http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-01.jpg

Противотранспортная мина МЗУ предназначается для минирования железных и автомобильных дорог. Мины МЗУ также могут применяться в качестве объектных мин замедленного действия для разрушения различных военных и промышленных сооружений по истечении заранее установленного времени замедления.

Устройство мины МЗУ

Мина МЗУ состоит из взрывателя ВМЗУ и основного заряда. Взрыватель ВМЗУ состоит из корпуса с футляром, механизма ручного управления, механизма дистанционного управления, источника тока, блока с механизмами дальнего взведения и замедления, предохранительно-детонирующего механизма, вибрационного датчика, магнитного датчика, электронного реле, переключателя "РОД РАБОТЫ", переключателя "ЗАМЕДЛЕНИЕ СУТКИ", элементов неизвлекаемости ЭНИ и необезвреживаемости ЭНО, винта неизвлекаемости.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-02.jpg

Корпус и его крышка - металлические, соединены наглухо. В корпусе и на крышке размещены все узлы взрывателя. Сверху на крышке имеются: ручка механизма ручного управления; два упора для фиксации ручки в безопасном (с надписью "ОТКЛ.") и боевом (с надписью "ВКЛ.") положениях; разъем для подключения кабеля управления, закрытый крышкой (этот разъем может также использоваться для подключения системы неконтактного управления - ИЛЖ, для правильной стыковки с системой неконтактного управления на крышке нанесена цветная метка); винт для разгерметизации взрывателя после перевозки его в негерметизированных кабинах самолетов. Снизу на корпусе имеется: гнездо с надписью "ЭЛЕМЕНТ" для источника тока, закрытое крышкой: на крышке нанесен знак "-"; ; блок с механизмами дальнего взведения (механизм ЭХП) и замедления (механизм ЭХЗ); на блоке закреплены кнопка элемента необезвреживаемости ЭНО и гнездо, в которое ввинчен винт неизвлекаемости; около блока на корпусе нанесены надписи: "ЭХЗ", "ЭХП", "ДЛЯ ИЗВЛЕКАЕМОСТИ ВИНТ ВЫВЕРНУТЬ"; предохранительно-детонирующий механизм; переключатель "ЗАМЕДЛЕНИЕ СУТКИ"; переключатель "РОД РАБОТЫ"; разъем "ПРОВЕРКА" для подключения кабеля проверки.

Футляр закрывает взрыватель снизу и поджимается к крышке четырьмя замками. Герметичность соединения футляра с крышкой обеспечивается резиновой прокладкой. Выступающая нижняя часть футляра имеет наружную резьбу для соединения взрывателя с основным зарядом. При хранении взрывателя на резьбу навинчивается колпачок. К футляру прикреплен ремень из тесьмы. Механизм ручного управления служит для перевода взрывателя из транспортного положения в боевое и обратно. Поворотом ручки на 90° по ходу часовой стрелки к схеме подключается источник тока и поворачивается движок с капсюлем-детонатором, чем замыкается огневая цепь в предохранительно-детонирующем механизме.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-03.jpg

Механизм дистанционного управления служит для перевода взрывателя из безопасного положения в боевое -в режим замедления и обратно. Дистанционное управление положением взрывателя производится по кабелю управления с помощью пульта управления. Основным элементом механизма дистанционного управления является поляризованное реле. При подаче импульса тока от пульта управления поляризованное реле производит переключение электрической схемы взрывателя из безопасного в боевое положение или из боевого в безопасное. Определение положения взрывателя (боевое, безопасное) производится по показанию стрелки индикаторного прибора пульта управления. Блок с электрохимическими механизмами дальнего взведения (механизм ЭХП) и замедления (механизм ЭХЗ) имеет два гнезда, закрываемых затворами. Блок имеет контакты, которые переключаются при срабатывании механизмов ЭХП и ЭХЗ.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-04.jpg

Предохранительно-детонирующий механизм обеспечивает разрыв огневой цепи в транспортном положении и передачу детонации основному заряду при срабатывании взрывателя в боевом положении. В нем имеются электровоспламенитель НХ-ПЧ, поворотный движок с капсюлем-детонатором лучевого действия и детонатор. Движок поворачивается поворотом ручки механизма ручного управления и в зависимости от ее положения обеспечивает разрыв огневой цепи (в положении ОТКЛ.) или замыкает ее (в положении ВКЛ.). Предохранительно-детонирующий механизм крепится к корпусу взрывателя двумя винтами, которые одновременно выполняют роль контактов, подключающих электровоспламенитель НХ-ПЧ к электрической схеме. Взрыватели ВМЗУ, как правило, поступают в войска окончательно снаряженными. В случае поставки взрывателей ВМЗУ неснаряженными предохранительно-детонирующие механизмы поступают в одной упаковке с взрывателями (вложены в гнезда арматуры).

