воздушного ядерного взрыва, которая распространяется вдоль поверхности Земли. Основным поражающим фактором на такой высоте является избыточное давление падающей ударной волны. Стойкость находящихся в полете самолетов к воздействию избыточного давления ударной волны составляет от 0,07 до 0,21 кг/см2. Радиус поражения самолета, имеющего стойкость 0,14 кг/см2, падающей ударной волной воздушного ядерного взрыва боеголовки МБР «Минитмен-3», оснащенной зарядом W-78 мощностью 335 кт, составляет 4,9 км. Другие поражающие факторы воздушного ядерного взрыва (световое излучение, проникающая радиация, электромагнитный импульс воздушного ядерного взрыва) имеют меньшие, чем воздушная ударная волна, радиусы поражения на высотах до 5 км.

В период после 2018 года США планируют иметь 420 МБР «Минитмен-3», в том числе 400 развернутых ракет. МБР будут нести по одной боеголовке с ядерным зарядом W-78 мощностью 335 кт, либо W-87 мощностью 300 кт. До 95% развернутых МБР «Минитмен-3» (380 ед.) может участвовать в ударе по объектам на территории России. Предположим, что все МБР выделяются на поражение группировки из 30 самолетов-носителей БРВЗ, базирующихся на 10 аэродромах. На аэродромах будет базироваться по 3 самолета-носителя БРВЗ, два из которых могут постоянно находиться на дежурстве в готовности к взлету. На каждый аэродром и прилегающую к нему зону возможного местонахождения взлетевших самолетов придется по 38 боеголовок. Все находящиеся в 5-минутной готовности самолеты-носители (20 ед.) избегнут уничтожения на аэродромах, так как успеют взлететь до момента подлета боеголовок противника. При этом вероятность поражения взлетевших дозвуковых самолетов-носителей не превысит 2%, а сверхзвуковых самолетов-носителей - 1%. Таким образом, МБР наземного базирования США не способны поражать дежурящие на аэродромах в 5-ти минутной готовности к взлету самолеты-носители БРВЗ.

Полетное время разрабатываемых по программе «Быстрый глобальный удар» ракет наземного базирования межконтинентальной дальности, оснащенных гиперзвуковыми планирующими ударными аппаратами, примерно в 2 раза больше, чем у МБР, и составляет около 1 часа. Не позднее чем через 5 минут после старта баллистического носителя ударных аппаратов оповещение о налете поступит на КП ВВС и к экипажам самолетов-носителей БРВЗ. Максимальная дальность ухода самолетов-носителей к моменту подлета гиперзвуковых ударных аппаратов будет приблизительно в 2,5 раза больше, чем в случае налета МБР. В связи с этим подобные средства нападения также как и МБР не могут поражать находящиеся на боевом дежурстве самолеты-носители БРВЗ. Полетное время дозвуковых крылатых ракет воздушного базирования AGM-86B и морского базирования «Томагавк» на дальность 2600 км составляет около 3,5 часов. Даже при обнаружении таких крылатых ракет на расстоянии 450 км от аэродромов базирования самолетов-носителей БРВЗ радиолокационными станциями системы ПВО подлетное время составит 30 минут. Поэтому в случае прикрытия аэродромов средствами обнаружения системы ПВО и доведения до них сигнала предупреждения о налете дозвуковые крылатые ракеты также не будут представлять угрозы для находящихся на боевом дежурстве самолетов-носителей БРВЗ.

Из имеющихся видов стратегических наступательных вооружений наименьшее подлетное время до объектов на территории России могут обеспечить БРПЛ «Трайдент-2» при стрельбе по настильным траекториям из акваторий Норвежского, Карского, Баренцева и Охотского морей. При этом дальность полета БРПЛ до аэродромов, находящихся в глубине территории страны, составит 2500-3000 км. В марте 2005 года были проведены летные испытания по программе «Быстрый глобальный удар», в которых БРПЛ «Трайдент-2» была запущена с подводной лодки «Теннеси» (SSBN-734) по настильной траектории на дальность в 2200 км. Это была минимальная дальность, на которую когда-либо запускались ракеты этого типа. Продолжительность полета составила 12-13 мин.

На начало 2014 года США имели 14 подводных лодок класса «Огайо». На каждой из них установлено 24 пусковые установки БРПЛ «Трайдент-2». После 2015 года число пусковых установок планируется сократить до 20. Две из 14 подводных лодок, как правило, находятся на ремонте. Из 12 боеготовых подводных лодок 8-9 лодок постоянно располагаются в море. Из них 4-5 подводных лодок находятся в зонах патрулирования и готовы при получении команды запустить ракеты. Другие подводные лодки находятся на переходе к районам патрулирования либо возвращаются на свои базы. При необходимости они также могут быть задействованы для нанесения удара. Таким образом, максимально в ударе может участвовать 180 БРПЛ «Трайдент-2». В соответствии с имеющимися планами предусматривается оснащение ракет «Трайдент-2» четырьмя боеголовками с ядерными зарядами W-76 мощностью 100 кт и зарядами W-88 мощностью 475 кт. Суммарное число боеголовок способных участвовать в ударе составит 720 ед. БРПЛ являются наиболее живучей составляющей стратегических ядерных сил США, и часть из них должна быть зарезервирована для сдерживания России от ответного ядерного удара по американским городам, а также для ядерного сдерживания других стран, обладающих ядерным оружием, в первую очередь КНР. Резерв может составить около 25% численности боеголовок БРПЛ, находящихся на патрулирующих в море подводных лодках. Количество боеголовок в резерве составит 180 ед. Тогда в ударе по России может быть задействовано до 540 боеголовок БРПЛ.

Одним из вариантов плана ядерного удара США (SIOP) является так называемый разоружающий удар. В таком ударе предусматривается поражение пусковых установок МБР наземного базирования, военно-морских баз, аэродромов Дальней авиации, объектов системы боевого управления и связи, складов ядерного оружия, а также объектов по производству ядерного оружия. Согласно оценкам экспертов организации NRDC (National Resources Defense Council) при разоружающем ударе по России должны быть атакованы 97 объектов системы боевого управления и связи, 34 базы ВМФ, 63 аэродрома Дальней авиации ВВС, 71 склад стратегического ядерного оружия, 11 объектов ядерного оружейного комплекса. Для поражения этих объектов требуется 464 ядерных боеголовки. Число развернутых МБР шахтного и мобильного грунтового базирования России в 2020 может составить около 200 ед. Примерно 50% из них будет иметь шахтное базирование. Только для поражения таких МБР США потребуется выделить около 200 боеголовок БРПЛ «Трайдент-2». Таким образом, поражение всей совокупности перечисленных объектов невозможно силами одной морской составляющей стратегических наступательных сил США. Для этого требуется нанесение совместного удара БРПЛ и МБР наземного базирования. Возможны различные варианты такого удара, отличающиеся последовательностью запуска баллистических ракет наземного и морского базирования.