http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/triton-2-01.jpg

Мини-субмарины семейства «Тритон-2» разработаны в интересах отечественного военно-морского спецназа, предназначены для патрулирования акваторий портов и рейдов, доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, минирования кораблей, подводных лодок, судов и объектов военно-морских баз и пунктов базирования противника, а также исследования морского дна в пределах глубины погружения. Разработка и постановка на вооружение советского военно-морского спецназа групповых подводных носителей типа «Тритон-1» существенно повысили боевой потенциал и возможности его подразделений по решению возлагаемых на них задач. Однако, достаточно быстро стало понятно, что полностью удовлетворить имеющиеся у командования Разведки Военно-Морского Флота СССР требования двухместная сверхмалая подводная лодка все же была не совсем способна. В результате, наряду с запланированной модернизацией собственно самого «Тритона-1» было решено создавать для отечественных боевых пловцов групповой подводный носитель совершенно нового типа (хотя, что интересно, работы по этой теме осуществлялись тоже как модернизация этого образца военно-морской техники специального назначения).

Все началось с того, что, как указывают в фундаментальном труде «Морской спецназ. История (1938 - 1968 гг.)», вышедшем в санкт-петербургском издательстве «Галея Принт» в 2001 году, его авторы контр-адмирал Владислав Леонидович Зарембовский и капитан 1 ранга Юрий Иванович Колесников, заказчиком - командованием Разведки ВМФ - были разработаны тактико-технические требования на модернизацию сверхмалой подводной лодки типа «Тритон-1», которые затем, в ноябре 1962 года, были утверждены начальником Главного штаба ВМФ СССР. Основными из этих требований, по словам авторов упомянутого труда, были следующие: обеспечить дальность плавания экономической скоростью 3-4 узла не менее, чем 60 миль (судя по всему, речь идет в данном случае о дальности плавания в подводном положении), а максимальную скорость плавания - в пределах 6-7 узлов; обеспечить возможность доставки «сверхмалюткой» в район операции груза массой до 500 кг; предусмотреть возможность размещения на мини-подлодке экипажа в составе четырех или пяти человек - один водитель и три или четыре водолаза-разведчика (боевых пловца), а также обеспечить возможность эксплуатации модернизированной мини-субмарины в условиях волнения моря до 6 баллов.

Кроме того, в представленных заказчиком требованиях упоминалось и различное специализированное оборудование, которое разработчику необходимо было установить на новой сверхмалой подводной лодке: современный малогабаритный навигационный комплекс; аппаратура выхода группового подводного носителя (СМПЛ) на гидроакустический маяк; бортовые средства радиосвязи коротковолнового диапазона для обеспечения связи в надводном и подводном положениях с надводными кораблями или береговыми постами и командными пунктами; аппаратура обеспечения звукоподводной связи между водолазами-разведчиками, находящимися в кабине мини-субмарины, и т.д. Однако, как указывают авторы труда, «на существующем носителе эти требования явно не могли быть выполнены», поэтому, как указывают контр-адмирал В.Л. Зарембовский и капитан 1 ранга Ю.И. Колесников, коллективу профильного спецотдела - самостоятельному подразделению, образованному на базе упоминавшейся в предыдущих частях специальной лаборатории Института аварийно-спасательной службы ВМФ, - на 1963 год была задана специальная научно-исследовательская работа (НИР), которая получила наименование «Модернизация аппарата "Тритон"». По итогом выполненных исследований данная работа в целом подтвердила возможность создания группового подводного носителя массой порядка 3-4 тонн, отвечающего требованиям заказчика и способного погружаться на предельную глубину до 40 метров.