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-05.jpg

Вибрационный датчик цели обеспечивает выдачу электрического сигнала на электронное реле взрывателя при подходе поезда к месту установки мины. В качестве вибрационного датчика используется сейсмоприемник магнитоэлектрического типа. Вибрационный датчик включается в схему при установке мины на железной дороге. Магнитный датчик цели обеспечивает выдачу электрического сигнала на электронное реле при изменении напряженности магнитного поля в момент прохода транспортного средства над местом установки мины. В качестве магнитного датчика используются две индукционные катушки с сердечниками из электротехнической стали. Магнитный датчик включается в схему при установке мины на автомобильной дороге. Электронное реле при получении от датчика цели электрического сигнала установленного порогового значения замыкает электровзрывную цепь взрывателя.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-06.jpg

Переключатель "РОД РАБОТЫ" имеет три положения, обозначенные надписями "ОБЪЕКТ", "АВТО", "ПОЕЗД". Установкой переключателя в положение "АВТО" к схеме взрывателя подключается магнитный датчик, а в положение "ПОЕЗД" - вибрационный датчик. При установке переключателя в положение "ОБЪЕКТ" электровзрывная цепь взрывателя замыкается по истечении времени замедления в момент срабатывания механизма ЭХЗ. Переключатель "ЗАМЕДЛЕНИЕ СУТКИ" имеет десять положений, обозначенных числами 0, 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 30, 60. Установкой переключателя на соответствующее число задается время замедления в сутках. При установке переключателя в положение 0 (нуль) в схему включается только механизм ЭХП, выполняющий роль механизма дальнего взведения. Механизм ЭХП обеспечивает предохранение в течение 10-180 минут в зависимости от температуры. Взрыватель после срабатывания механизма ЭХП переходит в режим ожидания цели. Если взрыватель был поставлен в неизвлекаемое положение, то после срабатывания механизма ЭХП в схему включаются элементы неизвлекаемости ЭНИ и необезвреживаемости ЭНО и мина становится неизвлекаемой и необезвреживаемой. При установке переключателя в другие положения (кроме 0) в схему дополнительно к механизму ЭХП включается механизм ЭХЗ с соответствующим сопротивлением. В этом случае после срабатывания механизма ЭХП взрыватель переходит в режим замедления (в работу включается механизм ЭХЗ). После срабатывания механизма ЭХЗ взрыватель переходит в режим ожидания цели.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-07.jpg

Механизм дальнего взведения - механизм ЭХП состоит из медной трубки заполненной электролитом и закрытой с торцов резиновыми пробками. Внутри трубки проходит медная проволока, одним концом удерживающая подпружиненный ударник. Конец ударника тупой. Пружина сжата между пластмассовой втулкой и шайбой. Другой конец проволоки закреплен на среднем контакте на пластмассовой шайбе. На медную трубку надето кольцо с тремя контактными лапками, концы которых загнуты на пластмассовой шайбе. Механизм ЭХП устанавливается в блок в гнездо под затвор, имеющий надпись ЭХП. При подключении среднего контакта и контактных лапок к источнику тока через электролит протекает ток, проволока, не имеющая изоляции в средней части растворяется и под воздействием пружины через определенное время разрывается. Ударник освобождается и переключает контакты, прикрепленные к блоку.

Механизм замедления - механизм ЭХЗ - имеет устройство, аналогичное устройству механизма ЭХП, но отличается от него составом электролита и заостренным концом ударника.

Элемент неизвлекаемости ЭНИ - наклонный датчик - замыкает электровзрывную цепь при изменении наклона мины. Он состоит из корпуса, в котором закреплены три контактных винта, соединенных металлической пластиной, двух контактных плат, скрепленных металлическим винтом, и шарика свободно перемещающегося в корпусе между платами. При изменении наклона мины шарик перекатывается внутри корпуса и замыкает одну из плат с одним из контактных винтов.

