http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/KrAZ-Spartan-01.jpg

Бронированный автомобиль KrAZ «Spartan» предназначен для транспортировки личного состава в условиях повышенной опасности с обеспечением необходимого уровня защиты. Машина разработана специалистами эмиратской компании Streit Group на шасси легкого коммерческого грузового автомобиля Ford F550. Первый демонстрационный образец бронемашины был представлен вместе с броневиком Cougar на выставке IAV-2013 в британском Фарнборо в феврале 2013 года. Как и в истории с «Cougar», бронеавтомобиль KrAZ «Spartan» в 2014 году после начала гражданской войны на Украине на Донбассе, был предложен руководством компании Streit Group для поставок на Украину с последующей возможностью сборки бронемашин на предприятиях, расположенных на территории страны с использованием местной рабочей силы. В качестве такого предприятия выбор пал снова на «АвтоКрАЗ», единственное на то время автомобильное предприятие на Украине, которое еще не закрылось.

Производство бронемашин KrAZ «Spartan» на Украине было начато в августе 2014 года. При этом доля украинской составляющей не превышала 15%. Позже она приблизилась к 20%. На тот период времени стоимость одной такой бронемашины составляла 5,35 млн. гривен (примерно 340 тыс. долларов США по курсу августа 2014 г.). Для сравнения, значительно более проходимый, подвижный, надежный и защищенный российский бронеавтомобиль СБМ ВПК-233136 «Тигр» на тот момент времени на экспорт поставлялся на 100 тыс. долларов США дешевле.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/KrAZ-Spartan-02.jpg

В январе 2015 года по результатам эксплуатации 15 первых бронемашин KrAZ «Spartan» в украинской армии были выявлены 17 конструктивных недостатков. Одним из наиболее серьёзных недостатков оказалась недостаточная прочность ходовой части коммерческого автомобиля Ford F550, не выдерживавшей нагрузок, возросших после установки тяжёлого бронекорпуса. Первый поступивший в подразделения украинской армии в конце декабря 2014 года бронеавтомобиль KrAZ «Spartan» вышел из строя спустя месяц после начала эксплуатации, а к концу января 2015 г. вышли из строя 12 из 14 бронемашин этого типа 95-й отдельной аэромобильной бригады. В это же время ОАО «АвтоКрАЗ» объявило, что предприятие в курсе проблем, касающихся выхода из строя амортизаторов и редукторов на бронемашинах KrAZ «Spartan» и пообещало в ближайшее время внести усовершенствования в конструкцию броневика.

К началу июня 2015 года, по результатам эксплуатации бронемашин KrAZ «Spartan» в вооружённых силах и Национальной гвардии Украины в условиях боевого использования были выявлены дополнительные недостатки конструкции автомобиля, а именно: неэффективные тормоза, недостаточная прочность ступиц задней оси, недостаточная проходимость вне дорог с твёрдым покрытием и очень низкая в условиях бездорожья. В дальнейшем к апрелю 2016 г. по результатам эксплуатации 30 бронеавтомобилей KrAZ «Spartan» было выявлено 180 поломок.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/KrAZ-Spartan-03.jpg

В конструкции бронеавтомобиля KrAZ «Spartan» использована классическая компоновка с передним расположением силовой установки, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение. Машина имеет однообъемный пятидверный бронированный корпус. Он обеспечивает защиту в соответствии с уровнем BR6 по европейскому стандарту защиты CEN, т.е. от обычных не бронебойных пуль патронов 7,62х51 мм НАТО с расстояния 10 метров. Днище корпуса бронемашины также бронировано и имеет V-образную форму для повышения противоминной стойкости и обеспечивает защиту экипажа от взрыва под машиной двух ручных гранат DM51. В каждом борту бронированного корпуса имеется по две двери, в верхней части которых установлен стеклоблок из пуленепробиваемого стекла. Под ними оборудованы закрывающиеся бронированными крышками амбразуры для стрельбы из табельного стрелкового оружия. Передние две двери - для водителя и командира машины, задние две - для десанта. Для удобства посадки и высадки под дверями оборудованы подножки. В верхней части бортов десантного отделения в кормовой части бортов корпуса установлены по два стеклоблока из пуленепробиваемого стекла. Между ними и впереди переднего оборудованы закрывающиеся бронированными крышками амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия (по две с каждой стороны). Лобовое стекло сплошное, пуленепробиваемое.

