http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/TK-X-1.jpg

Разработка танка под индексом TK-X началась в начале 2000-х гг., а отдельные элементы конструкции разрабатывались еще в 90-е годы прошлого века. В информационных материалах о японской бронетанковой технике сообщалось, что новая боевая машина должна заменить в Сухопутных войсках Японии отслужившие свой срок танки Type 74 и на новом качественном уровне дополнить парк танков Type 90. Разработку танка вели инженеры компании Mitsubishi Heavy Industries Ltd. Одним из основных требований к новой боевой машине было значительное снижение массогабаритных характеристик по сравнению со стоящим на вооружении японской армии танком Type 90 с целью повышения подвижности машины в стесненных условиях горно-лесистой местности. А именно такой тип местности преобладает на территории Японии и соседствующих с ней территорий Северной Кореи, Китая и России. В то же время, японские военные потребовали на новой машине обеспечить защищенность и огневую мощь на уровне современных требований.

Как сообщали представители компании-разработчика, проектированием и созданием нового японского танка занимались исключительно только японские специалисты с использованием самых современных японских технологий. По габаритам TK-X, который впоследствии получил наименование Type 10, стал ближе к японскому танку 70-х годов Type 74. Предшественник новой машины - танк Type 90 помимо всего не устраивал японских военных по стоимости (она составляла примерно 7,4 млн. USD, что на 3 млн. USD дороже американского Abrams), а также, как уже говорилось, по массогабаритным характеристикам, которые ограничивали свободную транспортировку танков железнодорожным транспортом и самостоятельному передвижению по дорогам внутри страны. По причине сравнительно большой массы танка Type 90, которая составляет более 50 тонн, его передвижение по дорогам даже японских островов сопряжено с серьезными проблемами. Не все мосты могут выдержать массу данного танка. По имеющейся статистике из 17 920 мостовых переходов наиболее крупных автомобильных дорог Японии 84% могут выдержать нагрузку до 44 тонн, 65% - до 50 тонн и только около 40% - до 65 тонн.

Новая машина стала на 10 т, уже и короче, и по цене стала обходиться японским налогоплательщикам всего 6,5 млн. долларов США. Так что при создании танка Type 10 TK-X конструкторы знаменитых Mitsubishi Pajero и Outlander Samurai смогли выполнить пожелания и японских военных. В Японии первая публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкостроения и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов последнего десятилетия во всем мире, состоялась 13 февраля 2008 года. Опытный образец перспективного основного танка был представлен специалистам и журналистам в исследовательском центре Министерства обороны Японии в городе Сагамихара.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/TK-X-2.jpg

Основной танк Type 10 TK-X выполнен по классической компоновке - отделение управления в носовой части корпуса, боевое отделение в башне и средней части корпуса, моторно-трансмиссионное отделение - в кормовой части корпуса. Экипаж машины состоит из 3-х человек: механик-водитель, размещенный в носовой части корпуса несколько смещен от продольной его оси влево, а также наводчик и командир машины в обитаемой башне. Рабочее место командира машины расположено справа от пушки, рабочее место наводчика - слева от пушки. Каждый из членов экипажа имеет персональный люк для посадки и высадки, закрывающиеся бронированными крышками. Крышка люка механика-водителя при открывании сдвигается влево. В ней установлены три перископических призменных прибора наблюдения, один из них - центральный направлен по ходу танка и имеет больший размер, чем два других, которые обеспечивают наблюдение в стороны бортов. Справа от люка механика-водителя на верхней лобовой детали смонтированы приборы ночного видения механика водителя.

На люке командира смонтирована командирская башенка, в которой по периметру установлены восемь призменных приборов наблюдения, обеспечивающие круговой обзор командиру. Также на командирской башенке смонтирована Typeль для установки 12,7-мм зенитного пулемета. Typeль с пулеметом может вращаться вокруг люка командира танка по специальному кольцу, смонтированному на командирской башенке. Крышка люка командира при открывании отбрасывается вперед на 180° и становится горизонтально. Крышка люка наводчика прямоугольной формы при открывании отбрасывается назад и становится почти в вертикальное положение.

