Для поддержки специальных морских десантных отрядов еще в 1941 году был создан танк-амфибия "Ка-ми", неппохо проявивший себя в ходе испытаний на мореходность и надежность. Однако без специального бронетранспортёра осуществление комплексных десантных операции было весьма затруднительно. В начале 1944 года японский императорский флот выдал заказ на разработку "Току 4 Шики Найка Те" - самодвижущегося судна Type-4, способного перевозить 40 человек десанта или груз массой до 10 т. Правда, вскоре эти требования снизили до 25 человек и 4 т. Этим плавающим на воде и передвигающимся по суше "судном" стал гусеничный бронетранспортёр Ka-Tsu.
Машина проектировалась 3-й лабораторией военной техники и фирмой Mitsubishi. На основе агрегатов и узлов танков "Ха-го" и "Ка-ми" был создан плавающий бронетранспортёр длиной 11 м с ходовой частью идентичной ходовой части плавающего танка "Ка-ми", но удлинённой вдвое. В ее состав входили 8 опорных катков, сблокированных по два на балансирах, и четыре поддерживающих ролика на борт, ведущие колеса переднего расположения (зацепление цевочное), направляющие колеса заднего расположения и две мелкозвенчатые гусеницы шириной 305 мм с одним гребнем (шаг трака 84 мм). Элементы ходовой части крепились к корпусу бронетранспортёра с помощью подвески типа Хара.
Плавучесть достигалась за счет водоизмещающего сварного корпуса, форма которого приближалась к корабельной. Экипаж, состоявший из двух человек, при движении по суше находился в отделении управления — клепаной бронированной рубке (толщина брони 10 мм), возвышавшейся в передней части корпуса. При передвижении на плаву транспортёр управлялся штурвалом, размещённым позади основного отсека экипажа в полубронированной верхней рубке. Для посадки и высадки десанта служили шесть прямоугольных люков в верхней части корпуса, Численность десанта колебалась от 25 до 30 человек.
На бронетранспортёр Ka-Tsu устанавливался 12-цилиндровый дизельный двигатель "Type 100" фирмы Mitsubishi мощностью 177 кВт. Выхлопная труба так жеб как и на "Ка-ми", была выведена на крышу моторного отделения. Воздухозаборники двигателя прикрывались двумя небольшими обтекаемыми кожухами. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребных винтов, укрытых в нишах днища, а управление — поворотом рулей от штурвала. Двигатель позволял машине передвигаться по суше со скоростью 20 км/ч, по воде — 8 км/ч.
Доставлять бронетранспортёры Ka-Tsu к месту боевых действий предполагалось на надводных судах.
Вооружение зависело от тактического предназначения машины. Первоначально намечалось использовать Ka-Tsu для
перевозки и поддержки пехоты в боях за острова Тихоокеанского бассейна, поэтому на нём устанавливались два пулемета калибра 13 мм.
Однако еще до начала серийного производства бронетранспортёра большая часть островов была захвачена американцами, а на остальных шли кровопролитные бои. ВМС США доминировали на морских коммуникациях и подбирались к третьему поясу обороны Японии. В таких условиях надводные суда уже не могли быть использованы для доставки бронетранспортёров к месту высадки. Их вооружение также перестало устраивать командование Объединенного флота.
Удачные (с точки зрения японцев) действия крейсерских подводных лодок класса "I" по снабжению обороняющихся войск побудили японское командование к попытке приспособить Ka-Tsu для выполнения специальных операций.
На амфибию предполагалось установить мортиру или миномёт для огневой поддержки десантных отрядов, которые планировалось вновь высаживать на островах Бугенвиль и Сайпан. Доставка машин к прибрежной полосе теперь должна была осуществляться с помощью крейсерских подводных лодок, имевших ангар, в котором обычно находился разведывательный гидросамолет. С середины марта 1944 года начали проводиться соответствующие испытания и эксперименты, которые затянулись почти до конца года. В это время армия США уже высадилась на островах Иводзима и Окинава. Японцы были вынуждены сменить стратегию. Их задача теперь состояла в том, чтобы, пропустив десант на остров и уничтожив доставившие его суда, изматывать американские войска на суше, заставляя преодолевать мощную эшелонированную оборону.
Для этого предполагалось использовать различную технику — самолёты, катера, в том числе гусеничную амфибию Ka-Tsu. Поэтому все выпущенные позднее амфибии были оборудованы креплениями для двух 450-мм торпед. Они размещались на палубе так же, как на торпедном катере — по одной с каждого борта. Тактика ведения торпедной атаки была аналогична атаке с катера, с одним добавлением: торпедоносец на гусеницах мог атаковать и с позиции на побережье.
Также были созданы несколько образцов Ka-Tsu которые имели на вооружении 47-мм пушку Type-1 и 7,7-мм пулемет Type-92 в башне танка "Шинхото Чи-ха", установленной на рубке пониженного силуэта за отделением управления. Для уравновешивания двигатель и передние десантные люки сдвинуты назад, десантное отделение сокращено, носовая часть немного увеличена. Так же выровнены верхние ветви гусениц и линия надусеничных полок над ними, а 13,2мм пулеметы Type-93 установлены по бокам рубки перед люками на телескопических тумбах. Естественно, для торпед в данном случае места уже не осталось. Позднейшая модификация плавающего танка-транспортёра Ka-Tsu несла 120-мм короткоствольное оудие с массивным дульным тормозом, так же устанавливавшееся на оригинальном танке морской пехоты.
Построить все 70 заказанных машин Ka-Tsu не удалось. К январю 1945 года было выпущено всего 49 (по американским данным 34) единиц. 20 января 1945 года в Японии была опубликована "Программа чрезвычайных мер, необходимых для достижения победы", где приоритет отдавался самолётостроению, поэтому заказ на амфибии аннулировался.
За исключением единичных машин использовавшихся на острове Лусон, торпедоносцы Ka-Tsu приберегались для обороны метрополии. Но так как планам этим не суждено было сбыться, японскую бронетехнику после окончания войны передали американской армии, а затем уничтожили. Единственная сохранившаяся машина Ka-Tsu экспонируется а Музее морской пехоты США в Калифорнии.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т 16
Экипаж, чел. 5
Десант, чел. 40 или до 4 тонн груза
Годы производства 1943-1945
Годы эксплуатации 1943-1945
Количество выпущенных, шт. 49
Длина корпуса, мм 11 000
Ширина корпуса, мм 3300
Высота, мм 3450
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб рубки, мм/град. 10
Борт рубки, мм/град. 10
Вооружение
Пулемёты 2 ? 13-мм
Другое вооружение 2 ? 610-мм торпеды
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый двухтактный дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 120
Скорость по шоссе, км/ч 20
Скорость по пересечённой местности, км/ч 8 на плаву
Запас хода по шоссе, км 300
Удельная мощность, л. с./т 15
Тип подвески тип Хара
Преодолеваемый брод, м плавает