http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/object-100.jpg

В 1985 г. на экраны кинотеатров вышел знаменитый боевик режиссера Михаила Туманишвили «Одиночное плаванье». По сюжету отряд советских морских пехотинцев отбивает у злоумышленников, готовых спровоцировать мировую войну, захваченную ими американскую подземную ракетную базу, расположенную на острове то ли в Тихом, то ли в Индийском океане. Многие зрители сразу узнали в роли живописной островной лагуны Царскую бухту, что неподалеку от крымского Нового Света, в роли советского корабля - БПК «Очаков» пр. 1134Б. Но где нашлась подземная база крылатых ракет? Это была настоящая сверхсекретная база Черноморского флота «Объект 100». Но расположена она не на «таинственном острове», а в Крыму под Балаклавой. Строительство этой базы велось в строжайшей тайне, документы по ней имели гриф «особой важности». Даже командование ВМФ СССР узнало о появлении первых противокорабельных крылатых ракет (до 1959 г. «самолетов-снарядов») уже когда работы на ними близились к концу. Отечественные противокорабельные самолеты-снаряды «Комета» создавались под патронажем самого Лаврентия Берии. 29 декабря 1945 г. он оставил должность министра госбезопасности и в качестве первого заместителя председателя Совета Министров СССР сосредоточился на работах по атомному проекту и разработке всех видов управляемых ракет. А председателем совмина был сам И. В. Сталин.

Работы над самолетом-снарядом «Комета» велись в Специальном бюро № 1 НКВД (СБ-1). Причем, само название организации было секретным, и для деловой переписки она была «почтовым ящиком» п/я № 1323, который местные остряки-сотрудники расшифровывали: «чертова дюжина с перебором». Начальником и главным конструктором СБ-1 был назначен 51-летний доктор технических наук Павел Николаевич Куксенко, а его заместителем - 23-летний Сергей Лаврентьевич Берия. В 1946 г. он окончил Военную академию связи им. С. М. Буденного, защитил диплом на «отлично». Фактически это был не диплом, а проект будущего ракетного комплекса «Комета». Бесспорно, он базировался на немецких разработках, но в СССР таких систем еще никто не разрабатывал. Назначение сына Берия в специальное бюро породило шутливые расшифровки: СБ - «Сын Берия» или «Серго Берия».

Первой задачей СБ-1 стало создание противокорабельного самолета-снаряда «Комета». Большинство сотрудников СБ-1 составляли немцы, часть из них была военнопленными, а часть добровольно приехала в СССР, спасаясь от нищеты в оккупированной Германии. Среди них были такие первоклассные специалисты, как Айценбергер, Фаульштих и другие. Имелся в СБ-1 и «спецконтингент» - репрессированные, «враги народа», в том числе известный математик член-корреспондент Академии наук СССР Н. С. Кошляков. Впервые в истории советской оборонной промышленности, а возможно и в мировой практике при проектировании комплекса «Комета» не система управления создавалась под ракету, а наоборот, подбирали варианты самолета-снаряда под разработанную СБ-1 систему управления. Так, согласно постановлению Совета министров от 8 сентября 1948 г. самолет-снаряд «Комета» создавался на базе ракет 10Х и 14Х, сконструированных под руководством В.Н. Челомея.

На опытном варианте «Кометы-3» 14Х-К-1, отличавшемся от стандартных 14Х увеличенной площадью крыла, был установлен пульсирующий двигатель Д-6. В первом полугодии 1948 г. конструкторское бюро завода № 51 готовило второй выпуск эскизного проекта по «Комете-3», но завершить его не успели. Руководство СБ-1 решило отказаться от применения на «Комете» пульсирующего двигателя, который не смог обеспечить ракете необходимую скорость. Проектирование новой «Кометы» было поручено ОКБ-155, которым руководил А. И. Микоян. Непосредственно разработкой ракеты занимался М. И. Гуревич. 3 ноября 1949 г. ОКБ-155 предъявило эскизный проект самолета-снаряда «Комета», который был очень похож на уменьшенную копию МиГ-15. Основным отличием от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности - 57,5°.

Фюзеляж ракеты практически повторял компоновку истребителя МиГ-15 лишь с тем отличием, что между воздушными каналами на месте кабины летчика на самолете-снаряде размещались отсек аппаратуры системы управления и фугасно-кумулятивная боевая часть. Для ускорения отладки «Кометы» было решено четыре опытных экземпляра сделать пилотируемыми. На место боевой части была встроена кабина пилота. Полетный вес пилотируемых ракет: от 2453 до 2550 кг. Вес пустого самолета-снаряда - 2068 кг, полезная нагрузка составляла 385 кг, а запас топлива - 284 л. Максимальная скорость на высоте 3 км достигала 1060 км/час, а посадочная - 270-290 км/час. Как на пилотируемых, так и на серийных «Кометах» устанавливались турбореактивные двигатели РД-500К.

