http://www.dogswar.ru/images/stories/spectehnika/sirena-01.jpg

Групповой подводный носитель типа «Сирена» - сверхмалая подводная лодка, торпедообразный подводный носитель водолазов-разведчиков, предназначенный для скрытной доставки, высадки и возвращения обратно легководолазов, а также осуществления подводного патрулирования, поиска и уничтожения подводных диверсантов противника, подводных объектов и корпусов кораблей. Может применяться как с надводных кораблей и катеров, так и из торпедных аппаратов подводных лодок.

8 января 1958 года в Разведуправлении ВМФ состоялось совещание по вопросу создания подводных средств движения, предназначенных для доставки легководолазов (боевых пловцов-диверсантов). По результатам этого важного, даже можно сказать, судьбоносного для рассматриваемой темы мероприятия в качестве разработчика указанных средств движения была привлечена кафедра №30 (торпедного оружия) Конструкторского факультета Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ, в настоящее время - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» / ФГБОУВО «СПб ГМТУ»), которой в то время руководил известный отечественный специалист доктор технических наук профессор Александр Игнатьевич Шевелло.

При этом в паре с указанной кафедрой ЛКИ должен был действовать завод-изготовитель. Им, как указывают в своем труде В.Л. Зарембовский и Ю.И. Колесников, был назначен ленинградский завод №196, впоследствии получивший название Ново-Адмиралтейский завод, а в 1972 году вошедший в состав новообразованного крупного отечественного центра военного и гражданского судостроения - Ленинградского адмиралтейского объединения (в настоящее время последнее носит наименование АО «Адмиралтейские верфи» и входит в состав Объединенной судостроительной корпорации). 10 января того же года подписанный участниками данного совещания протокол был согласован начальником Главного управления кораблестроения и утвержден Главнокомандующим ВМФ СССР, а точнее его временно исполняющим обязанности, которым на тот момент являлся 1-й заместитель Главкома адмирал Арсений Григорьевич Головко - знаменитый бессменный командующий Северным флотом в годы Великой Отечественной войны, сделавший немало для достижения нашей Победы. Причем сроки задавались очень жесткие - опытную партию необходимо было изготовить уже в июне 1959 года, то есть менее чем через 18 месяцев!

http://www.dogswar.ru/images/stories/spectehnika/sirena-02.jpg

Наконец, 31 марта 1958 года заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению адмирал Николай Васильевич Исаченков, который четырьмя годами ранее, 31 мая 1954 года, первым в нашей стране получил воинское звание «адмирал-инженер» - высшее воинское звание для инженерного состава отечественного ВМФ, утверждает согласованное с Ленинградским кораблестроительным институтом и заводом №196 тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку группового подводного носителя, которому и присваивается знаменитый шифр «Сирена». Кстати, тем же приказом утверждается и разработка индивидуальных буксировщиков типов «Протей-1» (заспинный) и «Протей-2» (нагрудный), а также ТТЗ на оба эти аппарата. При этом данным заданием был установлен ряд важных параметров (требований) к перспективному групповому подводному носителю (ГПН), а именно обеспечение диаметра корпуса не более 530 мм и длины - не более 7,8 м, максимальной глубины погружения - до 40 м, максимальной скорости - 5 узлов, дальности плавания - не менее 20 миль на серебряно-цинковой аккумуляторной батарее (АБ) и 12 миль при использовании на аппарате свинцово-кислотной АБ, и пр.

Особо следует отметить, что создаваемый отечественный групповой подводный носитель торпедообразного типа должен был оснащаться, среди прочего, стабилизатором глубины, обеспечивающим работу на всем диапазоне глубин при движении и на глубинах до 10 метров при стоянке, комплексом навигационных приборов, а также стационарной кислородной дыхательной системой замкнутого цикла дыхания со временем работы при условии посадки в аппарат двух легководолазов не менее чем шесть часов. Причем предполагалось, что во время следования под водой к месту высадки боевые пловцы будут дышать при помощи стационарной системы, а после покидания своего группового подводного носителя - включаться в индивидуальные дыхательные аппараты.