В корме корпуса расположена одностворчатая распашная дверь для посадки и высадки десанта. В ее верхней части установлены два небольших прямоугольных пуленепробиваемых стеклоблока, под левым (по ходу машины) оборудована закрывающаяся бронированной крышкой амбразура для стрельбы из табельного стрелкового оружия. Под дверью для удобства посадки и высадки оборудована подножка. Справа и слева от нее на корме на всю ширину машины установлены подставки для размещения при необходимости снаружи машины небольшой штурмовой группы. На крыше оборудован люк, закрывающийся бронированной крышкой. Кресла десантного отделения в стандартном варианте исполнения выполнены складными вверх, что позволяет использовать десантное отделение в качестве грузового отсека для перевозки грузов. Передний бампер бронемашины KrAZ «Spartan» усиленный, рассчитан на возможность тарана препятствий. За бампером установлена электрическая лебедка.

На крыше корпуса на люке может быть смонтирован вращающийся погон, на который могут быть установлены турельная установка или корончатая башня с 7,62-мм или 12,7-мм пулемётом НСВТ-12,7 «Утес» и даже ДШКМ. Также на турель или башню может устанавливаться 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17. Бронеавтомобиль KrAZ «Spartan» оснащен турбированным 8-цилиндровым дизельным двигателем FORD V8-6.7L Turbo Diesel, развивающим максимальную мощность 300 л.с. и соединенным с пятискоростной автоматической коробкой переключения передач OEMD FORD F550. Агрегаты силовой установки заимствованы у базового шасси Ford 550.

В качестве опций для установки на бронемашину KrAZ «Spartan» предлагается следующее дополнительное оборудование:
- радиостанция;
- GPS-навигатор;
- система видеонаблюдения с функцией видеорегистратора;
- лебёдка для самовытаскивания застрявшей бронемашины, а также для вытаскивания других застрявших машин аналогичной или меньшей массы;
- устройство для отстрела дымовых гранат;
- проблесковые маячки и сирена или светосигнальная громко-говорящая установка (СГУ).

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/KrAZ-Spartan-04.jpg

Поставленные в войска бронеавтомобили KrAZ «Spartan», несмотря рекламируемые возможности, имеют массу недостатков, требующие скорейшего устранения. Ряд недостатков присущ лишь единичным машинам, но подавляющее большинство недостатков относятся ко всем переданным в войска машинам. «Единичными случаями» стали обрывы кронштейнов амортизаторов из-за высоких эксплуатационных нагрузок. У одного автомобиля не выдержала нагрузки лебедка, в результате чего вышла из строя. У всех KrAZ «Spartan» был обнаружен такой недостаток, как подтекание жидкости из амортизаторов. Эксплуатирующими машины военными был отмечен такой недостаток, как невозможность включения переднего моста из кабины. Для этого необходимо покинуть кабину и включать передний мост вручную. Претензии вызывает сложность эксплуатации и обслуживания. Так, например, невозможность украинского армейского снабжения поставлять топливо требуемого качества, привело к тому, что у 60% эксплуатируемых броневиков срабатывал индикатор неисправности двигателя. Кроме того, для обслуживания машин KrAZ «Spartan» требуется ряд специфического оборудования и компьютерная диагностика, что делает его невозможным в полевых условиях.

Также при эксплуатации было выявлено, что во время езды по пересеченной местности на рулевую колонку передаются сильные удары. Были выявлены серьезные проблемы с защитой и вооружением бронеавтомобилей. Лобовая броня была признана недостаточной, из-за чего при первом же попадании осколка или пули машина выходила из строя. Лобовое стекло после первого попадания в него второго выстрела из стрелкового оружия уже не выдерживает. При стрельбе из пулемета, установленного на люке на крыше, гильзы по крыше и лобовому стеклу скатываются под капот, что иногда приводило к поломке двигателя. Защиту пулеметчика признали недостаточной. Кроме того, для замены магазин-коробки с патронами стрелок должен значительно высунуться из-за имеющихся щитков. Естественно, при наличии подобных недостатков конструкции бронеавтомобили KrAZ «Spartan» не могут эффективно выполнять поставленные боевые задачи. Требуется принятие срочных мер.

Получилось так, что в целом интересный броневик, как следовало из рекламных материалов, на поверку оказался «сырым» и требующим серьезной дальнейшей доводки. Проблемы можно было бы списать на некачественную сборку, осуществленную в Кременчуге. Тем не менее, большое количество недочетов связано с ошибками, допущенными в ходе проектирования и производства сборочных комплектов. Броневики с массой «врожденных» недостатков, в спешном порядке были закуплены украинскими военными без должной проверки, без чего немыслимо принятие на вооружение или снабжение новой техники. Также однажды в России по фальсифицированным результам испытаний приняли на снабжение итальянские броневики Iveco LMV, благо потом опомнились. Как результат - армия получила почти не пригодные для полноценной эксплуатации бронемашины.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/KrAZ-Spartan-05.jpg

Работы по совершенствованию броневиков KrAZ «Spartan» на Украине конечно же были организованы. Уже в мае 2015 года на выставке «Волонтёрский военпром 2» в Киеве «АвтоКрАЗ» представил модернизированный вариант бронемашины KrAZ «Spartan». На этой машине прямоугольное лобовое стекло большой площади было заменено на составное: из двух стеклоблоков меньшей площади, взаимозаменяемых при ремонте. Между ними внизу была оборудована закрывающаяся броневой крышкой амбразура для ведения огня из стрелкового оружия вперёд по ходу движения машины. Несколько позже в том же году был представлен новый вариант модернизации бронемашины KrAZ «Spartan», в котором помимо разделённого лобового стекла для повышения проходимости были установлены новые широкие шины производства украинской компании «Росава».

