http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Kozak-2-01.jpg

Бронеавтомобиль «Козак-2» был разработан специалистами киевского частного акционерного общества (ЧАО) «Научно-производственное объединение «Практика» на шасси грузовика Iveco Eurocargo 150 Е28 4x4 при содействии компании IVECO. ЧАО «НПО «Практика» в настоящее время является официальным украинским производителем специальной автомобильной техники. Компания была образована в 1993 г. в г. Киеве. Деятельность компании началась с производства банковских сейфов, пунктов обмена валют, защитных дверей, защищенных серверных комнат, банковских хранилищ. В 1998 г. компания освоила бронирование автомобилей, потом приступила к производству инкассаторских автомобилей, и вот теперь освоила специальные бронированные автомобили. Первый демонстрационный образец бронемашины «Козак-2» был впервые представлен 30 ноября 2014 на полигоне учебного центра Национальной гвардии Украины (НГУ) под селом Новые Петровцы в Киевской области.

Тогда машина представлялась еще, как «новый украинско-итальянский броневик под рабочим названием «Kozak 2014». В это же время министр внутренних дел Украины Арсен Аваков в своем Facebook сообщил, что «машины прошли тест-драйв на полигоне в Новых Петровцах. В завершение испытаний бронеавтомобили были расстреляны с 50 метров автоматом калибров 5,45, 7,62, пулеметом, СВД. Защита держит - и броня, и стекла!». Также он сообщил, что МВД Украины планирует заказать «первую тестовую серийную партию» для испытаний в войсках в боевых условиях, а в дальнейшем - сделать большой заказ «в четырех вариантах модификаций и типоразмеров с различным набором вооружения и компоновки защиты».

В начале марте 2015 года было объявлено о начале подготовки к серийному производству бронеавтомобилей, которые уже обозначались как «Kozak-2». А уже через неделю - 14 марта 2015 два бронеавтомобиля «Kozak-2» с установленными на крыше на вращающихся турельных установках 12,7-мм пулемётами НСВТ-12,7 «Утес» и усиленной за счёт установки противоосколочного покрытия из прессованного кевлара противоминной защитой днища, вновь представили на полигоне учебного центра НГУ под селом Новые Петровцы. В мае того же года на полигоне 169-го учебного центра «Десна» был представлен образец бронеавтомобиля «Казак-2», вооружённый ПТРК «Стугна-П». В июне 2015 года один образец бронеавтомобиля «Козак-2» был дооборудован креплениями для установки на борта решётчатых противокумулятивных экранов и был направлен на полигонные испытания.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Kozak-2-02.jpg

В ноябре 2015 года министерство обороны Украины сообщило, что в ходе опытной эксплуатации бронеавтомобиля «Козак-2» в войсках выявляются недостатки и в конструкцию машин вносят улучшения. В частности, были усилены запорные устройства на дверях и крышках люков, облегчён доступ к системе подкачки колёс в защитных дисках колес, были изменены крепления для размещения личного оружия и т.д. 17 февраля 2016 года один бронеавтомобиль «Козак-2» был направлен на практические испытания по противоминной стойкости, проведённые в соответствии с методикой Центрального НИИ МВД Украины на полигоне учебного центра Национальной гвардии Украины. В ходе испытаний под днищем и под передним колесом машины были взорваны заряды массой 6 кг тротила, также был произведён обстрел бронеавтомобиля из 5,45-мм автомата Калашникова, 7,62-мм снайперской винтовки СВД и пулемёта ПКМ. Сообщается, что бронеавтомобиль «Козак-2» получил повреждения, но успешно прошел испытания и подтвердил заявленные показатели противоминной стойкости.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Kozak-2-03.jpg

3 ноября 2016 года приказом министра обороны Украины №588 бронеавтомобили «Козак-2» были официально допущены к эксплуатации в вооружённых силах Украины. Также, в 2016 году бронеавтомобиль был включен в каталог продукции государственного концерна «Укроборонпром» в качестве образца бронетехники, которая может быть изготовлена и поставлена на экспорт. Правда, в современной версии каталога бронеавтомобиль «Козак-2» почему-то отсутствует, есть там только бронеавтомобиль «Дозор». В январе 2019 года стоимость одного бронеавтомобиля «Козак-2» составляла 8,4 млн. гривен, однако в декабре 2019 года министерство обороны Украины подписало контракт на закупку 50 бронемашин по цене 9,4 млн. гривен (более 400 тыс. USD) за единицу. В этой связи в средствах массовой информации Украины появились высказывания о том, что стоимость бронеавтомобиля является завышенной. В дальнейшем, НПО «Практика» было сделано разъяснение, что цена не является завышенной, так как машина на 80% производится из комплектующих иностранного производства (стоимость которых определяется курсом доллара США). Тем не менее дороговато для машины, собранной на базе шасси массового коммерческого автомобиля.

Бронеавтомобиль «Козак-2» имеет классическую компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение. Корпус бронемашины сварной, изготовлен из листов броневой стали производства финской компании Miilux. Бронированный корпус обеспечивает баллистическую защиту по 2 уровню в соответствии со стандартом НАТО STANAG 4569. Бронекорпус однообъемный, пятидверный - по две двери по бортам и одна распашная двухстворчатая в корме. Стекла также пуленепробиваемые, оснащены противоосколочным слоем. Лобовое стекло и передние боковые стёкла имеют электрообогрев. Бронеавтомобиль оснащена фильтровентиляционной установкой турецкого производства и радиостанцией производства тернопольского радиозавода «Орион».