Элемент необезвреживаемости ЭНО - подпружиненная кнопка - замыкает электровзрывную цепь при снятии футляра взрывателя. Под действием пружины втулка кнопки, являющаяся одним контактом, замыкается с пластиной, соединенной с винтом, выполняющим роль второго контакта.

Винт неизвлекаемости служит для установки взрывателя в неизвлекаемое положение. Если винт ввинчен в гнездо, то он соединяет упор с пластиной и этим включает в схему наклонный датчик и кнопку. Кроме того, во взрывателе ВМЗУ при установке его в неизвлекаемое положение предусмотрено замыкание электровзрывной цепи, в случае если механизм ручного управления будет переводиться в положение ОТКЛ. ранее, чем механизм дистанционного управления.

Кабель управления, двухпроводный, длиной 10 м, на концах имеет разъемы для подключения к взрывателю и к пульту управления МЗУ. При хранении в разъемы ввинчиваются пробки.

Кабель проверки трехпроводный длиной 1,5 м на концах, так же как и кабель управления, имеет разъемы. Провода кабеля заключены в трубку ПВХ.

Основной заряд имеет металлический корпус, снаряженный плавленым тротилом с дополнительным детонатором из прессованного тротила. На верхнем конце заряда имеется резьбовое гнездо, закрытое пробкой, для соединения заряда с взрывателем и имеются захваты, а на нижнем звездочка для байонетного соединения одного заряда с другим.

Пульт МЗУ управления служит для проверки исправности взрывателя и дистанционного управления его положением. Он имеет металлической корпус с откидной крышкой, закрываемой замком. С внутренней стороны крышки имеется краткая инструкция по пользованию пультом. На панели пульта имеются: гнездо для установки источника тока - элемента 373, закрытое крышкой со знаком +; индикаторный прибор стрелочного типа со шкалой, разбитой на три сектора, окрашенные в черный, зеленый и красный цвета; разъем с надписью "К ИЗДЕЛИЮ", закрытый крышкой, для подключения кабелей проверки или управления; кнопка с надписью ПУСК; два тумблера - тумблер В1 на два положения "ВКЛ." и "ВЫКЛ." и тумблер В2 на два положения "I" и "II".

Капроновая лента длиной 5 м используется при опускании снаряженной мины в скважины (шурфы) при установке.

Принцип действия мины МЗУ

При хранении и транспортировании взрыватель находится в транспортном положении - ручка механизма ручного управления находится в положении "ОТКЛ." и опломбирована. В этом положении ручки движок с капсюлем-детонатором отведен от электровоспламенителя и детонатора - огневая цепь разорвана. При подготовке взрывателя установкой переключателя "ЗАМЕДЛЕНИЕ СУТКИ" в схему включается механизм ЭХЗ с соответствующим сопротивлением; установкой переключателя "РОД РАБОТЫ" в схему включается соответственно магнитный или вибрационный датчик или взрыватель становится в положение "ОБЪЕКТНОЕ"; ввинчиванием винта к схеме подключаются наклонный датчик и кнопка ЭНО. При повороте ручки механизма ручного управления предварительно подключается источник тока поворачивается движок и капсюль-детонатор становится между электровоспламенителем и детонатором - огневая цепь замыкается.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-09.jpg

При подаче импульса тока от пульта управления на механизм дистанционного управления источник тока подключается к механизму ЭХП, выполняющему роль механизма дальнего взведения, - взрыватель переводится в боевое положение. При срабатывании механизма ЭХП, если переключатель "ЗАМЕДЛЕНИЕ СУТКИ" был установлен в положение "0", подключается электронное реле и взрыватель сразу переходит в режим ожидания цели. Если же переключатель был установлен в другое положение (кроме 0), то в работу включается механизм ЭХЗ и взрыватель переходит в режим замедления. Кроме того, если был ввинчен винт неизвлекаемости, то при срабатывании механизма ЭХП подключаются наклонный датчик и кнопка ЭНО и взрыватель становится неизвлекаемым и необезвреживаемым. По истечении установленного времени замедления срабатывает механизм ЭХЗ и, подключая электронное реле, переводит взрыватель из режима замедления в режим ожидания цели. Если переключатель "РОД РАБОТЫ" был поставлен в положение "ОБЪЕКТ", то при срабатывании механизма ЭХЗ замыкается электровзрывная цепь взрывателя.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-10.jpg