В 1951 г. были изготовлены два пилотируемых самолета-снаряда, называвшиеся «изделия СДК» (самолет-дублер «Комета»). 4 января 1952 г. первый полет на изделии СДК совершил летчик-испытатель Амет-Хан Султан. Испытания «Кометы» проводились у берегов Крыма между Керчью и Феодосией. Самолеты-носители крылатых ракет Ту-4 базировались на аэродроме Багерово неподалеку от Керчи. Всего было выполнено до 150 пилотируемых полетов на самолете-снаряде «Комета».

Работа летчика-испытателя связана с повышенным риском, тем более - полеты на аналоге крылатой ракеты, и поначалу за каждый вылет выплачивали пилоту довольно приличную, по тогдашним меркам, сумму. Позже, когда эти полеты стали выглядеть со стороны почти что рутиной, начальство решило сэкономить. Но поскольку сумма, причитавшаяся испытателю, содержалась в документе, подписанном лично Сталиным, пришлось скорректированную смету также посылать на подпись вождю. Перед отправкой документа в Москву Амет-Хан Султан должен был поставить свое «Согласен», но размашисто написал: «Моя вдова не согласна». От Сталина бумага вернулась с резолюцией: «Согласен с вдовой Амет-Хан Султана» и вопрос был исчерпан. Так гласит авиационное предание.

Испытания «Кометы» - тема большая и интересная. Чего стоит лишь один эпизод: стрельба по крейсеру «Красный Кавказ» водоизмещением 9030 т. Осенью 1952 г. крейсер был разоружен и обращен в мишень. Топить столь ценный корабль никто не хотел, и беспилотная «Комета» получила боевую часть с инертным снаряжением. 21 ноября 1952 г. «Красный Кавказ» находился в водной акватории полигона «Песчаная Балка» в 20 км об берега между мысами Чауда и Опук. Пуск «Кометы» был произведен из района у мыса Меганом, когда самолет-носитель Ту-4К находился на расстоянии 80-85 км от цели. Ракета попала в борт крейсера между дымовыми трубами. Несмотря на то, что подрыв боевой части не предусматривался, крейсер затонул через 12 минут после попадания. С.Л.Берия впоследствии сравнивал первые испытания атомной бомбы, свидетелем которых он был, с действием ракеты «Комета»: «Впечатление, безусловно, сильное, но не потрясающее. На меня, скажем, гораздо большее впечатление произвели испытания нашего снаряда, который буквально прошил крейсер «Красный Кавказ». В один борт корабля вошел, из другого вышел». «Комета» официально была принята на вооружение в 1953 г., хотя в серию запущена еще в 1952 г.

В 1954 г. было принято решение создать на базе самолета-снаряда «Комета» еще два комплекса: корабельный КСС для крейсеров проекта 67 и береговой комплекс «Стрела». Работы по КСС ограничились испытаниями опытного образца на переделанном в носитель крылатых ракет крейсере «Адмирал Нахимов» (с 28 февраля по 18 октября 1955 г.). Но Н. С. Хрущев, занявший место И. В. Сталина, приказал прекратить строительство ракетных крейсеров пр. 67, равно как и других ракетных крейсеров, созданных на базе крейсеров пр. 68 бис. А вот работы по созданию береговых стационарных ракетных комплексов «Стрела» велись полным ходом. Разработка береговой системы вооружения «Стрела» была начата в филиале ОКБ-155 под руководством А. Я. Березняка по Распоряжению Совета Министров СССР № 3346 от 21 апреля 1954 г. «Стрела» создавалась на базе корабельной крылатой ракеты «Комета». Основное ее отличие заключалось в оснащении стартовым пороховым ускорителем СПРД-15, разработанным КБ-2 завода № 81 Министерства авиационной промышленности под руководством главного конструктора И. И. Картукова.

В служебной документации ракеты (самолеты-снаряды) первоначально имели индекс КСС, а затем - С-2. Так, в наставлении по материальной части от 1959 г. ракета называется С-2, а в сноске говорится, что ее «заводской условный индекс» - КСС. Первоначально название «Сопка» относилось только к подвижной установке, но позже так стали называть и стационарный комплекс. Пусковые установки «Стрела» предполагалось размещать в хорошо защищенных стационарных укрытиях. Для берегового ракетного комплекса (БРК) «Стрела» были определены два позиционных района: на южном берегу полуострова Крым и на северном берегу острова Кильдин.

В 1954 г. государственная комиссия под председательством командующего береговой обороной, генерал-майора артиллерии И. Н. Коваленко выбрала район Крыма для строительства первого в мире подземного ракетного комплекса. Идеальным по оперативно-тактическим соображениям оказался заросший лесом горный район возле Балаклавы. Именно здесь осенью 1954 г. началось строительство «Объекта 100», который состоял из двух одинаковых стартовых площадок, разнесенных на 5,94 км друг от друга (именно эта база была введена в приборы управления стрельбой).