Боевая масса танка Type 10 TK-X составляет 44 тонны. Длина машины с пушкой вперед - 9,42 м (на 380 мм меньше, чем у танка Type 90, а по корпусу еще больше), ширина - 3,24 м (на 160 мм меньше, чем на танке Type 90), высота по крыше башни и клиренсе 45 см - 2,3 м. Танк оснащен автоматом заряжания, расположенным в нише башни. По различным источникам в конструкциях корпуса и башни используется модульное бронирование с использованием композитной брони (применение в броневой преграде различных материалов - броневой стали, керамики, различных сплавов). Дополнительные броневые модули установлены на лобовой части башни и корпуса.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/TK-X-3.jpg

Основным оружием комплекса вооружения танка Type 10 TK-X является 120-мм гладкоствольная пушка, созданная японской компанией Japan Steel Works. Данная компания производит 120-мм пушку Rh120/L44 для танка Type 90 по лицензии немецкой компании Rheinmetall. Скорее всего пушка танка Type 10 TK-X создавалась на основе знаменитой немецкой пушки. Как оценивают эксперты, вероятно, что в перспективе танк Type 10 TK-X сможет получить новую пушку с длиной ствола 50 или 55 калибров. Ствол пушки оснащен теплоизоляционным кожухом для снижения воздействия неравномерного нагрева стенок ствола на точность и кучность стрельбы. Для стрельбы из пушки используются новейшие японские выстрелы с бронебойным подкалиберным и кумулятивно-осколочным снарядами. Однако пушка японского танка обеспечивает совместимость со всеми стандартными танковыми натовскими боеприпасами калибра 120-мм. Заряжание пушки производится с помощью современного автомата заряжания, обеспечивающего темп стрельбы не менее 7-8 выстрелов в минуту. Автомат заряжания с частью боекомплекта размещен кормовой нише башни. По некоторым данным, боекомплект машины состоит из 28 выстрелов, 14 из которых находятся в автомате заряжания, а остальные 14 в специальных укладках в корпусе машины (в танке Type 90 боекомплект состоит из 40 выстрелов, из которых в автомате заряжания находятся 18).

В качестве дополнительного оружия в танке Type 10 TK-X используется 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, установленный на Typeли на командирской башенке с коробкой с лентой на 100 патронов. Зенитный пулемет дистанционного управления не имеет, для стрельбы из него командиру танка необходимо наполовину вылезти из своего люка, что не очень безопасно в боевой обстановке. Танк Type 10 TK-X оснащен современной системой управления огнем, позволяющей вести эффективный огонь по неподвижным и движущимся целям с места или с ходу в любое время суток и в любых погодных условиях. В состав системы управления огнем входят многоканальные прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, бортовой компьютер с комплектом датчиков условий стрельбы, метеостанция, система контроля изгиба ствола, двухплоскостной стабилизатор оружия, автомат сопровождения цели, система опознавания «свой - чужой».

Прицельно-наблюдательный комплекс командира танка Type 10 TK-X имеет комбинированный (тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы) панорамный прицел, вращающаяся головка которого была приподнята и смещена правее, что обеспечивает лучшие условия наблюдения и обзора, чем это было на танках Type 90. На рабочем месте командира установлен 14" цветной сенсорный монитор с функцией HD Touch Screen, на который выдается картинка с панорамного прицела. В случае необходимости, командир танка может брать управление оружием на себя. В этом случае наведение на цель он осуществляет с помощью джойстика, установленного справа от командира.

Рабочее место наводчика оснащено комбинированным прицельным комплексом (тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы), картинка с которого выдается на 14" цветной сенсорный монитор с функцией HD Touch Screen. В случае выхода из строя системы управления огнем, для ведения огня наводчик может использовать телескопический оптической прицел, установленный слева от пушки над спаренным пулеметом. Управление оружием он осуществляет с помощью стандартного для танков НАТО пульта управления в виде штурвала, а российские танкисты такой пульт именуют «Чебурашкой».

