http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/triton-01.jpg

О разработке бронеавтомобиля «Тритон» стало известно после того, как 30 января 2015 года представители завода «Ленинская кузница» (ныне ЧАО «Кузница на Рыбальском») объявили, что завод начал работы по созданию двух новых бронеавтомобилей полной массой 10 и 15 тонн. Десятитонная версия стала «Тритоном». Другая - 15-тонный «Арбалет», по всей видимости так и не увидел свет. Дизайн бронемашины «Тритон» разработала частная украинская дизайнерская компания «DIGITEC Visual Engineering», которая затем выполнила создание 3D модели машины. 31 августа 2015 было объявлено, что предприятие завершает разработку бронеавтомобиля «Тритон», первый экземпляр которой планировалось изготовить до конца 2015 года. Менее чем через месяц - 22 сентября 2015 завод представил демонстрационный образец бронемашины «Тритон» на XII-й международной оружейной выставке «Зброя та безпека-2015». Тогда же холдинговая компания «Укрспецтехника» представила проект использования бронеавтомобиля «Тритон» в качестве мобильной базы для комплекса разведки и радиоэлектронной борьбы «Джеб».

В ноябре 2015 года был подписан контракт на поставку для государственной пограничной службы Украины (ГПСУ) бронеавтомобилей «Тритон», оснащенных мобильными комплексами наземной разведки и радиоэлектронной борьбы «Джеб» и облегчёнными боевыми модулями «Ива». Согласно контракту, стоимость одного бронеавтомобиля составляла 14 876 100 гривен (примерно 626 тыс. долларов США по курсу 2015 года). Из них более 275 тыс. долларов США составляет стоимость самого бронированного шасси, более 145 тысяч долларов обошелся боевой модуль с системой управления и более 204 тыс. долларов ушло на закупку средств связи и комплекса разведки «Джеб». 29 декабря 2015 года глава пограничной службы Украины В. А. Назаренко сообщил, что для ГПСУ заказаны 62 бронеавтомобиля «Тритон». Первый бронеавтомобиль для украинских пограничников была изготовлена в январе 2016 года, ещё 3 машины покинули завод в феврале-марте 2016 года. В том же 2016 году бронеавтомобиль «Тритон» был включен в каталог продукции ГК «Укроборонпром» и стал предлагаться на экспорт.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/triton-02.jpg

В соответствии с решением Соломенского районного суда Киева от 18 октября 2017 года Национальное антикоррупционное бюро Украины начало аудиторскую проверку завода, после которой 3 ноября 2017 года выступило с заявлением, что стоимость бронеавтомобиля является завышенной. 4 ноября 2017 года председатель правления завода Валерий Шандра выступил с заявлением, что цена бронеавтомобиля не является завышенной. Но так или иначе, бронеавтомобили «Тритоны» больше не закупались и не выпускались. Бронеавтомобиль «Тритон» в отличие от других украинских броневиков с колесной формулой 4х4 имеет перед ними ключевое преимущество - он может преодолевать водные преграды вплавь со скоростью 10 км/ч за счет двух гребных винтов. Полная масса бронеавтомобиля «Тритон» составляет 8 тонн. Длина машины 5650 мм, ширина - 2450 мм и высота - 2300 мм. Колесная база равна 3400 мм.

В основу конструкции шасси бронеавтомобиля «Тритон» украинские инженеры положили шасси советского бронетранспортёра БТР-70. Машина имеет обычную компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение. Корпус бронемашины сварной, герметизированный, изготовлен из стальных броневых листов, расположенных под углом для повышения баллистической защиты. Бронирование машины соответствует 2a уровню защиты по стандарту STANAG 4569 и обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62х39 мм с термо-упрочненным сердечником. В бортах боевого отделения имеется две двери для водителя и командира машины, в верхней части каждой двери расположены пуленепробиваемый стеклоблок и амбразура для стрельбы из стрелкового оружия. В верхней части бортов десантного отделения расположены дополнительные амбразуры (по три с каждого борта).

Лобовое стекло пуленепробиваемое, состоит из двух стеклоблоков (которые при необходимости могут быть закрыты подъёмными бронезаслонками). В корме корпуса расположена откидная аппарель для посадки и высадки десанта. Все кресла антитравматические, подвесные, с креплением к потолку и бортам, что повышает уровень защиты экипажа и десанта в случае подрыва на мине или взрывном устройстве. Кресла в десантном отделении выполнены съемными и со складными сиденьями, что позволяет переоборудовать десантное отделение в грузовой отсек и использовать бронеавтомобиль для перевозки различных грузов. Интересна и сама компоновка однообъемного бронекорпуса, способного вместить 11 человек: 3 члена экипажа и 8 полностью экипированных бойцов в десантном отделении. К тому же предприятие «Ленинская кузня» экспериментировал не только с бронекорпусами, но и с дополнительной навесной броней.