Первая площадка (1-й дивизион) расположилась возле Балаклавы, от знаменитой «Бочки смерти» к ней проложили дорогу. Вторая площадка (2-й дивизион) разместилась возле села Резервное. На картах обе обозначены словом «Лесхоз». На каждой площадке построили по две стартовые позиции и подземные помещения, в которых размещались главный и запасной командные пункты, средства связи, центральный пост, боевые посты предварительной и окончательной подготовки ракет к старту, хранилища ракет боевого комплекта и технические позиции. Для строительства использовался специальный жаропрочный бетон. Стартовые позиции обоих дивизионов находились на высоте 550-600 м над уровнем моря, что увеличивало дальность стрельбы. С моря не просматривалась ни одна постройка «Объекта 100».

Возведение «Объекта 100» осуществляли подразделения 95-го специализированного управления подземных работ Черноморского флота, метростроевцы. В толще скалы вырубались помещения под командный пункт и для размещения личного состава, хранилища ракет и топлива, дизельные электростанции, запасы воды и продовольствия. Подземная цитадель имела полное инженерное обеспечение, комплекс фильтровентиляционных установок, обеспечивающих жизнедеятельность объекта при полной его герметизации после ядерной бомбардировки. В обычном режиме «Объект 100» обеспечивался электропитанием с помощью силовых кабелей, проложенных из Балаклавы, но при необходимости мог перейти на автономное питание.

Самолеты-снаряды доставлялись к пусковым площадкам через тоннели по рельсам-направляющим на специальных платформах с электродвигателями. Пусковые установки были защищены массивными стальными крышками, которые при пуске отъезжали в сторону. За считанные минуты колоссальная конструкция пусковой установки поднималась на поверхность, чтобы нанести удар двумя ракетами. В состав «Объекта 100» входили два дивизиона, на расстоянии около 6 км друг от друга, каждый имел на вооружении две пусковые установки. Таким образом, ракетная батарея могла одновременно нанести удар восемью ракетами С-2, способными уничтожить корабль практически любого класса.

На возвышающейся более чем на 550 м над морем скале мыса Айя был размещена новейшая радиолокационная станция обнаружения цели «Мыс». Центральный пост подземной батареи имел также РЛС наведения С-1М и РЛС слежения «Бурун». Комплекс был введен в строй приказом Главнокомандующего ВМФ от 30 августа 1957 г. Первые стрельбы с «Объекта 100» были проведены 5 июня 1957 г., до 6 июля было проведено десять пусков. Прямых попаданий в мишень было четыре, попаданий в «приведенную цель» - два, и четыре неудачных пуска. В сентябре-октябре 1958 г. Черноморский флот проверяла Главная инспекция Министерства обороны под руководством Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. 4 октября в его присутствии с отличными результатами была выполнена инспекторская стрельба двумя дивизионами 362-го берегового ракетного полка по одной цели на максимально допустимой дальности. Маршал объявил благодарность всему личному составу полка.

За время эксплуатации (1957-1965 гг.) берегового ракетного комплекса «Стрела» (в некоторых документах он именуется «Скала») произведено 25 пусков ракет «Сопка», из которых 18 были удачными. Второй подземный стационарный комплекс «Стрела» именовался «Объект 101». Его строительство началось в 1955 г. на острове Кильдин в полутора километрах от мурманского берега Кольского полуострова. Он тоже состоял из двух стартовых площадок, удаленных друг от друга на 8 км. Главным отличием «Объекта 101» от «Объекта 100» было то, что на Кильдине не пробивали штольни вглубь скал, а открытым способом выкапывали котлованы глубиной до 6 м. В каждом во всю длину (до 100 м) и высоту отливали из бетона бункер прямоугольной формы, поделенный на отсеки. Затем его присыпали землей. Отверстия, через которые могли проникнуть подземные воды, заделывали жидким стеклом.

На каждой батарее закрепленная на тележке ракета по рельсовому пути через открытую 10-тонную бронедверь подавалась в пост технической подготовки. Здесь размещались контрольно-проверочная аппаратура, подъемное оборудование, принадлежности для производства регламентных работ, подготовки к боевому применению или практическим стрельбам. За следующей бронедверью находилось хранилище ракет боевого комплекта - шесть ракет в два ряда. В марте 1957 г. на «Объект 101» доставили материальную часть БРК «Сопка». Для ее эксплуатации 5 сентября 1957 г. был сформирован 616-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП), в состав которого входили два ракетных дивизиона. В ноябре-декабре 1957 г. прошли Государственные испытания комплекса в объеме четырех пусков.

Первый пуск самолета-снаряда на Кильдине состоялся 16 октября 1957 г. Мишенью был находившийся в свободном дрейфе морской буксир «Вайгач». На буксире установили «розу» уголковых металлических отражателей, что дало отражающую поверхность цели, эквивалентную отражающей поверхности крейсера при облучении РЛС «Мыс». Дальность стрельбы составляла 70 км. Было достигнуто прямое попадание в отражатели.