http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/pr-907-triton-1m-01.jpg

В связи с необходимостью создания в интересах подразделений спецназначения Разведки ВМФ специальных подводных средств движения - транспортировщиков легководолазов и их вооружения и снаряжения - в 1957 году сотрудники специальной лаборатории, которая была образована для осуществления работ в интересах сил спецназначения в Институте аварийно-спасательной службы Военно-Морского Флота (в 1957 году он вошел на правах отдельного, 7-го управления, в состав Центрального научно-исследовательского института Военного Кораблестроения ВМФ), приступили к изучению возможности создания двухместного самодвижущегося подводного аппарата. В сжатые сроки советские специалисты выполняют разработку тактико-технического задания и аванпроектирование нового подводного аппарата, после чего распоряжением начальника Аварийно-спасательной службы (АСС) Военно-Морского Флота изготовление его макета поручается Заводу №3, подчиненному АСС ВМФ.

В апреле следующего, 1958-го, года 1-й заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР адмирал Арсений Григорьевич Головко, временно исполнявший на тот момент обязанности Главкома, разрешает Главному управлению кораблестроения выделить 100 тыс. рублей и выдать заказ на рабочее проектирование перспективного транспортировщика легководолазов Центральному конструкторскому бюро №50 (ЦКБ-50) Министерства судостроительной промышленности (в 1966 году переименовано в Западное проектно-конструкторское бюро, а в 1998 году вошло в состав Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз» - сегодня АО «ЦМКБ «Алмаз» в составе АО «Объединенная судостроительная корпорация»). А уже в августе того же года в районе Каспийска успешно прошли лабораторные и заводские испытания нового подводного аппарата спецназначения.

В конструктивном плане новый групповой подводный носитель легководолазов, получивший обозначение «Тритон» и имевший продолговатую форму, состоял из носового отсека, в котором размещалась аккумуляторная батарея из 12 элементов типа «Т-7»; средней проницаемой части с двухместной кабиной, оборудованной защитным блистером (он откидывался вбок), средствами контроля и управления этим подводным аппаратом (рукоятка управления вертикальным и горизонтальным рулями, пускатель гребного электродвигателя, приборы контроля за работой гребной установки и глубиномер) и воздушными баллонами, а также кормового отсека, в котором размещался гребной электродвигатель мощностью 1,5 кВт с одноступенчатым редуктором, понижающим обороты двигателя до 480 оборотов в минуту. Балластные цистерны располагались в носовом и кормовом отсеках, а на валу гребного электродвигателя был установлен трехлопастный гребной винт диаметром 400 мм. При этом подводный аппарат «Тритон» имел следующие основные тактико-технические характеристики: длина - 5500 мм, диаметр - 700 мм, масса - 750 кг.

После проведения испытаний «Тритона», на которых он прошел под водой без всплытия дистанцию 8 миль со скоростью подводного хода 2,3 узла, показав при этом хорошую управляемость, и проведения последующей корректировки рабочей документации новый групповой подводный носитель легководолазов поступил в серийное производство на упомянутом выше Заводе №3 АСС ВМФ. После проведения государственных испытаний, в которых приняли участие опытные образцы «Тритона», новый носитель легководолазов 11 ноября 1959 года принимается на снабжение спецчастей Разведки ВМФ СССР. В конце того же года по одному носителю получают подразделения спецназа флотов (морские разведывательные пункты - МРП), а завод-изготовитель получает на следующий год заказ на сборку 12 таких аппаратов. С 1960 года началось ускоренное освоение личным составом частей носителей «Тритон» в эксплуатации.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/pr-907-triton-1m-02.jpg

Носители типа «Тритон» активно участвуют в различных учениях, в ходе которых демонстрируют высокую вероятность прорыва групп водолазов-разведчиков на таких подводных аппаратах внутрь даже хорошо охраняемых баз, пунктов базирования и гаваней. В частности, 4-5 августа 1961 года группа спецназовцев Балтийского флота под командой капитан-лейтенанта В.С. Авинкина проникает в подводном положении на «Тритонах» и буксировщиках во внутреннюю гавань военно-морской базы Балтийск и условно атакует назначенные объекты, а 15 октября 1961 года экипаж «Тритона» скрытно проникает в Беккеровскую гавань Таллиннской военно-морской базы и демонстративно всплывает в 30 метрах от пирсов, где ошвартованы подводные лодки, после чего погружается и так же незаметно покидает базу. И в тот же день «Тритон» под управлением матроса Н.Ф. Чубича, дважды форсировав боносетевые заграждения, условно атаковал малый противолодочный корабль и эсминец «Серьезный», скрытно подходя вплотную к борту этих боевых кораблей.