В случае установки переключателя в положение "АВТО" при проходе транспортного средства над местом установки мины магнитный датчик выдает электрический сигнал на электронное реле, которое замыкает электровзрывную цепь взрывателя. В случае установки переключателя в положение "ПОЕЗД" при подходе поезда к месту установки мины в результате колебаний, вызванных поездом, вибрационный датчик выдает электрический сигнал на электронное реле. При получении сигнала электронное реле замыкает электровзрывную цепь взрывателя. В случае установки в неизвлекаемое положение электровзрывная цепь замыкается также при наклоне мины наклонным датчиком, а при снятии футляра - кнопкой ЭНО или при повороте ручки механизма ручного управления в положение "ОТКЛ". При замыкании электровзрывной цепи импульс тока поступает на электровоспламенитель, который при этом срабатывав и вызывает взрыв капсюля-детонатора, детонатора и основного заряда. Взрыватель, переведенный в боевое положение, находящийся в режиме замедления или ожидания цели, может быть переведен в безопасное положение. При подаче импульса тока от пульта управления на механизм дистанционного управления производится отключение источника тока и взрыватель переводится в безопасное положение.

Меры безопасности при работе с минами МЗУ

1. Хранение и транспортирование взрывателей ВМЗУ и основных зарядив производятся в заводской упаковке.
2. К применению допускаются только исправные взрыватели ВМЗУ.
3. Хранение, транспортирование, проверка работоспособности и подготовка взрывателя ВМЗУ к установке производятся при безопасном положении взрывателя - при нахождении ручки механизма ручного управления в положенни "ОТКЛ".
4. Соединение взрывателя ВМЗУ с основным зарядом и перевод ручки в положение "ВКЛ." производятся на месте установки мины.
5. Перевод мины в боевое положение производится по приказу командира.
6. Перевод в боевое положение взрывателей ВМЗУ, установленных без замедления (переключатель "ЗАМЕДЛЕНИЕ СУТКИ" установлен в положение "0"), и в неизвлекаемое положение (без замедления и с замедлением) производится только в следующей последовательности:
- перевести ручку механизма ручного управления из положения "ОТКЛ." в положение "ВКЛ." (на месте установки мины до ее маскировки);
- перевести мину в боевое положение дистанционно с помощью пульта управления (после маскировки мины).
7. Движение поездов и других транспортных средств по железной дороге или автомобилей и других средств по автомобильной дороге, на которой установлены мины МЗУ, а также производство каких-либо работ ближе 50 м от места установки мины разрешается:
- если мины находятся в безопасном положении;
- если мины установлены в извлекаемое положение, находятся в режиме замедления и до истечения замедления осталось не менее 30% от установленного времени замедления, но не менее двух суток.
8. Запрещается:
- установка мин МЗУ в положении "АВТО" ближе 200 м от действующих линий электропередач, электросиловых установок электрифицированных железных дорог, радио- и радиолокационных станции;
- движение по заминированной дороге и вблизи нее (ближе 50 м от места установки мин) транспортных и других средств, а также производство каких-либо работ и подход к минам ближе 7 м после перевода мин в боевое положение, если мины установлены в неизвлекаемое положение; если до истечения замедления мин, установленных в извлекаемое положение, осталось менее 30% от установленного времени замедления или менее двух суток;
- обезвреживание мин, которые не переводятся дистанционно с помощью пульта управления МЗУ в безопасное положение.

