http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-140-01.jpg

В начале 1950-х в «Отделе 520» Уральского танкового завода г. Нижний Тагил, в рамках создания принципиально нового танка, были начаты работы по проектированию нового среднего танка «Объект 140». Руководителем работ являлся главный конструктор А. А. Морозов. В 1952 году из-за ряда разногласий между инженерами ОКБ и дирекцией завода, часть конструкторского состава (включая самого А.А. Морозова) перешла на Харьковский завод №75. Работы по созданию танка «Объект 140» продолжил Л. Н. Карцев. Часть решений и наработок по «Объекту 140» была использована при создании танка «Объект 430». В 1957 году было изготовлено два опытных образца. На сравнительных испытаниях с «Объектом 430» у «Объекта 140» был выявлен ряд дефектов. Вскоре по инициативе Л.Н. Карцева «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.

Начиная с 1952 года и вплоть до конца десятилетия в переписке ГАБТУ и Минтрансмаша очень часто употреблялась аббревиатура НСТ, что означало «новый средний танк». После обсуждения 20 мая 1952 года на совещании в Минтрансмаше проекта тактико-технических требований на новые средний и тяжелый танки НТК ГБТУ разослал его заводам №75, №183, №174, а также Ленинградскому и Челябинскому Кировскому заводам. Первые предложения конструкторских бюро по НСТ обсуждались в Минтрансмаше 8-10 марта 1953 года. Свои идеи представили Уралвагонзавод, харьковский завод №75 и ВНИИ-100, причем тагильский проект представлял Я.И. Баран. Все предложения подверглись жесткой критике, так что единственным бесспорным выводом мартовского совещания было пожелание продолжить работу. Основанием для этого стало Постановление Совета Министров СССР от 29 сентября 1953 года №2498-2031сс. По воспоминаниям Л.Н. Карцева, тагильское КБ в него было включено лишь под давлением министра Ю.Е. Максарева - основную ставку уже на первом этапе ГБТУ делало на харьковское КБ, а точнее - на А.А. Морозова лично.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-140-02.jpg

Пропустим подробности и сразу обратимся к техническим проектам конкурентов. Первой в июле 1956 года была утверждена документация харьковского танка «Объект 430». Тагильский завод завершил свой технический проект еще в конце 1955 года, а в феврале представил деревянный макет танка «Объект 140» в натуральную величину. Но в марте они были возвращены на доработку и вновь рассматривались 25 сентября 1956 года, после чего и было разрешено изготовление заводских образцов. Для того чтобы уложиться в требуемый вес, пришлось вновь обратиться к алюминиевым сплавам. Из них были изготовлены топливные баки, баки-стеллажи, крыша корпуса над моторно-трансмиссионным отделением, трубопроводы, ящики и целый набор мелких узлов и деталей.

Всеми работами по «Объект 140» руководил заместитель главного конструктора В.Н. Венедиктов, а ведущим инженером машины был И.С. Бушнев. Авторами баков-стеллажей являлись И.А. Набутовский, В.А. Семененко и В.О. Дроботенко. А.А. Барихин предложил установить на «Объект 140» алюминиевые штампованные диски опорных катков. В ноябре 1956 года все рабочие чертежи «Объект 140» были переданы в цеха. Параллельно с созданием проектов оба завода вели активную экспериментальную отработку отдельных узлов и механизмов. В пробег вышли ходовые макеты на базе танков Т-54 для проверки подвески и ходовой части; обстреливались различные элементы броневых конструкций, и т.д.

Достижения и уроки, полученные при создании танка «Объект 140», стали предметом специальной конференции, проведенной в 2003 году ветеранами УКБТМ по случаю 50-летия начала разработки. Воспользуемся составленным по итогам конференции отчетом. Первый вывод: тагильское КБ широко использовало в дальнейших своих изделиях некоторые технические решения, примененные в корпусе и башне «Объект 140», в том числе:
- увеличенный диаметр в свету погонного устройства башни;
- конструктивные формы башни;
- установку подбашенного листа крыши и МТО с понижением к носу и корме;
- легкие сплавы в конструкции корпуса.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-140-03.jpg

Развитие на танках Т-55, Т-62 и Т-72 получили такие новые системы танка «Объект 140», как унифицированная автоматическая система ППО, противоатомная защита, термодымовая аппаратура. Еще одним устройством, использованным затем на танках Т-62 и Т-72, стал механизм выброса стреляных гильз. Последний был защищен в техническом проекте, но не установлен на опытном «Объект 140». Если масляная система «Объект 140» практически не отличалась от аналогичной на танке Т-54А, то в топливной использовалось много новых технических решений. Баки-стеллажи позволили одновременно увеличить возимый боекомплект на 47% и запас топлива на 33% по сравнению с «пятьдесятчетверкой». Применение алюминиевого сплава для изготовления топливных баков и трубопроводов дало существенную экономию веса, но сам сплав был выбран неудачно: баки в ходе эксплуатации деформировались.