По результатам эксплуатации первых бронеавтомобилей в подразделениях пограничной службы Украины, в которых к началу ноября 2017 года они прошли в среднем по 3,5 тыс. км, в конструкцию тормозной системы, системы охлаждения и системы отвода выхлопных газов были внесены изменения. В конце 2017 года был создан неплавающий вариант бронеавтомобиля, который получил наименование «Тритон-01» и был разрешён к эксплуатации в вооружённых силах Украины. Бронирование корпуса бронеавтомобиля «Тритон-01» соответствует уровню защиты ПЗСА-5 согласно государственному стандарту Украины ДСТУ 3975-2000 и на дистанции 10 метров обеспечивает защиту от 7,62мм бронебойно-зажигательных пуль БЗ патрона 57-БЗ-231с (стальной не термоупрочненный сердечник, выпуск патрона прекращен в 1960 г.), выпущенных из автомата АКМ. Полная масса машины выросла на полторы тонны и составила 9,5 тонн.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/triton-03.jpg

На крышу боевого отделения бронеавтомобиля «Тритон» предусмотрена возможность установки дистанционно управляемого боевого модуля ОБМ (облегченный боевой модуль) модулем «Киборг», включающим в себя пулемет НСВТ-12,7 «Утес» калибра 12,7 мм с боезапасом 450 патронов, а также автоматическим 40-мм гранатометом УАГ-40 с боекомплектом 32 гранаты. Стрельбу можно вести одновременно как из пулемета, так и из автоматического гранатомета. Система управления огнем боевого модуля обеспечивает поражение цели на расстоянии 1,5-2 км с высокой вероятностью. Ведение огня из оружия ОБМ «Киборг» осуществляется изнутри бронированного корпуса машины посредством компьютерного управления оружием боевого модуля. Для ведения наблюдения и прицеливания применяется многоканальный прицельный комплекс с цветной CCD камерой с двумя фиксированными полями зрения, неохлаждаемой тепловизионной камерой, лазерным дальномером, а также с цветным 12-дюймовым ЖК дисплеем. Управление оружием осуществляется по горизонтали на 360 градусов, по вертикали от -7 до +60 градусов. Наведение с высокой скоростью: по горизонтали от 45 град. в секунду; по вертикали - от 30 град. в секунду. Наведение с низкой скоростью: по горизонтали до 0,15 град. в сек. Боевой модуль оснащен двухплоскостным стабилизатором оружия и автоматом сопровождения цели.

ГК «Укрспецтехника» предлагал на экспорт бронеавтомобиль «Тритон» с размещенным на его базе новым мобильным комплексом наземной разведки и РЭБ «Джеб», который включает в себя РЛС разведки наземных и малоскоростных низколетящих целей миллиметрового диапазона LC111 «Лис», двухканальную телевизионную систему наблюдения дневного и ночного видения, тепловизионную систему, лазерный дальномер и систему радио- и радиотехнического мониторинга. Бронеавтомобиль «Тритон» оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем Volvo TAD620VE рабочим объёмом 5,7 л и развивающим максимальную мощность 211 л.с. На первых машинах устанавливалась автоматическая, 5-ступенчатая коробка передач Allison 1000 CP производства США, в дальнейшем предусматривалась возможность установки коробки передач ZF ZTO 1006. Двухступенчатая раздаточная коробка передач с блокировкой межосевого дифференциала украинского производства.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/triton-04.jpg

Ходовая часть бронеавтомобиля «Тритон», как и другого украинского бронеавтомобиля «Дозор», унифицирована с БТР, отличается солидным клиренсом в 450 мм. Подвеска независимая, рычажно-торсионная, с телескопическими амортизаторами, как на бронетранспортерах БТР-70. На первом демонстрационном образце бронеавтомобиля «Тритон» были установлены шины «Continental AG», которые широко используются на бронеавтомобилях в бундесвере. В перспективе планировалось устанавливать бескамерные шины Michelin XZL MPTTL 365/80 R20. Шины на бронеавтомобиле «Тритон-01» оснащены пулестойкими вставками типа «Runflat» и автоматической системой подкачки шин. Бронемашина оснащена цветной CCD-камерой с двойным полем зрения, неохлаждаемой тепловизионной камерой, лазерным дальномером, а также цветным 12-дюймовым жидкокристаллическим дисплеем и фильтровентиляционной установкой.

Финал очередного «национального» украинского образца военной техники, разработанного предприятием без какого-либо профильного опыта и пропихнутого в «серийное» производство без сколько-нибудь серьезных испытаний и отработки, закономерен и печален. Из 62 бронеавтомобилей «Тритон» с комплексом «Джеб», спешно заказанных ГПСУ еще до испытаний первого опытного образца, было в итоге построено лишь четыре машины, сданных в декабре 2015 и марте 2016 года. При этом, согласно судебному определению, «была приобретена несовершенная специальная техника, которая в момент приобретения не могла в полном объеме выполнять функции и задачи, на которые рассчитывала Государственная пограничная служба во время ее закупки», и которая «фактически в 2016 году подразделениями Государственной пограничной службы по целевому назначению не использовалась».

На момент разработки бронеавтомобиля «Тритон» предприятие «Ленинская кузница» являлось частным судостроительным предприятием в г. Киеве, владельцем которого до продажи завода в 2018 году, опосредствованно являлся экс-президент Украины Петр Порошенко. В настоящее время погранслужба Украины эксплуатирует 4 машины «Тритон», причем в упрощенном не плавающем исполнении. Стоит отметить, что по своим характеристикам «Тритон» практически дублирует «Дозор-Б» и «Козак-2».

Технические характеристики бронеавтомобиля «Тритон»
Боевая масса, т 8 или 9,5 («Тритон-01»)
Колёсная формула 4х4
Экипаж + десант, чел. 3+8
Количество выпущенных машин, шт. 4
Длина корпуса, мм 5 650
Ширина, мм 2 450
Высота, мм 2 300
База, мм 3 400
Клиренс, мм 450
Тип брони стальная, противопульная
Уровень защиты по STANAG 4569 2
Двигатель, марка, тип Volvo TAD620VE, R6, дизель
Мощность, кВт (л.с.) 155 (211)
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 110
Запас хода по шоссе, км 700
Преодолеваемый подъём, град 30
Высота вертикальной стенки, м 0,4
Глубина преодолеваемого брода, м 1,0