Подготовка к установке мины МЗУ

При подготовке к установке производятся проверка работоспособности взрывателя и механизмов ЭХП и ЭХЗ, снаряжение взрывателя и соединение его с основным зарядом. Проверка взрывателя производится с помощью пульта управления МЗУ. Для проверки работоспособности взрывателя необходимо:
- установить в пульт управления МЗУ элемент 373 центральным контактом вверх и навинтить крышку;
- установить тумблер В1 в положение "ВКЛ.", а тумблер В2 - в положение "II"; стрелка индикаторного прибора должна установиться в пределах черного сектора шкалы; если стрелка не устанавливается на черном секторе - сменить элемент 373;
- нажать кнопку "ПУСК", через 1-2 секунды стрелка прибора должна установиться между цифрами 1 и 2 на шкале - пульт управления исправен;
- кнопку "ПУСК" отпустить, тумблер В1 поставить в положение "ВЫКЛ";
- извлечь ВМЗУ из упаковки, убедиться, что ручка механизма ручного управления находится в положении "ОТКЛ.";
- свинтить крышки с разъемов на крышке ВМЗУ и на пульте управления и соединить ВМЗУ и пульт кабелем управления;
- поставить тумблер В1 в положение "ВКЛ." и убедиться, что ВМЗУ находится в безопасном положении - стрелка индикаторного прибора должна установиться в пределах зеленого сектора шкалы;
- если ВМЗУ находится в боевом положении, т. с. стрелка стоит на красном секторе, то в соответствии с инструкцией на крышке пульта перевести ВМЗУ в безопасное положение;
- поставить тумблер В1 в положение "ВЫКЛ.", отсоединить пульт от ВМЗУ, навинтить крышку на разъем на ВМЗУ;
- открыть замки, вынуть ВМЗУ из футляра и поставить его на крышку;
- вывинтить винт неизвлекаемости;
- подключить пульт управления МЗУ с помощью кабеля проверки к разъему "ПРОВЕРКА" на ВМЗУ;
- поставить переключатель "РОД РАБОТЫ" в положение "ПОЕЗД", выждать не менее 30 секунд и постучать по ВМЗУ; стрелка индикаторного прибора должна кратковременно отклониться;
- поставить переключатель в положение "АВТО", выждать не менее 30 секунд и наклонить несколько раз ВМЗУ; стрелка прибора при наклонах ВМЗУ должна кратковременно отклоняться;
- выждав 30 секунд, перевести переключатель в положение "ОБЪЕКТ"; в момент переключения стрелка прибора должна кратковременно отклониться;
- поставить тумблер В1 в положение "ВЫКЛ.", отключить кабель проверки от ВМЗУ и пульта управления, навинтить на разъем пульта крышку, ввинтить в гнездо до отказа винт неизвлекаемости.

Для проверки исправности механизмов ЭХП и ЭХЗ необходимо:
- убедиться в пригодности их по срокам хранения;
- подключить омметр М-57 клеммой против знака со к центральному контакту на пластмассовой шайбе, а другой клеммой к одной из контактных лапок; омметр должен показать сопротивление в пределах 20-200 Ом.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-11.jpg

Снаряжение взрывателя производится в следующем порядке:
1. Если предохранительно-детонирующий механизм отсоединен от ВМЗУ, то установить его на ВМЗУ и закрепить двумя винтами с помощью отвертки.
2. Установить ВМЗУ в заданное положение.
Переключатель "РОД РАБОТЫ" поставить в положение:
- при установке на автомобильной дороге - "АВТО";
- при установке на железной дороге - "ПОЕЗД";
- при установке для разрушения объекта - "ОБЪЕКТ".
Переключатель "ЗАМЕДЛЕНИЕ СУТКИ" поставить на заданное время замедления.
При установке в извлекаемое положение винт неизвлекаемости вывинтить из гнезда. При установке в неизвлекаемое положение винт из гнезда не вывинчивается.
3. Установить в соответствующие гнезда блока дальнего взведения и замедления механизмы ЭХП и ЭХЗ и закрыть затворы,
4. Установить в гнездо ВМЗУ источник тока - элемент 373, для чего:
- убедиться в пригодности элемента 373 по сроку сохранности и осмотром (пригодным считается элемент, срок сохранности которого истекает не ранее заданного срока срабатывания мины, не имеющий подтекания электролита и выпучивания стенок);
- установить элемент 373 в гнездо ВМЗУ центральным контактом вперед и навинтить крышку гнезда до отказа.
5. Надеть на ВМЗУ футляр и закрыть замки.
6. Соединить подготовленный взрыватель с основным зарядом, предварительно свинтив колпачок с выступа на футляре ВМЗУ и вывинтив пробку из гнезда основного заряда.
7. Подключить к разъему на крышке ВМЗУ кабель управления.
Винт неизвлекаемости, если он вывинчен из ВМЗУ при подготовке к установке, сдается командиру и в последующем хранится вместе с отчетными документами на установку мины.

