http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/UJ-22-Airborne-01.jpg

UJ-22 Airborne - один из самых крупных БЛА, созданных в Украине, он является беспилотником аэродромного базирования. 16 июня 2021 года украинская компания «Укрджет» на международной выставке представила свой ударный беспилотник UJ-22 Airborne. Этот БЛА был разработан как разведывательный и именно в таком качестве в 2021 г. был принят на вооружение украинской армии, но после начала СВО стал использоваться и в качестве ударного. UJ-22 Airborne позиционируется как многоцелевая платформа, способная действовать круглосуточно и нести различную нагрузку - средства разведки и наблюдения, а также осколочные и кумулятивные боеприпасы.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/UJ-22-Airborne-02.jpg

Как ударный дрон он может нести, например, четыре 82-мм минометные мины, что позволяет поражать живую силу противника, бронетехнику и другие наземные объекты. Масса одной такой осколочно-фугасной мины составляет 3,31 кг. Против бронетехники БЛА UJ-22 Airborne способен нести и несколько боеприпасов на базе доработанных выстрелов ПГ-7В без штатного хвостовика, но с оригинальным стабилизатором. Планер беспилотника UJ-22 Airborne - высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Он изготовлен из кевлара, стекловолокна и углеволокна - применение этих композитных материалов обеспечивает низкую радиолокационную заметность БЛА. БЛА UJ-22 Airborne имеет вес 85 кг, общую длину 3,3 метра и размах крыльев 4,6 метра. Грузоподъемность аппарата составляет 15-20 кг. То есть UJ-22 относится к классу легких БПЛА. Силовая установка - двухтактный бензиновый двигатель с трехлопастным тянущим воздушным винтом.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/UJ-22-Airborne-03.jpg

Беспилотник UJ-22 Airborne способен преодолевать расстояние в 800 км со скоростью 130-140 км/ч, однако способен разгоняться до 200 км/ч. Минимальная высота полета UJ-22 Airborne составляет 50 метров, а практический потолок - 6000 метров. БПЛА может находиться в воздухе до 14 часов. Помимо ударных функций, UJ-22 Airborne способен выполнять разведывательные задачи при помощи фотоаппарата и оптико-электронной станции. В полете UJ-22 Airborne можно управлять в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. Связь между наземным пунктом управления и летательным аппаратом по цифровому шифрованному двухстороннему СВЧ каналу передачи данных и цифровому двустороннему шифрованному УВЧ каналу передачи данных. Антенная система связи - автоматическая отслеживающая с обеспечением двух независимых дублированных каналов передачи данных. Управление комплексом выполняют два человека – пилот и оператор полезной нагрузки. Если возвращение беспилотника не запланировано, то он может пролететь 1600 км в одну сторону, с полезной нагрузкой до 20 кг, и атаковать как дрон-камикадзе любую цель.

С лета 2023 г. ВСУ стали использовать UJ-22 Airborne в качестве дрона-камикадзе (барражирующего боеприпаса) для нанесения ударов по объектам в глубине российской территории. Так, 1 октября 2023 г. четыре таких беспилотника атаковали АО «Смоленский авиационный завод». Атаке подверглись и различные объекты гражданской инфраструктуры в Москве: хотя все украинские БЛА были поражены средствами российской ПВО, без взрывов и разрушений не обошлось. Для нанесения ударов на UJ-22 Airborne, используемый в качестве дрона-камикадзе, устанавливается специальный боезаряд либо минометные мины (без стабилизатора).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/UJ-22-Airborne-04.jpg

Применение UJ-22 Airborne в качестве разведывательного дрона позволяет получать различную информацию. С помощью встроенного фотоаппарата и оптико-электронной системы этот БЛА способен передавать высококачественные изображения и видео на наземный пункт управления (НПУ) в режиме реального времени. Для управления дроном предусмотрены три режима: ручной, когда оператор непосредственно управляет полетом; полуавтоматический, когда некоторые функции полета автоматизированы, но ключевые этапы полета контролируются оператором; автоматический (программируемый), когда дрон самостоятельно (автономно) следует по маршруту и выполняет задачи, основываясь на предварительно заданных параметрах. В последнем случае БЛА ведет разведку, углубляясь за линию фронта на несколько сотен километров.