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Kozak-2-04.jpg

Бронеавтомобиль «Козак-2» способен перевозить в зависимости от модификации от 5 до 11 бойцов, не считая двух членов экипажа. В салоне для экипажа и десанта установлены антитравматические сиденья итальянского производства с пятиточечными ремнями безопасности. В качестве опции предлагается оснащение бронеавтомобиля прибором спутниковой навигации. В таком варианте исполнения стоимость бронемашины увеличивается на 10-11 тыс. долларов США. Грузоподъёмность бронемашины при ее полной массе в 15 т составляет 2,4 тонны, максимальная масса буксируемого прицепа - 6 тонн. На бронеавтомобиле «Козак-2» используется итальянский силовой агрегат - 6-цилиндровый рядный дизель Iveco Tector 6, развивающий максимальную мощность 279 л.с. Коробка переключения передач механическая 6-ступенчатая. Характеристики подвижности бронеавтомобиля «Козак-2» нигде не сообщаются. Подвеска бронеавтомобиля: передняя - независимая пружинная, задняя - зависимая рессорная. Наличие в трансмиссии блокировок дифференциалов, в принципе, должно обеспечить машине приемлемую проходимость на бездорожье, хотя итальянские машины никогда не блистали этим показателем.

На бронеавтомобиль «Козак-2» может быть установлено стрелковое вооружение, крепление для которого предусмотрено в оборудованном на крыше поворотном люке. Могут устанавливаться 7,62-мм пулемёт ПКМС с боекомплектом 2500 патронов, или 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт НСВТ-12,7 «Утес» (украинское наименование КТ-12.7) с боекомплектом 450 патронов; либо 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя» (украинское обозначение КБА-117) с боекомплектом 100 выстрелов. Может быть установлен украинский 40-мм автоматический гранатомёт УАГ-40 с боекомплектом 87 выстрелов. В 2016 году была представлена модификация бронеавтомобиля «Козак-2М2» с установленным на крыше дистанционно управляемым боевым модулем, в составе которого имеется 12,7-мм пулемёт НСВТ-12,7 «Утес», 7,62-мм пулемёт ПКТМ и 8 пусковых установок системы постановки завес типа 902 «Туча-2».

Конструкторами ЧАО «НПО «Практика» предусмотрена возможность выпуска нескольких различных вариантов исполнения бронемашины, в том числе бронетранспортёр - стандартный вариант исполнения машины с возможностью перевозки 10 десантников; бронированная транспортная машина с возможностью перевозки до 15 десантников; бронированная медицинская машина и грузовая машина. На сегодняшний день бронеавтомобиль выпускался как предсерийный прототип «Козак-2014», был представлен в 2014 году. В 2015 году была представлена серийная модель бронеавтомобиля «Козак-2». В 2016 году был разработан и представлен тактический бронеавтомобиль с несущим бронекорпусом «Козак 2М1». В машине установлена полностью независимая подвеска, которая позволила повысить полезную нагрузку и плавность хода, а также благодаря ей был увеличен клиренс до рекордных 500 мм. Полная масса машины составила 14 тонн. На ней установлен тот же 279-сильный дизель IVECO, соединенный с 6 ступенчатой механической коробкой передач ZF. Есть возможность блокировки всех колес. Машина способна на шоссе разогнаться до 120 км/ч. Бронированный корпус обеспечивает баллистическую защиту, соответствующую 2 уровню по стандарту STANAG 4569. В 2017 году бронеавтомобиль «Козак 2М1» был принят на вооружение ВСУ. По отзывам специалистов, участвовавших в испытаниях, машина довольно проходимая. Проходимость испытывали в местах для движения чисто гусеничной техники. В этих условиях машина без существенных поломок наездила 15 тысяч километров.

Бронеавтомобиль «Козак-2М2» является модификацией бронеавтомобиля «Козак-2М1», только выполнен в трехдверном бронированном корпусе с установленным на крыше дистанционно управляемым боевым модулем. В 2016 году был разработан бронеавтомобиль «Козак-5» для полиции и спецподразделений. Машина создана на усиленном шасси автомобиля Ford F550. На ней установлен 330-сильный дизельный двигатель Ford, соединенный с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Полная масса машины составляет 10,5 тонн. В салоне бронированного корпуса могут разместиться до 8 человек, включая водителя. Одной из особенностей машины является установка на нее старой башни от советских БТР-60ПБ и БРДМ-2 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Бронированный корпус обеспечивает баллистическую защиту, соответствующую 2 уровню по стандарту STANAG 4569. Автомобиль прошел испытания на полигоне МВД Украины, но это ведомство так и не заказала эту машину. Заказ поступил от Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. В 2018-м было выпущено восемь бронеавтомобилей модификации «Козак-5ПМЛ» для перевозки не разорвавшихся мин, снарядов и самодельных взрывных устройств.

Всего по различным данным на 2021 год на Украине в строю находится 79 бронеавтомобилей семейства «Козак-2», в том числе в Государственной пограничной службе Украины 17 единиц, в Национальной гвардии Украины 22 единицы и 40 единиц в Сухопутных войсках ВСУ.

Технические характеристики «Козак-2» ПСЗА-5:
Колесная формула: 4х4
Полная масса, т, не более: 15,0
Снаряженная масса, т, не более: 13,5
Экипаж, чел: 10 (водитель, командир, десант)
Длина, мм: 8000
Ширина, без зеркал, мм: 2600
Высота (по корпусу), мм: 3000
Дорожный просвет, мм: 300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 95
Минимальный запас хода по шоссе, км: 1000
Двигатель: Iveco Tector 6 дизельный, 6-цилиндровый,279 л.с.
Коробка передач: 6-ступенчатая, механическая.