Разработчик системы, получившей наименование «аппарат тактического плавания ТП», - Орехово-Зуевское конструкторское бюро кислородного оборудования (главный конструктор - B.C. Сдобнов), которое в настоящее время носит наименование АО «КАМПО». Предприятие было образовано в 1953 году на основании соответствующего постановления Совета Министров СССР и за минувшие десятилетия стало ведущим разработчиком и производителем на территории России и стран СНГ «в области создания дыхательных систем для авиации, космонавтики, экстренной медицины, водолазного и пожарного дела». За годы своего существования предприятие, как указывается на его сайте, прошло «путь от КБ дыхательной аппаратуры до ведущего производителя как дыхательной техники, так и широкого спектра номенклатуры различного назначения». Кроме того, в тактико-техническом задании заказчиком особо оговаривалось, что перспективный ГПН должен иметь низкий уровень собственного магнитного поля, что, вполне понятно, потребовало от разработчика изготовить корпус аппарата из маломагнитного материала.

http://www.dogswar.ru/images/stories/spectehnika/sirena-03.jpg

В свою очередь, предложенная разработчиками силовая установка для создаваемого группового подводного носителя включала два гребных электродвигателя мощностью по 1,5 кВт и аккумуляторную батарею в составе 28 элементов типа БАМ-3. При этом двигатели работали на гребной вал посредством текстропной (клиновой ременной) передачи, а в качестве движителя были применены два двухлопастных гребных винта противоположного вращения и диаметром 350 мм. Следует отметить, что работы шли настолько быстро - впрочем, как и все в области обороны в Советском Союзе, особенно в первые послевоенные десятилетия, когда еще у всех были живы реальные воспоминания о страшной войне и сильном враге, которого удалось победить, но с большими усилиями и жертвами, что уже в июле - августе 1958 года в районе Каспийска, на Каспийском море, были осуществлены морские лабораторные испытания макета ГПН типа «Сирена». В ходе этих испытаний среди прочего были подтверждены возможность выстреливания создаваемого группового подводного носителя из торпедного аппарата подводной лодки-носителя, в том числе с находящимися в аппарате двумя боевыми пловцами, и его самовыход из него же. Кроме того, по первичным результатам испытаний два гребных винта заменили на один четырехлопастный.

Более подробные испытания по выстреливанию нового ГПН из торпедного аппарата подводной лодки-носителя были проведены в ноябре 1958 года на полигоне под Баку (Азербайджанская ССР). Отмеченные недостатки предлагалось устранить на опытных образцах и проверить на последующих испытаниях, тогда как спецлаборатории поручалось разработать особые приспособления для обеспечения выпуска «Сирены» из торпедного аппарата субмарины-носителя. Однако, как указывают В.Л. Зарембовский и Ю.И. Колесников в уже упоминавшемся труде, в ходе проводившихся в июле-сентябре 1959 года в районе Каспийска повторных заводских испытаний, а также госиспытания, проведенные в декабре того же года на полигоне под Феодосией, выявили тот факт, что в существующем виде кабины водителей советской «человеко-торпеды» при длительном подводном плавании доставляют боевым пловцам существенные неудобства.

В конечном итоге было решено госиспытания не засчитывать, провести дополнительные испытания - на обитаемость, и уже затем построить опытную партию из 10 «Сирен», передав их разведчикам в опытную эксплуатацию. В результате последней неизбежно были бы выявлены новые недостатки, после устранения которых модифицированный аппарат можно было бы окончательно принимать на вооружение и ставить на серийное производство. Также был тогда отмечен и такой серьезный недостаток, как отсутствие на «Сирене» грузового контейнера: это существенно снижало объем задач, которые могла бы решить боевая «двойка» (разработка последнего началась только в начале 1960 года - по инициативе старшего офицера Разведуправления ВМФ капитана Е.В. Батиевского).

В феврале - апреле 1960 года группа специалистов спецлаборатории 7-го управления ЦНИИ Военного Кораблестроения ВМФ (в состав последнего на правах управления Институт АСС ВМФ вошел в 1957 году) под руководством старшего научного сотрудника подполковника В.И. Тюрина проводят в бассейне испытания ГПН «Сирена» на обитаемость. Результаты последних оказались просто разгромными: размеры кабины, в которой боевые пловцы сидели спина к спине, не позволяли обеспечить их длительное нахождение в аппарате. Причем «люди-лягушки» даже не всегда могли самостоятельно - без внешней помощи -открыть и закрыть защитную крышку кабины. Да и переключиться в закрытой кабине с индивидуального дыхательного аппарата на бортовую дыхательную систему и наоборот в большинстве случаев у принимавших участие в испытаниях водолазов не получалось.