Кроме того, данная работа послужила еще и отправной точкой для опытно-конструкторской работы (ОКР) «Разработка и изготовление опытных образцов самоходного подводного аппарата из стеклопластика с новым навигационным и гидроакустическим вооружением». Причем, в соответствии с дополнительными требованиями, перспективная мини-субмарина, по замыслу заказчика, должна была после использования в течение 5-6 часов оставаться затем на грунте вплоть до 10 суток, полностью сохраняя при этом свою боеспособность и готовность к применению. 11 марта 1964 года тактико-техническое задание на перспективный групповой подводный носитель боевых пловцов было утверждено Главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Сергеем Георгиевичем Горшковым, а самой работе (программе) присваивается шифр «Тритон-2». Причем, что интересно, согласно утвержденному документу, на испытания надлежало представить не только две мини-субмарины, выполненные из стеклопластика, но еще и одну «сверхмалютку», изготовленную из традиционного алюминиево-магниевого сплава.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/triton-2-02.jpg

Примечательно, что, как указывают в своей работе контр-адмирал В.Л. Зарембовский и капитан 1 ранга Ю.И. Колесников, в июле 1963 года - т.е. еще до окончания работ по указанной выше НИР - командование Разведывательного управления Главного штаба ВМФ получило согласие Ленинградского Совнархоза (такова была в тот период времени организация хозяйственно-экономической структуры нашего государства) на выполнение работ по постройке «подводного аппарата для водолазов с корпусом из стеклопластика с новым гидроакустическим и навигационным оборудованием». При этом проектирование новой сверхмалой подводной лодки, которой был присвоен шифр «Тритон-2М», осуществлялось специалистами Конструкторского бюро проектирования буксиров (главный конструктор проекта - В.И. Синяков), тогда как постройка нового образца военно-морской техники специального назначения была поручена специалистам расположенного в Гатчине, Ленинградская область, электромеханического завода «Гатчинский металлист» (с июля 1967 года - электромеханический завод «Буревестник» Министерства судостроительной промышленности СССР, а в настоящее время - ПАО «Завод «Буревестник»).

Согласно плану работ, в октябре 1964 года строителям надлежало начать постройку новой спецназовской «сверхмалютки», а в декабре 1966 года - сдать ее заказчику после проведения всех необходимых испытаний. Затем, после корректировки документации, планировалось приступить к постройке серии мини-подлодок нового типа. Однако, как указывает В.А. Чемоданов в своей работе «Сверхмалые подводные лодки "Тритон-2" и "Тритон-1М"», опубликованной в альманахе «Гангут» № 14 за 1998 год, в 1966 году во время посещения указанного предприятия заместитель министра судостроительной промышленности Герой Социалистического Труда, инженер-вице-адмирал Михаил Васильевич Егоров (17.01.1907 - 27.05.2000), обратив внимание на построенную силами завода «сверхмалютку» нового типа, распорядился передать работы по данному проекту в Центральное проектное бюро (ЦПБ) «Волна» (с 1974 года вместе с СПМБМ вошло в состав Союзного проектно-монтажного бюро машиностроения «Малахит», которое сегодня входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»), а постройку этих спецназовских мини-подлодок отныне вести на ленинградском Ново-Адмиралтейском заводе (с 1972 года - в составе Ленинградского адмиралтейского объединения, в настоящее время - АО «Адмиралтейские верфи» в составе АО «Объединенная судостроительная корпорация»).

«Передача была оформлена приказом министра судостроительной промышленности от 1 августа 1966 года, по которому в ЦПБ «Волна» перешли главный конструктор В.И. Синяков и группа конструкторов - Р.А. Щербаков, О.В. Ионов, В.В. Михайлов и другие, - указывает далее В.А. Чемоданов. - К моменту передачи работ макетный образец сверхмалой подводной лодки - носителя водолазов «Тритон-2М» уже проходил конструкторские испытания на Черном море в районе Феодосии. 20 октября 1966 года были закончены швартовные испытания и начаты ходовые. В ноябре «Тритон-2М» сделал восемь выходов в надводном и подводном положениях, а в декабре макетный образец был доставлен на завод «Гатчинский металлист» для доработки».

Здесь следует добавить, что, как указывают в своем труде контр-адмирал В.Л. Зарембовский и капитан 1 ранга Ю.И. Колесников, в ходе проводившихся в октябре-ноябре 1966 года лабораторных испытаний макетного образца новой «сверхмалютки» специалистами испытательной группы, которую возглавлял капитан 2 ранга А.П. Юрнев, была выполнена оценка соответствия его реальных тактико-технических данных требованиям тактико-технического задания заказчика, а также были выработаны рекомендации в части изготовления опытного образца сверхмалой подводной лодки специального назначения нового типа. Согласно информации, изложенной в фундаментальном историческом труде-каталоге «"Малахит" - подводным силам России», подготовленном под общей редакцией генерального конструктора СПМБМ «Малахит» Владимира Николаевича Пялова и вышедшем в санкт-петербургском издательстве «Гангут» в 2006 году, по результатам испытаний макетного образца инженерами-конструкторами ЦПБ «Волна» под наблюдением специалистов Научно-исследовательского института №40 (НИИ-40) Военно-Морского Флота СССР были выполнены дополнительные проектные работы, которые осуществлялись совместно с представителями предприятий и организаций - разработчиков основного комплектующего оборудования новой «сверхмалютки».