При анализе ходовой части, помимо уже упоминавшихся штампованных дисков опорных катков из алюминиевого сплава, указывалось следующее:
- уменьшение наружного диаметра опорных катков позволило устанавливать их по 6 штук на борт, что обеспечило более равномерную нагрузку;
- впервые использованные поддерживающие катки (по 3 на борт) повысили КПД гусеничного движителя и средние скорости движения, а также уменьшили ударные нагрузки на надгусеничные полки;
- балансир с большим плечом и консольной заделкой в корпус обеспечил резкое увеличение динамического хода катка - от 140 мм на танке Т-54 до 242 мм на «Объект 140»;
- вместе с мощным телескопическим гидроамортизатором это гарантировало высокую плавность хода.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-140-04.jpg

Все перечисленное в дальнейшем использовалось на последующих образцах тагильской бронетехники - кроме телескопического амортизатора. При всей перспективности конструкции он оказался не слишком надежным из-за проблем с отводом тепла. После «Объект 140» вопросы улучшения плавности хода на Уралвагонзаводе решались созданием мощных лопастных гидроамортизаторов, отдававших тепло прямо в толщу бортовой брони. Второе, в чем сошлись участники конференции: танк «Объект 140» мог быть доведен до приемлемого уровня надежности. Однако после заводских испытаний 1958 года Л. Н. Карцев обратился в правительство с просьбой снять с КБ работу по «Объекту 140» и закрыть эту тему - что и было сделано. В дальнейшем он подробно описал причины своего решения: «В процессе сборки и заводских испытаний я стал все больше и больше понимать, что танк получился не технологичным, сложным в эксплуатации и ремонте. Заготовки бортов для танка мог прокатывать только Ижорский завод.

К отдельным деталям моторного отделения вообще невозможно было добраться обычным способом. Две тяги, например, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через люк в днище танка, только вооружившись зеркалом, как это делают дантисты при пломбировании труднодоступных зубов. Форсунки нижнего блока двигателя можно было заменить также только через люки в днище танка. И вообще, подмоторная часть днища «Объект 140» состояла практически из одних люков». Л.Н. Карцев несколько преувеличил сложность своего детища, однако по большому счету главный конструктор был прав: объем конструктивных новаций «Объект 140» не оправдывался соответствующим повышением тактико-технических характеристик. Тем более что основную часть оправдавших себя идей можно было внедрить на базовой серийной машине. Сохранившийся опытный образец «Объект 140» выставлен в экспозиции Музея бронетанковой техники ОАО «НПК Уралвагонзавод» в г. Нижний Тагил.

Средний танк «Объект 140» имел классическую компоновочную схему. Для снижения загазованности боевого отделения в танке имелся механизм выбрасывания стреляных гильз. После испытаний этот механизм был признан удачным и использовался впоследствии в конструкции танка «Объект 165» (Т-62А). Место механика-водителя смещено к левому борту корпуса. Сам корпус состоял из броневых гнутых листов переменного профиля. Листы были скомпонованы таким образом, чтобы защищать от пуль и осколков погон башни. Чтобы уменьшить массу танка, крышка МТО и опорные катки изготавливались из алюминиевого сплава. Башня танка «Объект 140» литая, приплюснутой сферической формы. Для удобства работы заряжающего предусмотрена башенка.

Первоначально «Объект 140» предполагалось оснастить орудием типа Д-10Т, однако к середине 50-х ОКБ-9 предложило использовать более совершенную нарезную пушку Д-54Т (которая в то время проходила испытания на опытном танке «Объект 139»). Эта пушка имела стабилизатор «Молния», который существенно упрощал стрельбу во время движения. Таким образом на «Объект 140» была установлена пушка Д-54ТС с эжектором и стабилизатором. Так же было установлено дополнительное вооружение в виде курсового пулемёта калибра 7,62-мм, спаренного 7,62-мм пулемёта и 14,5-мм зенитного пулемёта. Танк «Объект 140» оснащался прицелом-дальномером ТПДС и ночными приборами марок «Узор», «Угол» и «Луна II», радиостанцией Р-113 и танковым переговорным устройством Р-120.

В качестве двигателя использовался дизельный двигатель ТД-12 (8Д12У-3). Трансмиссия состояла из планетарной коробки передач, которая была объединена в одном картере с планетарным механизмом поворота. Конструкция коробки передач обеспечивала 6 передач переднего и одну передачу заднего хода. Приводы управления трансмиссией были гидравлическими. В ходовой части устанавливалось по 6 двухскатных опорных катков. Тип подвески торсионный с телескопическими гидроамортизаторами на передних и задних узлах.

Технические характеристики танка «Объект 140»
Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 36
Компоновочная схема - классическая
Длина корпуса, мм 6315
Длина с пушкой вперёд, мм 9102
Ширина, мм 3300
Высота, мм 2330
База, мм 4137
Колея, мм 2700
Клиренс, мм 432..472
Вооружение
- нарезная пушка 100-мм Д-54ТС
Боекомплект пушки 50 снарядов
Прицелы ТПДС, «Узор», «Угол», «Луна II»
- Пулемёты 1 х 14,5-мм КПВТ, 2 х 7,62-мм СГМТ
Двигатель ТД-12 (8Д12У-3)
Мощность двигателя, л. с. 580
Скорость по шоссе, км/ч 55
Скорость по пересечённой местности, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 450
Удельная мощность, л. с./т 16
Тип подвески торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый брод, м 1,4