Когда на Черном море проводили испытания «Тритона», специально для этого был создан прибор, который изобретатели назвали «Безопасность». Он должен был показывать глубину спокойного безопасного плавания. Если погрузился глубже предела, срабатывала сигнализация, а потом автоматически включалась продувка цистерны. Как им предполагалось пользоваться? Горит зеленая лампочка, значит, аппарат идет на глубине от 3 до 7 метров. Если глубже - загорается красная лампочка и затем начинается продувка. Но не учли изобретатели, что в солнечный день вообще не видно, какая из лампочек горит, да и цвет под водой меняется. Спрашиваю конструкторов: «Почему прибор со стрелкой спрятали внутрь? Я же должен точно знать, на какой глубине идет аппарат. Не лучше ли просто поставить обычный глубиномер?» Вразумительного ответа я, конечно, не получил. Создавалось такое впечатление, что изобретали «новинки» просто ради того, чтобы изобретать. Впрочем, жизнь все расставила по своим местам, и постепенно, в процессе эксплуатации, изделие становилось все лучше и лучше».

Особо же отличились разведчики Балтийского флота на проводившихся в августе 1961 года опытовых учениях военно-морского спецназа «Комплексная проверка боевых возможностей и способов использования сил и средств ВР» (ВР - водолазы-разведчики): разведывательно-диверсионная группа в составе шести человек на трех групповых носителях типа «Тритон» с грузовыми контейнерами осуществила высадку с надводного корабля в 5 милях от побережья, скрытно преодолела сигнально-противолодочные сети и гидроакустический барьер - причем еще и в условиях противодействия со стороны кораблей сил противолодочной обороны условного противника - выполнила минирование кораблей-целей учебными минами, а на безопасном расстоянии от кораблей «противника» подорвала еще и боевые мины, использовав для этого временные взрыватели. За достигнутые успехи Главнокомандующий ВМФ СССР, в то время еще адмирал, Сергей Георгиевич Горшков наградил всех отличившихся таким образом спецназовцев подарками. Особо стоит отметить, что в указанных трудах исследователей истории отечественного военно-морского спецназа отмечается: в 1970-е годы с целью обеспечения доставки «Тритонов» в район операции был разработан проект переоборудования корабля-торпедовоза в малый разведывательный корабль, по которому в такие, скажем так, «носители носителей» были переоборудованы два корабля - «Анемометр» и «Гироскоп».

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/pr-907-triton-1m-03.jpg

Подводя итог истории первого «Тритона», следует отметить, что он стал, как уже подчеркивалось выше, первой реализованной «в железе» попыткой советских военных специалистов и предприятий промышленности создать групповой подводный носитель легководолазов (боевых пловцов). Правда, достаточно быстро в ходе эксплуатации в частях специального назначения Разведки ВМФ был выявлен ряд недостатков, что потребовало создания более эффективных и совершенных образцов специальной военно-морской техники - двухместного группового подводного носителя типа «Тритон-1М» и более крупного группового подводного носителя, а, фактически, уже практически сверхмалой подводной лодки типа «Тритон-2». Но все же первый «Тритон» позволил отечественным инженерам-кораблестроителям и военнослужащим военно-морского спецназа приобрести определенный опыт в данной области, которого у них попросту не имелось на то время, а также разработать более совершенные тактико-технические требования, в соответствии с которыми и были созданы «Тритон-1М» и «Тритон-2».

В первые же годы эксплуатации групповых подводных носителей типа «Тритон» стало хорошо понятно, что этот подводный аппарат, достаточно ощутимо повышая боевой потенциал подразделений военно-морского спецназа, в то же время обладает целым рядом весьма существенных недостатков: малая скорость и дальность подводного хода, отсутствие навигационных приборов и необходимость подвсплывать для определения своего местоположения, слишком большой вес и ряд других. Настоятельно требовалась модернизация существующего или же разработка нового «морского конька» для боевых пловцов. Благодаря приобретенному нашими спецназовцами на тот момент достаточно богатому опыту применения групповых подводных носителей в конечном итоге было принято решение пойти по второму пути, в результате чего на свет появились аж два типа подводных носителей - двухместный «Тритон-1М» и шестиместный «Тритон-2». Последний мы подробно рассмотрим в одной из следующих частей нашего материала, а здесь остановимся на истории создания и особенностях конструкции «Тритона-1М».