Установка мины МЗУ на железной дороге

Минирование железных дорог производится в соответствии с Руководством для железнодорожных войск. Заграждение фронтовых железных дорог (ЗЖД-61). Для вызова крушения поезда необходимо образовать в полотне дороги воронку диаметром 5 м с разрушением рельсовой колеи над ней или как минимум выбить (разрушить) один рельс на длине 3 м. Рекомендуется устанавливать мины на высоких насыпях или в выемках и на кривых участках пути. При разрушении одного рельса на кривой разрушать внешний рельс. Мина МЗУ может устанавливаться в различных местах железнодорожного полотна относительно верхнего строения (в плане): под рельсом, между рельсами, под шпалой или между шпалами, а также вне рельсовой колеи (до 1,5 м от ближайшего рельса). Глубина установки 0,5-1,5 м от подошвы рельса до крышки взрывателя

Основной заряд, входящий в комплект мины МЗУ, при глубине установки мины 0,5-1,5 м при взрыве образует в железнодорожном полотне воронку диаметром от 3,5 до 5,5 м в зависимости от глубины установки, материала полотна (тип грунта, наличие подсыпки щебня) и его состояния (замерзший или незамерзший грунт). В зависимости от конструкции верхнего строения железнодорожного пути (подсыпка щебня, железобетонные или металлические шпалы, тяжелые рельсы) образование воронки указанных выше размеров может не вызвать разрушения рельсовой колеи и крушения поезда. Поэтому рекомендуется увеличивать заряд мины дополнительным зарядом массой 10-15 кг, составленным из тротиловых шашек, подрывных зарядов, противотанковых мин (без взрывателей). Дополнительный заряд устанавливается вплотную к основному сбоку или снизу.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-12.jpg

При минировании двухпутной железной дороги мины с одинаковым временем замедления устанавливаются в каждый путь на расстоянии не менее 200 м одна от другой. При этом следует иметь в виду, что мины, перешедшие в режим ожидания цели, срабатывают при движении поезда по соседнему пути (в случае если оба пути имеют общее полотно). Для обеспечения крушения поезда, проходящего по соседнему пути, рекомендуется ка втором пути устанавливать заряд массой 20-25 кг (из тротиловых шашек, подрывных зарядов). Для обеспечения передачи детонации от мины заряду, установленному на соседнем пути, могут применяться подрывные заряды СЗ-4П или СЗ-1Э, связанные по длине. Концы крайних зарядов оборачиваются вокруг основного заряда мины и заряда, установленного на соседнем пути. При отсутствии удлиненных зарядов для соединения мины с зарядом применяется отрезок детонирующего шнура с капсюлями-детонаторами №8-А, обжатыми на обоих концах. Вплотную к основному заряду мины и заряду, установленному на соседнем пути, устанавливаются тротиловые шашки массой 400 г. Детонирующий шнур прокладывается и маскируется в канавке, соединяющей шурфы (скважины) для установки мины и заряда. Капсюли-детонаторы вставляются в запальные гнезда шашек.

Для установки мины (заряда) в полотне дороги вручную отрывается шурф (колодец) или бурильной машиной бурится скважина глубиной 1-2 м (диаметром не менее 0,2 м). Подготовленная мина (заряд) опускается в шурф (скважину). При установке мины МЗУ допускается наклон ее до 45° от вертикали. Для кабеля управления отрывается канавка. Для обеспечения хорошей маскировки места установки мины рекомендуется при отрывке шурфа щебень и грунт, не перемешивая, укладывать на брезент. После установки мины шурф (скважину) засыпать вынутым при отрывке грунтом и щебнем в том же порядке, в котором они находились до отрывки. Засыпка производится слоями с трамбовкой каждого слоя. Маскировка производится так, чтобы не осталось следов производства работ. Место маскировки конца кабеля управления отмечается колышком. Мина МЗУ в качестве противопоездной (в положении "ПОЕЗД") может устанавливаться совместно с прибором неконтактного управления (система ИЛЖ). Установка мины с прибором и перевод ее в боевое положение в этом случае производятся в соответствии с руководством по применению указанного прибора.