Таковыми выступали следующие предприятия и организации:
- Бакинский электромеханический институт (БЭМИ), который входил в состав Министерства судостроительной промышленности СССР и отвечал за разработку навигационного комплекса мини-субмарины «Самур», главным конструктором которого был назначен Ю.К. Николаев (на базе данного института в 1982 году было образовано Научно-производственное объединение (НПО) «Норд», являвшееся головным предприятием указанного министерства по обеспечению кораблей и судов Военно-Морского Флота и судов Морского флота штурманским оборудованием и приборами. В настоящее время это Научно-производственное предприятие (НПП) «Далга» Министерства оборонной промышленности Азербайджанской Республики, имеющее ту же специализацию);
- Центральный научно-исследовательский институт «Аврора» Министерства судостроительной промышленности СССР, который отвечал за работы по системе автоматического управления «Александрит» (главный конструктор - А.Н. Бабаев);
- Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Винт» Министерства судостроительной промышленности СССР (первоначально - ЦКБ-20, впоследствии - НПО «Винт», а сегодня - Головной филиал «НПО «Винт» АО «Центр судостроения "Звездочка"»), которому поручили создание движительно-рулевого комплекса с гребным винтом в насадке Корта (главный конструктор - Н.С. Аврашков);
- Специальное конструкторское бюро по проектированию кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры (СКБ-КДА; в настоящее время - АО «КАМПО»), которое относилось к Министерству химической промышленности СССР, как и в случае с групповыми подводными носителями семейства «Тритон-1», отвечало за создание стационарной дыхательной системы с автоматическим контролем и регулированием процентного содержания кислорода в газовой смеси по глубине в соответствии с заданной программой на глубинах от 0 до 40 метров, которая получила обозначение СДО-1 (главный конструктор системы - Ю.В. Китаев, главный наблюдающий от ВМФ СССР - капитан-лейтенант В.М. Шаров).

В июне-сентябре 1969 года доработанный макетный образец сверхмалой подводной лодки типа «Тритон-2М» прошел морские испытания, в ходе которых оценивалась работа опытных образцов установленных на мини-субмарину технических средств, различных оборудования и систем непосредственно в эксплуатационных условиях. По их результатам в октябре 1969 года эскизный проект новой спецназовской «сверхмалютки», разработанный под руководством главного конструктора Я.Е. Евграфова, был откорректирован и представлен, как говорится, на суд заказчика. Окончательно технический проект мини-субмарины, получившей обозначение «Тритон-2» (проект 09080) был завершен в июне 1970 года, а утвержден он был совместным решением командования Военно-Морского Флота и руководства Министерства судостроительной промышленности СССР от 11 ноября 1970 года - после соответствующего рассмотрения специалистами. Причем по сравнению с первоначальным вариантом это уже была существенно доработанная «сверхмалютка», корпус которой изготавливался теперь не из стеклопластика, а из алюминиево-магниевого сплава.

В свою очередь обе кабины легководолазов были выполнены прочными и непроницаемыми - для защиты боевых пловцов от высокого давления забортной воды: они заполнялись водой при погружении мини-подлодки и герметизировались у поверхности воды, благодаря чему боевые пловцы находились все время в кабине в воде, но при постоянном давлении - независимо от глубины погружения. Добавим также, что в надводном положении новая мини-субмарина могла совершать плавание при волнении моря до 3 баллов. В то же время у новой «сверхмалютки» имелось несколько сухих прочных непроницаемых объемов («помещений»): пульт управления мини-подлодкой, расположенный в носовой кабине; приборный отсек, расположенный между двумя кабинами СМПЛ; аккумуляторная яма, которая располагалась под приборным отсеком; а также электромоторный отсек, размещавшийся в кормовой части «Тритона-2».