Дополнительные недостатки были выявлены в ходе войсковых испытаний трех опытных образцов «Сирены», проводившихся в августе -сентябре 1962 года в районе Феодосии (примечательно, что той же осенью проводились и испытания возможностей и порядка транспортировки по воздуху вооружения и специальной техники боевых пловцов, включая и ГПН типа «Сирена»). В том числе было установлено, что навигационная система не обеспечивает возвращение аппарата с боевыми пловцами в назначенный район; стабилизатор глубины без хода не работает, а дальность плавания - существенно хуже требуемой. В конечном итоге после проведенной доработки и дополнительных испытаний ГПН типа «Сирена» приказом Главнокомандующего ВМФ СССР от 29 марта 1965 года принимается на вооружение советского военно-морского спецназа.

http://www.dogswar.ru/images/stories/spectehnika/sirena-04.jpg

Однако еще до этого, в 1960-1964 годы, активно ведутся работы по созданию уже нового образца группового подводного носителя, получившего обозначение «Сирена-У» и имеющего следующие характеристики: длина корпуса - 10,3 м, масса - 770 кг, материал корпуса -алюминиевый сплав, максимальная скорость - до 10 узлов. Причем конструктивно новый аппарат включал уже четыре части (с носа в корму): контейнер; головное отделение (аккумуляторная батарея из 36 элементов типа БАМ-3); центральное, водопроницаемое отделение (кабины легководолазов, система стабилизации по глубине), а также кормовое отделение (здесь размещались все приборы управления, силовая установка и рулевые машинки). Работы велись одновременно по двум подвариантам - «Сирена-УТ» (тепловая энергоустановка, включающая одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания на перекиси водорода) и «Сирена-УЭ» (электросиловая энергоустановкой - как в электрических торпедах). Новые ГПН получают новейший стабилизатор глубины типа СГ-П (впоследствии этот ГПН получил стабилизатор глубины типа СГ-ПАМ). По результатам испытаний для дальнейшей проработки был взят вариант «Сирена-УЭ».

После многочисленных устранений «недочетов» в ноябре 1962 года, наконец, утверждается тактико-техническое задание на «Подводный аппарат для передвижения водолазов со съемным контейнером и электросиловой энергетической установкой»: длина не более 10,5 м с контейнером и 7,9 м без оного; корпус и контейнер - из алюминиево-магниевого сплава (контейнер должен легко отсоединиться двумя боевыми пловцами в подводном положении); дальность хода - не менее 40 миль при скорости 4 узлов; максимальная скорость - 8 узлов; максимальная глубина погружения - 40 м. Кроме того, необходимо было обеспечить автоматическое управление горизонтальными (по глубине) и вертикальным (по курсу) рулями, а также «возможность хранение аппарата на глубине 10-15 м до пяти суток с последующим использованием по назначению».

В октябре 1963 года в районе острова Березань на Черноморском флоте проводятся испытания стабилизатора глубины СГ-ПАМ без хода в составе макета ГПН типа «Сирена-У», в июне -августе 1965 года на полигонах под Очаковым и Одессой проходят заводские испытания двух макетов таких ГПН с макетным устройством по выпуску из торпедного аппарата субмарины-носителя, а в 22 сентября - 30 октября 1966 года там же успешно проводятся госиспытания «Сирены-У», в ходе которых последняя впервые выпущена на ходу из торпедного аппарата подлодки-носителя. Наконец, в 1967 году групповой подводный носитель типа «Сирена-У» принимается на вооружение спецназа ВМФ СССР.

В августе 1965 года представители Разведуправления ВМФ поднимают вопрос о целесообразности создания группового подводного носителя торпедообразного типа, аналогичного ГПН типа «Сирена» / «Сирена-У», но с корпусом большего диаметра и, соответственно, большими полезной нагрузкой и дальностью плавания, - вплоть до 100 миль. Новый аппарат также должен был иметь большие скорость и глубину погружения, отличаться герметичными кабинами и возможностью транспортировки трех, а не двух боевых пловцов. Образец такого перспективного группового подводного носителя, создаваемого в калибре 650-мм торпеды, получил обозначение «Сирена-К». Проект, впрочем, дальше не пошел и был «положен на полку».