В марте 2016 года Кременчугский автозавод передал украинской армии бронеавтомобиль KrAZ «Spartan», в конструкцию которого были внесены изменения в соответствии с пожеланиями военных по усилению конструкции: наращена защита на поворотной башне, усилены балка переднего моста и кронштейны амортизаторов передней подвески, установлены воздушный фильтр новой конструкции, новые колесные диски производства Кременчугского колёсного завода, установлены более широкие шины производства украинской компании «Росава», пневмосистема производства Полтавского автоагрегатного завода, фары, как на серийных грузовиках КрАЗ и другие новые детали.

В октябре 2016 г. в Киеве на выставке «Оружие и безопасность-2016» была представлена беспилотная версия бронеавтомобиля KrAZ «Spartan». Внешне эта версия машины отличается от базовой наличием на ней аппаратуры системы Pilotdrive (разработчик - Запорожская инжиниринговая компания Infocom Ltd.): комплекс специальных датчиков, тепловизор с системой автоматического целеуказания и захвата, видеокамера с охватом 360°, передний и задний радары для обнаружения препятствий, дальномер, емкостной датчик присутствия человека в радиусе 18 метров, антенны передачи данных. Связь с автомобилем осуществляется по цифровым радиоканалам передачи данных WiFi / Wimax, с дальностью связи от 10 км до 50 км. Дополнительно беспилотная версия броневика оснащена программно-аппаратным комплексом SmartDrive с системой обучения в реальном масштабе времени Teach-inDrive, которая запоминает заданный маршрут.

Координаты следования для занесения в базу передаются по GPS через спутник. Управление беспилотным бронеавтомобилем может осуществляться с помощью планшета, «умной перчатки» или операторской станции. Разработчики утверждают, что благодаря наличию системы Pilotdrive, беспилотная машина легко распознает ширину дороги, а также находящиеся вокруг него препятствия. Система анализа и принятия решений срабатывает за доли секунды. Как отмечают разработчики, основная цель создания беспилотного бронированного автомобиля KrAZ «Spartan» - минимизация рисков и сохранение жизни личного состава при выполнении различных тактических задач. Речь идет о перевозке боеприпасов, продовольствия, топлива, медикаментов в зону боевых действий, а также для эвакуации раненых. Правда, пока дальше единственного опытного образца дело не продвинулось.

По различным данным Украина получила 36 единиц бронеавтомобилей KrAZ «Spartan» от компании Streit Group в 2014 году из ОАЭ и ещё 39 единиц в 2014-2015 годах из Канады. По последним данным на сегодняшний день на снабжении Национальной гвардии Украины имеется не менее 21 единиц, не менее 30 единиц бронеавтомобилей KrAZ «Spartan» числится на балансе вооружённых сил Украины. Одна такая машина имеется в составе Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра МВД Украины. По всей видимости 23 броневика было потеряно в ходе вооруженного конфликта на Донбассе и при проведении различных испытаний.

Технические характеристики KrAZ «Spartan»
Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 4
Тип, марка двигателя: Ford V8-6.7L Turbo Diesel
Мощность двигателя: 300 л.с.
Тип топлива: дизель
Передача: OEMD FORD F550 (6 ступенчатая механическая)
Размеры (длина, ширина, высота), мм: 6020/2438/2381
Колесная база, мм: 3576
Колёсная формула: 4x4
Клиренс, мм: 510
Шины: 335/85R20 с пулеустойчивыми вставками «Hutchinson runflat system»
Вес, кг: 8970
Бронирование: CEN Level BR6
Защита днища: STANAG 4569 Level 2 + anti-mine
Скорость по шоссе, км/ч: 110
Вместимость бака, л: 278
Вооружение: 7.62-мм пулемет/12.7-мм пулемет/40-мм автоматический гранатомет/боевой модуль САРМАТ в составе крупнокалиберного пулемета КТ-12.7 калибра 12.7 мм украинского производства и двух пусковых установок ПТУР РК-3 с ракетами "Стугна". В состав комплекса может входить и тепловизионный прибор.