Согласно информации, приведенной в книге-справочнике «"Малахит" - подводным силам России», главная энергетическая установка новой мини-подлодки являлась электрической и включала в свой состав гребной электродвигатель марки П-32М мощностью 8,5 кВт и шесть групп аккумуляторных батарей типа СЦ-200, расположенных по 220 элементов в каждой. В то же время, в работе В.А. Чемоданова «Сверхмалые подводные лодки "Тритон-2" и "Тритон-1М"» приведен другой состав главной энергетической установки СМПЛ типа «Тритон-2»: гребной электродвигатель марки П41М мощностью 6/8 кВт при напряжении 115/140 Вт, две группы серебряно-цинковых аккумуляторных батарей емкостью 500 А/ч по 76 элементов в каждой. Работа гребного электродвигателя обеспечивала вращение гребного винта в насадке Корта. В совокупности это был движительно-рулевой комплекс типа ДРК-1. Новая «сверхмалютка» получила комплект специально разработанного для этих целей радиоэлектронного вооружения: система автоматического управления по курсу и глубине «Александрит», навигационный комплекс «Самур», радиостанция «Наяда», а также гидроакустические средства - аппаратура ВГМ-459, аппаратура подводной связи МГВ-6В, бортовое переговорное устройство БПУ-7.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/triton-2-04.jpg

В июне 1971 года рабоче-конструкторская документация на сверхмалую подводную лодку типа «Тритон-2» была передана Ново-Адмиралтейскому заводу, а ближе к концу того же года указанное предприятие получило и всю эксплуатационную и сдаточную техническую документацию на новую СМПЛ. После этого в течение 1972-1973 годов на предприятии осуществлялась постройка двух первых опытных образцов нового группового подводного носителя, тогда как третья мини-подлодка строилась одновременно для проведения гидравлических испытаний на предельное давление. В июне 1973 года последнее испытание было успешно выполнено, а в следующем, 1974-м, году опытная партия из двух мини-подлодок была передана комиссии государственной приемки, которую со стороны заказчика возглавлял капитан 1 ранга Н.А. Мышкин. В сентябре того же года комиссия завершила государственные испытания опытных образцов и передала последние в боевой состав советского Военно-Морского Флота.

По результатам госиспытаний разработчик внес соответствующие корректировки в рабочие чертежи и техническую документацию для постройки серийной партии новых «сверхмалюток», после чего Ленинградское адмиралтейское объединение в период 1974-1985 годов построило серию еще из 11 сверхмалых подводных лодок типа «Тритон-2». В заключение исторического описания данного уникального отечественного проекта следует отметить, что в ЦПБ «Волна» главным конструктором по теме сверхмалых подводных лодок - групповых носителей легководолазов был назначен Яков Евграфович Евграфов (1904-1970), которого в 1970 году в связи с его уходом на пенсию сменил Е.С. Корсуков. Затем должность главного конструктора занимали последовательно Л.В. Чернопятов (1971 г.) и С.А. Дементьев (1972 г.). В свою очередь, его заместителем первоначально стал В.И. Синяков, которого в 1968 году сменил В.С. Спиридонов. В свою очередь, главным наблюдающим от ВМФ СССР был назначен В.И. Десятов, которого позднее сменил В.И. Шаров.

В советском «Военно-морском словаре», изданном в 1990 году под редакцией тогдашнего Главнокомандующего ВМФ СССР Героя Советского Союза адмирала флота Владимира Николаевича Чернавина, термин «сверхмалая подводная лодка» отсутствует как таковой вообще. Равно как и термин «групповой подводный носитель» (есть только термин «человеко-торпеда», но это уже из другой области). И это отнюдь не из-за относительно небольшого объема этого фундаментального труда - во всем была виновата секретность, окружавшая тогда, да и окружающая до сих пор, тему военно-морского спецназа и все, что с ним связано. Особенно в плане его боевой деятельности. В полном объеме это относится и к сверхмалым подводным лодкам типа «Тритон-2» - мы практически ничего не знаем о результатах их применения по предназначению. Впрочем, одно мы знаем точно: если верить информации, изложенной в ряде открытых источников, мини-субмарины данного типа были сняты с вооружения еще в прошлом веке. И сегодня несколько СМПЛ типа «Тритон-2» можно увидеть в различных музеях.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/triton-2-05.jpg