Установка мины МЗУ на автомобильной дороге

Минирование автомобильных дорог производится в соответствии с требованиями Руководства по устройству и преодолению инженерных заграждений. Мина МЗУ устанавливается под проезжей частью дороги в шурф (колодец, скважину) на глубину 0,2-1 м, считая от поверхности проезжей часты до крышки взрывателя. Если дорога имеет твердое покрытие, мина может устанавливаться под покрытие с обочины. Для направления движения транспорта на мину при большой ширине покрытия на нем могут быть образованы взрывами воронки. Колодцы (скважины) для установки мин могут отрываться также и на проезжей части дороги. При этом твердое покрытие может пробиваться взрывом кумулятивного заряда. Для обеспечения лучшей маскировки мины рекомендуется устанавливать на участках дороги, имеющих повреждения покрытия (в выбоинах). Кабель управления прокладывается в стыках между плитами покрытия или по трещинам в покрытии.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mzu-mine-13.jpg

При установке мин в шурфах (скважинах), отрытых на проезжей части, следует иметь в виду, что при наличии твердого покрытия маскировка мест установки мин и особенно кабеля управления связана с большими трудностями, так как требует тщательной заделки повреждений покрытия, имитирующей следы ремонтных работ. Мина в положении "АВТО" устанавливается по возможности вертикально. Допускается наклон мины до 30° от вертикали при установке её в наклонной скважине, пробуренной с обочины. Для пусковго кабеля на обочине и в кювете отрывается канавка. Кабель маскируется, место маскировки конца кабеля отмечается колышком. Основной заряд мины при взрыве образует на дороге воронку диаметром 3,5-5,5 м. При необходимости образования воронки больших размеров мина устанавливается с дополнительным зарядом, масса которого определяется расчетом (в зависимости от размеров воронки).

Установка мины МЗУ в положение объектная

В положении "ОБЪЕКТ" - объектная мина МЗУ может устанавливаться в целях разрушения различных дорожных сооружений промышленных и других сооружений. В этом случае мина устанавливается в сооружении (в камерах, заблаговременно подготовленных при строительстве, в камерах, нишах или колодцах, выделанных непосредственно перед установкой), как правило, с дополнительным зарядом. Масса дополнительного заряда определяется расчетом в соответствии с требуемой степенью разрушения. Установка мины в качестве объектной может производиться с наклоном до 90° от вертикали. Дополнительный заряд должен плотно прилегать к основному заряду мины.

Перевод мины МЗУ в боевое положение

Перевод мины МЗУ в боевое положение может производиться непосредственно при установке или спустя некоторое время (до одного месяца) после установки - при приведении заблаговременно установленных минных заграждений в первую степень готовности. При установке с замедлением в извлекаемое положение мина может быть переведена в боевое положение непосредственно при установке до маскировки ее в любом порядке (сначала вручную установкой ручки в положение ВКЛ., а затем с помощью пульта управления или в обратном порядке). При установке мины без замедления и с замедлением в неизвлекаемое положение, а также в любом варианте установки, когда требуется перевод мины в боевое положение после маскировки ее, мина переводится в боевое положение только в следующем порядке:
- вручную до маскировки установкой ручки в положение "ВКЛ.";
- дистанционно в необходимый момент (по приказу) с помощью пульта управления в соответствии с инструкцией на крышке пульта.

Для перевода мины в боевое положение дистанционно необходимо:
- отыскать замаскированный конец кабеля управления;
- подключить пульт МЗУ к кабелю управления, присоединенному к мине;
- установить тумблер В1 в положение "ВКЛ." и нажатием кнопки "ПУСК" перевести мину в боевое положение; стрелка индикаторного прибора должна установиться па красном поле шкалы;
- снять колышек, отмечающий конец кабеля, и замаскировать конец кабеля; если заранее известно, что мину обезвреживать не понадобится, кабель может быть обрезан.
Время перевода мины в боевое положение (дата и часы) отмечается в отчетной карточке на установку мины.