По утверждениям представителя японского министерства обороны, система управления огнем СУО танка Type 10 TK-X позволяет эффективно бороться не только с танками противника, но и с мелкими подвижными целями. Эта функция в сочетании с современной модульной композитной системой бронирования, как утверждается, позволит новому танку одинаково успешно действовать в бою как с противником, имеющим в боевом составе современные основные танки, так и с партизанскими формированиями, основными противотанковыми средствами которых являются ручные противотанковые гранатометы. В репортаже японского телевидения о новой машине значительное внимание было уделено как раз «антитеррористическому» потенциалу танка и его защите от различных модификаций РПГ-7.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/TK-X-4.jpg

Защите танка Type 10 TK-X, и в первую очередь от гранат РПГ, во время его разработки было уделено очень большое внимание. Высокую защищенность нового японского танка обеспечивают сварные из броневой стали корпус и башня с установкой на них модулей с композитной броней, аналогичных тем, что устанавливаются на немецких танках Leopard 2А5 и 2А6. Применение на танке модульного бронирования существенно увеличило защищенность по сравнению с основным танком Type 90 и позволяет осуществлять замену поврежденных огнем противника модулей защиты в полевых условиях. Во время транспортировки танка дополнительные броневые модули могут сниматься, что позволяет снизить массу боевой машины до 40 тонн. Дополнительную защиту бортов башни обеспечивают выполненные в ее контурах ящики с ЗИП, по типу как это выполнено на французском танке Leclerc. Стандартная боевая масса танка составляет 44 тонны, но при применении дополнительных модулей бронирования с целью наращивания уровня защищенности танка, она может увеличиться до 48 тонн.

Для ведения боя в городе, с целью повышения уровня защищенности машины, а также для выполнения других задач по инженерному оборудованию местности, на танк может навешиваться бульдозерное устройство. Кроме того на танке Type 10 установлен комплекс предупреждения о лазерном облучении, который информирует экипаж о лазерном облучении танка и выдает команду на постановку аэрозольной завесы, гранаты для постановки которой отстреливаются из специальных мортир, установленных в лобовой части башни по бортам. Датчики обнаружения лазерного облучения вместе с сенсорами системы опознавания «свой - чужой» установлены по углам башни. Помимо этого новый японский основной танк оборудован автоматической системой пожаротушения (НПО) и системой коллективной защиты (ПАЗ).

Высокая подвижность японского танка Type 10 TK-X обеспечена установкой на машину мощного дизельного двигателя в сочетании с высокоэффективными трансмиссией и подвеской. На танке Type 10 установлен 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель, развивающий мощность 1200 л.с. при 2300 об/мин. Он обеспечивает машине удельную мощность 27,3 л.с./т и позволяет развивать машине максимальную скорость 70 км/ч, как вперед, так и назад. В трансмиссии танка, как и на многих современных автомобилях производства компании Mitsubishi Motors, используется бесступенчатая автоматическая коробка передач с вариатором - CVT (Continuously Variable Transmission). Она в сочетании с гидрообъемным механизмом поворота обеспечивает машине высокую динамику при разгоне, эффективное торможение и возможность разворота танка вокруг своей оси - когда гусеницы вращаются в разные стороны.

Ходовая часть нового японского танка Type 10 TK-X, в отличие от танка Type 90, из-за сокращения длины корпуса и массы машины имеет сокращенное количество катков - по 5 на борт. Направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы расположено в носу корпуса, ведущее колесо - в корме. Использование полуактивной независимой гидропневматической подвески, которая позволяет менять клиренс и наклонять корпус танка, увеличивает средние скорости движения по пересеченной местности, проходимость боевой машины, снижает утомляемость экипажа при совершении длительных маршей, а при уменьшении клиренса позволяет снизить высоту и заметность танка. Также благодаря гидропневматической регулируемой подвеске можно увеличить диапазон углов вертикального наведения пушки.