Однако, сама идея создания в интересах военно-морского спецназа такого образца военно-морской техники, как сверхмалая подводная лодка или групповой подводный носитель легководолазов, оказалась весьма востребованной. В результате специалистами Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» был создан усовершенствованный вариант данного образца военно-морской техники специального назначения, который также относится к мини-субмаринам так называемого мокрого типа. Следует отметить при этом, что в конструктивном плане модернизированная сверхмалая подводная лодка типа «Тритон-2» уже существенным образом отличается от своей предшественницы советского периода. Причем отличается как в части своих внешних обводов, так и в части внутреннего устройства «сверхмалютки». Хотя, безусловно, есть в этих двух вариантах «Тритонов-2» и совпадения: в частности, данный образец военно-морской техники спецназначения по-прежнему рассчитан на доставку к месту проведения операции группы из шести легководолазов (боевых пловцов), включая двух человек в кабине управления (водители). Если же обратиться к конструктивным особенностям модернизированного «Тритона-2», то они будут следующими.

В первую очередь, сверхмалая подводная лодка нового поколения отличается формой своего корпуса - опишем эти отличия более подробно. Советский «Тритон-2», как уже отмечалось выше, обладал достаточно сложной архитектурой - его корпус имел продолговатую, овальную в продольном разрезе форму с расположенными снизу и сверху «выступами». Сверху имелся «горб»-надстройка с небольшой носовой «башенкой» (рубочным люком с иллюминаторами), в котором располагались люки для посадки/выхода боевых пловцов, а также различные магистрали и оборудование «сверхмалютки», снизу можно увидеть выступ в том районе, где внутри мини-субмарины располагаются балласт и аккумуляторные батареи, а с боков мини-подлодки видны продолговатой формы «наплывы», закрывающие, видимо, устройства для забора/удаления забортной воды и пр.

В свою очередь, групповой подводный носитель «Тритон-2» российского происхождения имеет уже чистый, зализанный корпус продолговатой, овальной в продольном разрезе формы с двумя кабинами для легководолазов, которые сверху закрываются сдвижными крышками из прочного и прозрачного материала: первая, носовая, кабина рассчитана на двух боевых пловцов, включая водителя, а вторая - на четырех боевых пловцов, посадка которых осуществляется в два ряда лицом друг к другу.

Есть у рассматриваемых модификаций сверхмалой подводной лодки некоторые различия и в конструкции кормового винто-рулевого комплекса - движителя и оперения: несмотря на то, что в обоих случаях был применен гребной винт в хорошо знакомой многим насадке Корта, у советского «Тритона-2» за выполненной неподвижно насадкой располагается кормовой вертикальный руль, а у его российского потомка, судя по изображениям в рекламно-информационных материалах компании-разработчика и по внешнему виду представленных им на разных выставочных мероприятиях моделям, такого руля нет - получается, что у этой «сверхмалютки» насадка Корта выполнена поворотной. Кроме того, в обоих вариантах СМПЛ типа «Тритон-2» имеется кормовое горизонтальное оперение с кормовыми горизонтальными рулями, которые позволяют управлять рассматриваемой «сверхмалюткой» по глубине.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/triton-2-06.jpg

Рассмотрим конструкцию российского варианта «Тритона-2» более подробно. Корпус данной модернизированной сверхмалой подводной лодки, судя по рекламно-информационным материалам компании-разработчика, относится также к так называемому мокрому типу и условно делится на четыре отсека. Первый отсек - кабина, рассчитанная на двух легководолазов, в которой располагаются органы и приборы управления сверхмалой подводной лодкой. Подробной информации по составу этого оборудования разработчик в своих материалах не указывает, но можно с определенной долей вероятности предположить, что в этой кабине установлен единый пульт управления движением мини-субмарины и ее техническими средствами, в целом аналогичный тому, что применен на модернизированной сверхмалой подводной лодке типа «Тритон-1». Также здесь должно быть и другое оборудование, необходимое для управления движением сверхмалой подлодки и применением ее по предназначению. Кроме того, перед сдвижной защитной крышкой водительской кабины расположено остекление - из прочного ударостойкого материала, которое обеспечивает достаточно комфортный обзор.