Обезвреживание мины МЗУ

Обезвреживать разрешается:
- мины, не переведенные в боевое положение;
- мины, установленные в положение АВТО или ПОЕЗД (извлекаемые и неизвлекаемые), переведенные в боевое положение и находящиеся в любом режиме (в режиме замедления или в режиме ожидания цели);
- мины, установленные в положение ОБЪЕКТ (извлекаемые и неизвлекаемые), переведенные в боевое положение и находящиеся в режиме замедления, если осталось не менее 30% от установленного времени и не менее двух суток.

Для обезвреживания мины МЗУ необходимо:
- не подходя к месту установки самой мины ближе 7 м, подойти к месту, где замаскирован конец кабеля управления, найти его и подключить к нему пульт управления МЗУ;
- перевести взрыватель ВМЗУ дистанционно в безопасное положение в соответствии с инструкцией на крышке пульта МЗУ, для чего поставить тумблер В1 в положение "ВКЛ.", а тумблер В2 в положение "II", нажать и отпустить кнопку "ПУСК"; при переводе в безопасное положение стрелка индикаторного прибора должна установиться в пределах зеленого сектора шкалы; если перевода не произошло, переключить тумблер В2 в положение "I" и, выждав 15 секунд, вновь нажать и отпустить кнопку "ПУСК"; в случае если перевода мины в безопасное положение не произошло, операция повторяется еще один раз при установке тумблера В2 в режимах "II" и "I":
- в случае повторного отказа в переводе мины в безопасное положение дальнейшее обезвреживание ее запрещается;
- после перевода в безопасное положение отсоединить пульт управления МЗУ и поставить тумблер В1 в положение "ВЫКЛ.", откопать мину, перевести ручку механизма ручного управления в положение "ОТКЛ.", отсоединить кабель управления, извлечь мину с места установки;
- отсоединить взрыватель от основного заряда;
- открыть замки и снять футляр;
- вынуть из гнезд элемент 373 и механизмы ЭХП и ЭXЗ;
- надеть футляр и закрыть замки.
Мины, которые не переводились в боевое положение, после проверки  работоспособности и замены элемента 373 (при необходимости) могут устанавливаться повторно. Мины, которые переводились в боевое положение уничтожаются.

Запрещается обезвреживать:
- мины, которые не переводятся в безопасное положение;
- мины с обрезанными кабелями управления;
- мины, установленные в положение "ОБЪЕКТ", если до истечения времени замедления осталось менее 30% от установленного времени замедления или менее двух суток.

Мины МЗУ, не подлежащие обезвреживанию, уничтожаются на месте установки последовательными взрывами накладных зарядов массой 2-3 кг до получения взрыва основного заряда мины. Уничтожение мин, установленных в положение "ОБЪЕКТ", производится после истечения двойного времени замедления. Для уничтожения мин, установленных в положение "АВТО", применяются заряды, не имеющие металлических деталей. Человек, устанавливающий заряд, не должен иметь ферромагнитных предметов (оружие, лопата и др.). Подход к минам, установленным в положение "ПОЕЗД", для установки зарядов производится осторожно, без топания ногами. Взрывание зарядов производится с безопасного расстояния электрическим способом.

Основные тактико-технические характеристики мины МЗУ
Тип - Неконтактная, управляемая
Масса мины 19 кг
Масса взрывателя ВМЗУ - 3 кг
Масса основного заряда - 16 кг
Масса ВВ:
- детонатора во взрывателе (тетрил) 0,025 кг
- основного заряда (тротил) 12 кг
Диаметр 200 мм
Высота мины 453 мм
Высота взрывателя 163 мм
Датчики цели - Вибрационный и магнитный
Механизмы дальнего взведения и замедления - Электрохимические
Время взведения - От 10 до 180 мин
Время замедления - От 1 до 60 суток или без замедления
Погрешность срабатывания:
- при замедлении свыше двух суток - От -10 до +70%
- при замедлении до двух суток - До +150%
Глубина установки:
- на автомобильной дороге 0,2-1,0 м
- на железной дороге 0,5-1,5 м
Температурный диапазон применения - От -15 до +40°С

Состав комплекта
Взрыватель ВМЗУ - 1
Комплектующие элементы взрывателя:
источник тока (элемент 373) - 3 (на два взрывателя и пульт)
механизм ЭХП - 1
механизм ЭХЗ - 1
кабель управления - 1
Основной заряд - 1