Высокие достижения японских инженеров в области электроники и вычислительной техники позволили оснастить новый танк самым современным оборудованием. Танк Type 10 TK-X оснащен компьютерной системой управления, контроля и разведки C4I (command, control, communications, computers and intelligence), совмещающей в себе возможности автоматизированного управления, целеуказания, наведения, связи и разведки. Система позволяет осуществлять автоматический обмен информацией между танками в реальном масштабе времени. Система C4I интегрируется с системой управления огнем танка, а также с новой автоматизированной системой управления тактического звена полкового уровня BRCCS (new Basic Regimental Command & Control System). В этом случае командиры подразделений в автоматизированном режиме смогут передавать данные о целях противника, выдавать командирам танков целеуказания на уничтожение той или иной цели исходя из тактической обстановки.

Командир танка Type 10 TK-X на дополнительном мониторе, установленном на его рабочем месте справа, может видеть в реальном масштабе времени сложившуюся обстановку, местоположение боевых машин своего подразделения, их состояние и техническую исправность, обнаруженные всеми средствами разведки цели противника на электронной карте местности, передавать и получать в режиме передачи данных команды, распоряжения и другую информацию. Кроме того танк оборудован навигационной системой GPS и современными цифровыми средствами связи, интегрированных с системой C4I.

В войска танки Type 10 TK-X стали поступать в 2010 г. Сообщается, что с 2010 по 2012 год японские вооруженные силы приобрели 39 танков Type 10. Первые закупленные новые танки поступили на вооружение бронетанковой школы в городе Фуцзи, а первый танковый батальон, вооруженный танками Type 10, был сформирован в декабре 2012 года в городе Комакадочутончи. До поступления на вооружение танков Type 10 в силах самообороны Японии имелось 980 танков, из которых 280 - это Type 90 и 700 - Type 74. В Сухопутных войсках имеется одна бронетанковая дивизия (около 200 танков) и по одному танковому батальону численностью около 60 танков в каждой из 9 пехотных дивизий. Причем все машины Type 90 сосредоточены именно в 7-й бронетанковой дивизии, входящей в Северную армию, дислоцированную на острове Хоккайдо. Это наиболее боеспособное, крупное по численности личного состава, количеству вооружения и военной техники, ударной и огневой мощи объединение Сухопутных войск.

С дальнейшим поступлением в армию танков Type 10 TK-X, скорее всего, ими будут перевооружаться танковые батальоны пехотных дивизий, то есть будут заменяться устаревшие основные танки Type 74. Танки же Type 90 вполне современная и слишком дорогая машина, чтобы выводить ее из боевого состава спустя 20 лет с момента принятия на вооружение и всего несколько лет после завершения серийного производства. Очевидно, что в перспективе эти танки пройдут не одну модернизацию, после которой ничем не уступят своим более молодым собратьям - Type 10. Эти машины после модернизации не станут более компактными и легкими, но в сочетании с танками Type 10 будут представлять грозную силу. В принятой новой военной доктрине Японии принятой в 2009 г., как и в предыдущей Япония отказалась от концепции, основанной исключительно на принципе самообороны. Предусмотрено и ослабление запрета на экспорт вооружений за рубеж. В связи с этим, военные эксперты считают, что в перспективе танк Type 10 TK-X может быть выведен на международный рынок вооружений.

Тактико-технические характеристики Type 10 TK-X
Экипаж - 3 чел
Длина с пушкой вперёд, мм 9420
Ширина, мм 3240
Высота, мм 2300
Бронирование - Модульная комбинированная, противоснарядная.
Активная защита - СОЭП. КАЗ на стадии испытаний.
Динамическая защита - В зависимости от конфигурации.
Вооружение
Пушка JSW-120/L44 120 мм гладкоствольная
Боекомплект пушки 14 снарядов в автомате заряжания, 30 в корпусе.
Пулемёты M2HB 12,7 мм, ПТ-74 7,62-мм
Мощность двигателя, л. с. 1,2 тыс.
Скорость по шоссе, км/ч 70
Удельная мощность, л. с./т 27,27/30 (со снятыми бронемодулямии)
Тип подвески - активная, гидропневматическая