Следующим в семействе советских «сирен» стал вариант «Сирена-УМ», модернизированный вариант с уменьшенной шумностью, а в ходе последующей модернизации данного группового подводного носителя, которую осуществляли уже специалисты завода «Двигатель» (впоследствии - ФГУП «Завод «Двигатель», затем АО «Завод «Двигатель», а с 2019 года - в составе компании АО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор», которая в свою очередь структурно входит в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение») при участии других предприятий судостроительной, авиационной и электротехнической промышленности, был создан еще более совершенный образец, получивший обозначение «Сирена-УМЭ».

Новый групповой подводный носитель отличался возможностью применения практически с любого надводного корабля или катера, у которых имелись соответствующие грузоподъемные устройства до 2 тонн, а также с подводных лодок семейства 877/636 - при оснащении их специальными выталкивающими штанговыми устройствами (УВШ) типа «Трепанг», и «спецназовских» сверхмалых подводных лодок типа «Пиранья». Конструктивно двухместный групповой подводный носитель «Сирена-УМЭ», который разрешен к поставке на экспорт и активно демонстрируется российскими специалистами на международных выставках вооружений и военной техники, состоит из следующих частей (отделений):
- быстроотделяемого от группового подводного носителя грузового контейнера - он стыкуется с головным отделением аппарата;
- головного отделения или аккумуляторного отсека - включает аккумуляторную батарею никель-кадмиевых аккумуляторов;
- среднего или проточного отделения - включает кабины легководолазов с выдвигающимися крышками для защиты боевых пловцов от набегающего потока воды при движении аппарата, пульт управления, бортовую систему жизнеобеспечения и устройство вертикального маневрирования и обеспечения «зависания» аппарата в режиме «без хода», благодаря которому аппарат может также осуществлять автоматический переход по глубине по заданию легководолаза-оператора;
- кормового отделения с хвостовой частью -включает навигационный комплекс ГПК-52АП, приборы управления, блоки коммутации и регулировки оборотов гребного электродвигателя, рулевые машинки, а также силовой электродвигатель мощностью 3,1 л.с. и движитель с гребными винтами в насадке.

Все агрегаты и приборы «Сирены-УМЭ», а также гребные винты группового подводного носителя выполнены в малошумном исполнении, а навигационная система и приборы управления группового подводного носителя обеспечивают ему автоматическое движение любым курсом - от 0 до 360 градусов - на глубинах до 40 метров. Отличительной особенностью данного представителя семейства «Сирен» является возможность монтажа на ее борту малогабаритной гидроакустической станции - для обнаружения подводных препятствий, а также глубиномера и лага. Автоматизированная система управления движением группового подводного носителя обеспечивает автоматическую стабилизацию заданных величин глубины хода и курса; автоматический выход ГПН на задаваемую водолазом-разведчиком глубину; автоматическую стабилизацию (режим «зависания») заданной глубины в режиме «без хода», а также автоматическое управление всплытием. В то же время при маневрировании в районе грунта (дна), в узкостях, а также в районе объектов проведения спецоперации предусмотрено ручное управление движением аппарата по курсу и глубине.

Длина «Сирены-УМЭ» с грузовым контейнером достигает 1,13 метра, калибр - 533 мм. Собственная масса самого группового подводного носителя типа составляет 420 кг, а с грузовым контейнером в снаряженном виде она достигает 1644 кг. Аппарат может развивать скорость полного хода до 4 узлов (экономический ход - 2 узла), при этом дальность хода аппарата скоростью 4 узла достигает 8 миль. Автономность данного группового подводного носителя - 2 часа, гарантийный срок службы - 1,5 года (или 200 часов), причем аппарат можно оставлять на глубинах не более 15 метров на срок до пяти суток с возможностью последующей эксплуатации. Время подготовки ГПН типа «Сирена-УМЭ» на береговой базе командой техников из двух человек - не более полутора часов - но при условии готовой аккумуляторной батареи, время зарядки которой составляет 15 часов.

Тактико-технические характеристики буксировщика «Сирена-УМ»
Водоизмещение, кг 1644
Длина (с контейнером), мм 11300
Диаметр, мм 532
Полезная нагрузка, кг 460
Глубина погружения, м 40
Срок пребывания под водой, ч. 3
Дальность плавания макс., миль 8
Скорость макс., уз. 4
Скорость эконом., уз. 2
Экипаж, чел. 2
Материал корпуса - Алюминиевый сплав
Двигатель - электрический, питание от АБ
Мощность двигателя, л. с. 3,1