Второй отсек модернизированной СМПЛ «Тритон-2» представляет собой кабину, рассчитанную на четырех легководолазов - они размещаются попарно на специально оборудованных сидениях лицом друг к другу. При этом за спинами той пары легководолазов, которая располагается ближе к корме мини-подлодки, установлена вторая «двухэтажная» стойка с аккумуляторными батареями (имеет круглое сечение в горизонтальной плоскости), а также четыре баллона неизвестного назначения (возможно, со сжатым воздухом). Возможно также, что в нижней части этого отсека, фактически под сидениями боевых пловцов и под их ногами, размещаются баллоны со сжатым воздухом и различные элементы корабельных систем (по крайней мере, такие элементы оборудования указаны на рисунках в рекламно-информационных материалах СМПБМ «Малахит»). Следует отметить тот факт, что обе эти кабины, формирующие первый и второй отсеки «сверхмалютки», не разграничиваются между собой какой-либо перегородкой - ее роль играют, судя по рисункам, две конструкции, которые, как представляется, являются установленными друг на друга аккумуляторными батареями.

Последние, если судить по приведенным в рекламно-информационных материалах компании-разработчика схемам, так же, как и упомянутая выше другая группа аккумуляторных батарей, имеют в горизонтальной плоскости круглое сечение. В третьем, моторном, отсеке модернизированного «Тритона-2» размещаются, как можно предположить, элементы главной энергетической установки - приводы пятилопастного гребного винта, преобразователи тока и т.п. Причем, что интересно, в данном случае между вторым и третьим отсеками мини-субмарины уже установлена прочная перегородка. Возможно, что она даже выполнена водонепроницаемой. Наконец, четвертый отсек модернизированной сверхмалой подводной лодки типа «Три-тон-2» представляет собой винто-рулевую группу с приводами гребного винта, установленного в поворотной насадке Корта, и приводами кормовых горизонтальных рулей для управления движением мини-субмарины по глубине.

В заключение нашего материала, посвященного модернизированной сверхмалой подводной лодке типа «Тритон-2», следует особо отметить, что, судя по конструкции модели неатомной подводной лодки проекта П-750Б «Сервал», представленной на объединенном стенде Объединенной судостроительной корпорации в рамках десятого Международного военно-морского салона, проходившего в Санкт-Петербурге в период с 23 по 27 июня 2021 года, рассматриваемый нами групповой подводный носитель может размещаться в специальном отсеке в носовой части этой субмарины. Данный отсек располагается прямо над носовыми торпедными аппаратами субмарины и хорошо виден на фотографиях модели «Сервала», сверху он закрыт двухстворчатым люком (причем «сверхмалютка» размещается в отсеке, судя по модели, кормой вперед по движению подлодки-носителя). Размещение «Тритона-2» на борту этой неатомной подводной лодки позволяет существенным образом повысить боевой потенциал последней и расширить спектр решаемых ею боевых задач.

Технические характеристики СМПЛ «Тритон-2» (проект 09080) / СМПЛ «Тритон-2» (модернизированный)
Архитектурно-конструктивный тип - однокорпусная, с проницаемым корпусом («мокрый» тип)
Материал корпуса - алюминиево-магниевый сплав
Водоизмещение нормальное куб. метров 3,7 / 4,4
Длина корпуса наибольшая, метров 9,5 / около 9,0
Ширина корпуса наибольшая, метров  1,6 / 1,6
Осадка средняя, метров  1,8 / н/д
Высота корпуса, метров  2,17 / 1,6
Запас плавучести, в % отношении к нормальному водоизмещению 6,3 / около 8,0
Глубина погружения предельная, метров  40,0 / 40,0
Глубина погружения рабочая, метров  32,0 / н/д
Максимальная скорость полного подводного хода (скорость движения под водой в горизонтальной плоскости), узлов  5,5 / около 6
Дальность плавания скоростью полного подводного хода за одну зарядку аккумуляторной батареи, миль 60 / 60
Количество транспортируемых легководолазов, человек  6 / 6 Автономность, часов 12 / 12
Энергетическая установка - электрическая (аккумуляторная батарея) / электрическая (аккумуляторная батарея)