Связь между БЛА и НПУ осуществляется по специальному зашифрованному каналу, что обеспечивает защиту от постороннего вмешательства в управление беспилотником или от получения информации противником. Разработчик сообщает, что управляемый оператором дрон может осуществлять поиск подвижных целей и наносить по ним прицельные удары. При бомбардировке стационарных объектов с известными координатами, находящимися на значительном удалении от НПУ, используется программируемый режим, а навигация осуществляется по сигналам спутниковой навигационной системы. Если возвращение беспилотника не предусмотрено, то дальность его действия в ударном варианте (в качестве дрона-камикадзе) составляет до 800 км. Так атаки БЛА UJ-22 Airborne на стационарные объекты, расположенные в глубине российской территории, осуществляются в автоматическом (автономном) режиме.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/UJ-22-Airborne-05.jpg

Точные сведения об эксплуатации и боевом применении БПЛА UJ-22 Airborne до 24 февраля 2022 г. отсутствуют. После начала российской Спецоперации их начали активно использовать в разных районах зоны боевых действий и решать с их помощью все предполагаемые задачи. Теперь беспилотники Airborne регулярно появляются в сводках, причем практически всегда в качестве очередной пораженной цели. Первые сообщения об уничтожении изделий UJ-22 Airborne, а также подтверждающие их фото и видео появились в марте 2022 года. Так, свою способность поражать подобные воздушные цели продемонстрировали зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1» и их расчеты. В дальнейшем новости такого рода появлялись еще несколько раз, но не были регулярными. Вероятно, по причине отсутствия большого количества UJ-22 Airborne в воздухе.

Имели место попытки применения UJ-22 Airborne за пределами зоны боевых действий. Так, в конце апреля такие БПЛА вместе с техникой других типов использовались в налете на Курскую область. ПВО пресекла полеты противника и возможные атаки наземных объектов. В конце февраля 2023 года изделие UJ-22 Airborne смогло долететь до Московской области и упало в районе г. Коломна. Летательный аппарат упал на землю и разрушился, однако имевшаяся боевая часть не взорвалась. Место падения оказалось рядом с объектом компании «Газпром», который мог быть целью атаки. 24 апреля в районе подмосковного Ногинска был обнаружен еще один беспилотник UJ-22 Airborne. Аппарат имел серьезные повреждения, указывавшие на падение или крайне неудачную посадку посреди леса. На борту присутствовала боевая часть, из-за чего потребовалось участие взрывотехников.

Упавшие в Подмосковье БПЛА имели иную, чем стандартная нагрузку. Сообщается, что на них были установлены подрывные инженерные заряды M112 канадского производства. Использовалось несколько зарядов общей массой около 17 кг. По всей видимости, сброс такой нагрузки не планировался, и беспилотники должны были атаковать цели в режиме «камикадзе». С технической точки зрения и по своим характеристикам украинский БПЛА UJ-22 Airborne не является уникальным или примечательным. Это типичный представитель своего класса техники без особых преимуществ перед аналогичными образцами.

Основные технические характеристики БЛА UJ-22 Airborne
Расчет, чел.  4
Габаритные размеры, м:
- длина  3,3
-  размах крыльев  4,6
Максимальный радиус управляемого полета (передача данных на НПУ в режиме реального времени), км 110
Максимальная дальность автономного полета, км  800
Скорость беспилотных летательных аппаратов (км/ч):
- крейсерская скорость  120
- максимальная скорость  160
- минимальная скорость  90
Минимальная рабочая высота, м  50
Максимальный эксплуатационный потолок, м 6000
Максимальное время полета, часов  7
Максимальная производительность наземной станции управления, ч 24/7
Максимальная взлетная масса, кг 85
Масса полезной нагрузки, кг - до 20
Среднее время подготовки БЛА (без ввода полетного задания), мин 10
Среднее время свертывания БАК, мин  5
Среднее время подготовки к полету БЛА, мин  3
Старт и посадка - с ВПП (летных площадок) с различным покрытием
Эксплуатационные метеорологические условия - всепогодный