История создания нового группового подводного носителя, получившего обозначение «Тритон-1М», судя по всему, началась в 1965 году. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать на основе информации, имеющейся по данному вопросу в отечественной литературе, посвященной истории создания и эксплуатации военно-морской техники специального назначения, поступившей в спецчасти Разведки ВМФ. Дело же заключается в том, что именно 6 марта этого года Главнокомандующий ВМФ СССР издает директиву «О создании специального подвижного отряда борьбы с ПДСС» (ПДСС - аббревиатура от термина «подводные диверсионные силы и средства»), в которой, во-первых, предписывалось к 1967 году сформировать подобного рода подразделение на Черноморском флоте, а, во-вторых, давались указания по созданию различных средств поражения подводных диверсантов противника и обеспечения самообороны своих военнослужащих-спецназовцев. «Начальнику Разведки ВМФ предписывалось до 1 мая 1966 года разработать тематическую карточку и ТТЗ на создание самоходного подводного двухместного аппарата «Т-1М», - указывается в упомянутом труде. Аппарат, обозначенный в директиве под шифром «Т-1М», и стал впоследствии тем самым «Тритоном-1М».

Создание перспективного группового подводного носителя осуществлялось в рамках опытно-конструкторской работы «Создание двухместного самоходного подводного аппарата для высадки разведчиков с НК», которая была включена в «Систему вооружения разведывательных частей специального назначения и специальной разведки СА и ВМФ на 1960-1970 годы». Последнюю утверждал лично начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР Маршалом Советского Союза Матвеем Василевичем Захаровым. Работы по проектированию нового подводного аппарата, ход которых пристально контролировался Генеральным штабом ВС СССР, руководство Министерства судостроительной промышленности СССР поручило коллективу Центрального конструкторского бюро №16 (ЦКБ-16; с 1 июля 1966 года - Центральное проектное бюро (ЦПБ) «Волна», с 1974 года вместе с Союзным проектно-монтажным бюро машиностроения (СПМБМ) вошло в состав СПМБМ «Малахит».

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/pr-907-triton-1m-04.jpg

Постройку же будущих «Тритонов-1М» поручили ленинградскому судостроительному заводу «Судомех». В свою очередь стационарную дыхательную систему СТП-2, которую предполагалось установить на новый групповой подводный носитель, поручалось создать коллективу орехово-зуевского Специального конструкторского бюро по проектированию кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры (СКБ-КДА), которое в настоящее время носит наименование АО «КАМПО». Работы по программе создания группового подводного носителя типа «Тритон-1М» в рамках упомянутого конструкторского бюро велись по техническому заданию НИИ-40 ВМФ СССР группой специалистов под руководством главного конструктора бюро по сверхмалым подводным лодкам-носителям водолазов Я.Е. Евграфова. Главным наблюдающим по проекту «Тритон-1М» (проект 09070 или также «В-482») был назначен Б.И. Гаврилов, которого позднее сменил Ю.И. Колесников.

Эскизный проект группового подводного носителя легководолазов-разведчиков «Тритон-1М» (проект 09070) был подготовлен под руководством Я.Е. Евграфова в 1968 году. Проектом предусматривалось изготовление корпуса двухместной мини-субмарины из алюминиево-магниевого сплава, тогда как двухместная кабина, в которой размещались легководолазы, должна была выполняться проницаемой - она заполнялась забортной водой. Одновременно шли и работы с различными контрагентами по вопросам создания для новых аппаратов различных технических средств. В частности, по выданным бюро тактико-техническим заданиям в кратчайший срок были разработаны технические проекты нескольких типов оборудования и систем для новой «сверхмалютки».

Разработка технического проекта двухместной сверхмалой подлодки «Тритон-1М» - группового подводного носителя легководолазов была завершена в декабре 1969 года и 4 апреля следующего, 1970-го, года он был окончательно утвержден совместным решением Министерства судостроительной промышленности и Военно-Морского Флота СССР. В результате это дало возможность конструкторскому коллективу ЦПБ «Волна» приступить к разработке рабочих чертежей и технической документации на «Тритон-1М» уже в 1970 году. Ну, а в третьем квартале того же года вся рабочая документация по новому групповому подводному носителю легководолазов была передана на Ново-Адмиралтейский завод (так с 25 октября 1966 года стал именоваться Завод №196). Эксплуатационная и сдаточная документация были переданы конструкторами на завод в четвертом квартале 1970 года и в том же году рабочие завода приступили к строительству первых групповых подводных носителей типа «Тритон-1М».