http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/KrAZ-Cougar-01.jpg

Работы над созданием бронированных машин на Кременчугском автозаводе начинались еще в советское время. Так, в 1988 году там проходил испытание автомобиль КрАЗ-6Э6316 с колесной формулой 8х8. Правда, тогда это был всего лишь макет броневика: на кабину была навешана имитация брони для того, чтобы определить, как будет вести себя машина с дополнительной массой, и разработать систему крепления настоящей брони. Стоит вспомнить, что в это время СССР вел войну в Афганистане и постоянные нападения иррегулярных формирований на автомобильные конвои приводили к неоправданным потерям советских войск. Довести эти разработки до логического завершения советские инженеры и конструкторы не успели: советские войска были выведены из Афганистана, а вскоре перестал существовать и сам Советский Союз. Но ничто не проходит бесследно, и уже в 1990-е годы в «горячих точках» стали появляться «шушпанцеры» - импровизированные броневики на основе Уралов, КрАЗов и даже КамАЗов, созданные в кустарных условиях. Выбор шасси КрАЗа был неслучаен - машины действительно обладали высокой проходимостью, хорошей живучестью, грузоподъемностью и надежностью.

Первый «промышленный» броневик на базе автомобиля КрАЗ-5233ВЕ (4х4) создала индийская компания Shri Lakshmi Defence Solution только в 2012 году. Боевая машина с правым рулевым управлением получила название КрАЗ-01-1-11/SLDSL. А потом началась гражданская война на Донбассе. В срочном порядке встал вопрос с обеспечением украинской армии легкой бронетехникой. Вначале его попытались решить за счет поставок импортных бронеавтомобилей из-за рубежа. ЧАО «КрАЗ» совместно с компанией из ОАЭ Streit Group предложило для ВСУ броневики «Cougar» («Кугуар») на шасси японского внедорожника Toyota Land Cruiser 79 (только не следует путать эту машину с тяжёлой американской бронемашиной Cougar класса MRAP, разработанной и производимой компанией Force Protection) и «Spartan» («Спартанец») на шасси американского легкого грузовика Ford F550. Однако техника зарубежных, особенно именитых производителей, была не под силу для бюджета украинского оборонного ведомства. Разработка собственной легкой бронетехники, а также налаживание ее серийного производства на Украине проходило не так быстро, как хотелось.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/KrAZ-Cougar-02.jpg

Назвать бронеавтомобиль KrAZ «Cougar» украинским можно с большой натяжкой. Машина с колесной формулой 4х4 разработана эмиратской компанией Streit Group на шасси японской автомашины Toyota Land Cruiser 79. Первый демонстрационный образец бронемашины был представлен компанией на оружейной выставке International Armoured Vehicles (IFV) в феврале 2013 года. В июне 2014 г. на выставке Eurosatory-2014, когда пламя гражданской войны на Востоке Украины полыхало во всю мощь, директор компании Streit Group сообщил, что в ближайшее время компания планирует провести на Украине презентацию своих бронемашин и рассчитывает на создание совместного производства бронемашин компании в этой стране на базе Кременчугского автозавода «АвтоКрАЗ». Кроме того, было заявлено, что компания планирует поставлять на Украину ремкомплекты для уже выпущенных машин.

Производство бронемашин KrAZ «Cougar» на Украине было начато в том же 2014 г., но степень локализации была невысокой. Как сообщил генеральный директор «АвтоКрАЗ» Роман Черняк, в бронеавтомобиле KrAZ «Cougar» доля украинской составляющей не превышает 10-15%, все остальное импортные комплектующие. Из них 50% японские детали, некоторые детали изготовлены в ОАЭ, а броня поставлялась из Швеции. Стоимость одного KrAZ «Cougar» для вооружённых сил Украины в начале 2015 года составляла 215 тыс. долларов США, что позволяло считать это броневик самым дешёвым в своем классе. Естественно, поступившие на вооружение ВСУ бронеавтомобили KrAZ «Cougar» были отправлены в зону вооруженного конфликта на Донбасс. Как потом сообщалось, опыт использования данных бронемашин в целом положительный, но есть и ряд недостатков.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/KrAZ-Cougar-03.jpg

По конструкции бронеавтомобиль KrAZ «Cougar» имеет классическую компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение. Экипаж машины состоит из двух человек, предусмотрена возможность перевозки до 6 пехотинцев в десантном отделении. Корпус бронемашины однообъемный, трехдверный, сварной, изготовлен из листов броневой стали, расположенных под различными углами. Бронированный корпус обеспечивает защиту в соответствии с уровнем BR6 по европейскому стандарту защиты CEN. Этот уровень примерно соответствует 5 классу по ГОСТ и обеспечивает круговую защиту от обычных не бронебойных пуль патронов 7,62х51 мм НАТО с расстояния 10 метров. Бронирование моторного отсека (в частности, защита радиатора и капот) на уровень слабее, чем бронирование обитаемого отделения.

Днище корпуса бронемашины KrAZ «Cougar» также бронировано и имеет V-образную форму для повышения противоминной стойкости и обеспечивает защиту экипажа от взрыва под машиной двух ручных гранат DM51 разработки и производства ФРГ. Суммарная мощность двух гранат DM51 составляет 120 г в тротиловом эквиваленте. На крыше машины может быть оборудован вращающейся погон, на котором на турель-ной установке который может быть смонтирован 7,62-мм пулемёт ПКМС, либо 12,7-мм пулемёт НСВТ-12,7 «Утес» или 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17. Другим вариантом вооружения бронеавтомобиля KrAZ «Cougar» может быть установка на крышу корпуса боевого модуля БПУ-12,7 с дистанционно управляемым 12,7-мм пулемётом НСВТ-12,7 «Утес» с лазерным дальномером и боекомплектом 150 патронов. Первые прибывшие в зону вооруженного конфликта на Донбасс украинские KrAZ «Cougar» были вооружены 7,62-мм пулемётом ПКМС, установленным на крыше корпуса, при этом на люке для пулемётчика по периметру были установлены броневые пластины с встроенными в них пуленепробиваемыми стёклами.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/KrAZ-Cougar-04.jpg

В бортах в районе десантного отделения оборудованы закрывающиеся броневыми крышками амбразуры для ведения огня из табельного стрелкового оружия (по три с каждого борта). В корме корпуса расположена одностворчатая распашная дверь для посадки и высадки десанта. В створке двери также оборудована закрывающаяся броневой крышкой амбразура для ведения стрельбы из стрелкового оружия. Немного ниже и правее сплошного лобового пулестойкого стекла также оборудована амбразура для ведения огня из стрелкового оружия вперёд по ходу движения машины. Бронеавтомобиль KrAZ «Cougar» может оснащаться дизельным, шестицилиндровым двигателем Toyota 4,5i, развивающим мощность 218 л. с. или турбодизелем Toyota 4,0 TD, развивающим максимальную мощность 240 л. с. Двигатель соединен с автоматической или механической коробкой переключения передач. Подвеска бронемашины рессорная, с гидравлическими амортизаторами. На колесах устанавливаются шины с пулестойкими вставками Hutchinson runflat system, которые позволяют продолжать движение после прострела или повреждения шины при нулевом давлении ещё 50 км со скоростью 40-50 км/ч. Машина оборудована двумя топливными баками ёмкостью по 90 литров.

По требованию заказчика дополнительна на бронеавтомобиль KrAZ «Cougar» могут быть установлены:
- радиостанция;
- система видеонаблюдения;
- лебёдка для самовытаскивания застрявшей бронемашины, а также для вытаскивания других застрявших машин аналогичной или меньшей массы;
- запасное колесо на двери десантного отделения в корме корпуса;
- устройство для отстрела дымовых гранат.

На базе бронеавтомобиля KrAZ «Cougar» была создана бронированная медицинская машина. Впервые эта машина была представлена в феврале 2015 года, после чего она была передана на снабжение пограничной службе Украины. Сколько таких машин было сделано еще не сообщается. Возможно, она так и осталась в единственном экземпляре. В феврале 2015 г. был создан, так называемый, демилитаризованный вариант броневика по заказу специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. На 10 бронеавтомобилях KrAZ «Cougar», которые были поставлены для миссии ОБСЕ, был произведен демонтаж башни с пулеметной турелью. Люк на крыше был заварен броневым листом. В корпусе машины по заказу ОБСЕ были установлены кронштейны для крепления огнетушителей, рундуки для хранения ЗИП и медоборудования. В июне 2016 года на выставке вооружения Eurosatory-2016 в Париже компания Streit Group представила демонстрационный образец новой модели броневика - Cougar-LAMV. Главным отличием от прежних моделей стало то, что на этой машине был увеличен клиренс.

В общей сложность по последним данным в Украину из ОАЭ было поставлено 77 машин KrAZ «Cougar». Из них не менее 20 машин находятся на снабжении Национальной гвардии Украины, не менее 47 машин на снабжении Государственной пограничной службы Украины и десять броневиков KrAZ «Cougar» были переданы министерством обороны Украины во временное пользование специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на территории Украины.

Технические характеристики KrAZ «Cougar»
Колёсная формула 4х4
Боевая масса, т 4,22
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 6
Длина корпуса, мм 5352
Ширина, мм 2030
Высота, мм 2114
База, мм 3180
Колея, мм 1636
Клиренс, мм 300
Двигатель Toyota 4,5i
Мощность, л.с. 218
Трансмиссия механическая, 5-скоростная
Максимальная скорость, км/час 105
Запас хода по шоссе, км до 899,5
Шины 225/70R19,5 (RunFlat)
Уровень защиты
Пулестойкость CEN уровень BR6
Защита днища 2 гранаты DM-51